РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА
№ 25 (933) 13 – 19 ИЮНЯ 2012 ГОДА
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
20
В УГОДЬЯХ
В 2010 году состоялась передача всех
федеральных полномочий в сфере
охраны и использования охотничьих
ресурсов (за исключением
нормативного правового
регулирования и обеспечения охраны
и использования животных,
обитающих на особо охраняемых
природных территориях федерального
значения) субъектам Российской
Федерации. Но одной передачи
оказалось мало. Данное действие
требует перестройки самой системы.
К
огда контроль за состоянием здоро-
вья и домашних и диких животных
осуществлял Россельхознадзор,
опасные для здоровья человека и
животных эпизоотии выявлялись на
ранней стадии, а принимаемые меры в
какой-то степени позволяли достаточно
оперативно локализовать возникающие
очаги заболевания и проводить профилак-
тические мероприятия на прилегающих
территориях. После передачи полномочий
Министерству природных ресурсов России
и Росприроднадзору ситуация изменилась
в худшую сторону. Сведения о состоянии
здоровья диких животных, распростране-
нии среди них опасных заболеваний пере-
стали поступать в Россельхознадзор.
Соответственно прервалась связь: охотни-
чье хозяйство – эпидемиологическая безо-
пасность – сельское хозяйство. Факты
гибели диких животных от заболеваний
стали выявляться случайно, большей час-
тью по обращениям граждан, не имеющих
отношения ни к охотничьему хозяйству, ни
к государственным структурам.
Согласно имеющейся у меня статисти-
ке, распространение африканской чумы
свиней в домашнем животноводстве про-
грессирует: с 4 пораженных заболеванием
регионов в 2008 году до 14 регионов в
2011-м. В противоположность статистике
ветеринарного надзора в свиноводстве
ситуация с распространением африканс-
кой чумы свиней среди диких кабанов, по
сведениям охотничьих структур, в субъек-
тах РФ наоборот уменьшается. Количество
природных очагов АЧС снизилось: с 7 в
2009 году до 6 в 2011-м. А по данным на
март сего года, очаги АЧС присутствуют
только в трех субъектах Российской Феде-
рации. А вот по данным Россельхознадзо-
ра, общее число неблагополучных (инфи-
цированных АЧС) субъектов Российской
Федерации на сегодня 24.
Как такое возможно, мне непонятно.
Приведу пример по Тверской области. В
мае 2011 года, в Калининском районе, после
обнаружения незаконного захоронения тру-
пов домашних свиней, инфицированных
вирусом АЧС, Россельхознадзор получил
положительные результаты исследования
пат-материалов от диких кабанов в четырех
районах: Калининском, Торжокском, Вышне-
волоцком и Бологовском. Однако меры (уве-
личение лимита добычи кабанов) были при-
няты администрацией области только через
три месяца, да и ситуация с падежом каба-
нов в угодьях области осталась достоверно
неизвестной.
По анонимному опросу охотничьих
хозяйств в указанных четырех районах
области падеж кабанов к декабрю 2011
года составил несколько сот особей, а
объявление чрезвычайной ситуации в
области и решение о депопуляции кабанов
принято было только в марте 2012 года.
Трупы кабанов, погибших от заболеваний,
не уничтожались, что еще больше спо-
собствовало дальнейшему распростране-
нию эпизоотии.
Интересен и вот какой факт: с момента
передачи полномочий численность всех
видов диких копытных животных статисти-
чески (на бумаге) выросла в среднем на
40% с 2010 года и продолжает расти. В
отдельных регионах, по опросным сведени-
ям и экспертной оценке, численность диких
копытных завышена от 2 до 5 раз по раз-
личным видам животных: Приморский край,
Республика Бурятия, Иркутская область,
Свердловская область, Республика Дагес-
тан, Карачаево-Черкесская Республика,
Тверская область, Республика Карелия.
В результате возникает катастрофичес-
кий перепромысел! На грань полного унич-
тожения поставлено несколько видов
охотничьих животных: сайгак, кавказский
благородный олень, лесной подвид север-
ного оленя. Очень близко к грани исчезно-
вения подошли еще три вида: серна, евро-
пейская косуля и кабарга.
Факты отсутствия контроля можно
долго перечислять. Налаженный Россель-
хознадзором контроль за добычей соболя
(выдача ветеринарных свидетельств на
вывозимые с мест добывания и реализуе-
мые на аукционах шкурки соболя) после
передачи соответствующих функций пре-
кратился. В результате на международных
аукционах в Санкт-Петербурге и Копенга-
гене реализуется в 2,5 раза больше шку-
рок соболя, чем утверждено лимитом
добычи. А сколько шкурок оседает на
внутреннем рынке или уходит на «чер-
ный», вообще неизвестно. Думаю, лимит
добычи превышен в 7–8 раз, поскольку на
аукционы принимаются шкурки только
первого сорта, без дефекта, а это, как пра-
вило, треть всего добываемого соболя.
При этом численность соболя, по сведени-
ям субъектов РФ и МПР, также продолжа-
ет расти.
И при этом МПР ликвидирует единс-
твенное в РФ подведомственное государс-
твенное бюджетное учреждение «Центро-
хотконтроль», специализированное на
учете охотничьих ресурсов и реализации
мероприятий по воспроизводству и рассе-
лению диких животных. Функции переда-
ны научно-исследовательскому институту,
цели и задачи которого далеки от практи-
ческих мероприятий.
Фактически взаимодействие органов
исполнительной власти субъектов РФ в
области охраны и использования охотни-
чьих ресурсов, ветеринарных служб с
федеральными органами исполнительной
власти, налаженное МСХ и Россельхознад-
зором, разрушено. Контроль за исполне-
нием переданных полномочий в области
охоты и эпидемиологического благополу-
чия охотничьих ресурсов отсутствует. Пре-
доставляемые статистические сведения по
численности диких животных и состоянию
их здоровья недостоверны.
А ведь в связи со вступлением Россий-
ской Федерации во Всемирную торговую
организацию (ВТО) обеспечение гарантий
эпидемиологического благополучия реги-
онов, поставляющих продукцию питания и
продукцию охоты, являются международ-
ными обязательствами России.
Немало есть сведений, что на особо
охраняемых природных территориях, явля-
ющих природными резерватами биологи-
ческого разнообразия, проводится регули-
рование численности животных путем
отстрела, что является серьезным эколо-
гическим преступлением и способствует
развитию чиновничьей коррупции. Сеть
охотничьих заказников федерального зна-
чения и опытных охотничьих хозяйств
после зачистки ресурсов в целях регулиро-
вания численности ликвидирована.
Документы по нормативному правовому
обеспечению в сфере охраны и использо-
вания охотничьих ресурсов, произведен-
ные МПР за два года исполнения полномо-
чий, по безграмотности и цинизму приме-
нительно к использованию охотничьих
ресурсов не имеют равных в мире (см.
анализ в публикации журнала «ЭКОС» за
2011 год. –
Е.Г.
).
Есть и другие «неприятные» факты.
Из-за отсутствия инвестиций в охотничье
хозяйство происходит отток квалифици-
рованных кадров из сектора хозяйствен-
ной деятельности, падает объем денежных
масс, действующих в сфере охраны и
использования охотничьих животных,
уменьшается количество рабочих мест.
Даже приблизительно не представляет-
ся возможным рассчитать предстоящее
увеличение затрат бюджетов всех уровней
на мониторинговые исследования, каран-
тирование и дезобработку, а также приоб-
ретение лекарственных препаратов и вак-
цинацию диких и домашних животных от
различных заболеваний, получивших
широкое распространение. Например, с
2007 года по настоящее время при ликви-
дации очагов АЧС уничтожено около
440 тысяч голов свиней, только на компен-
сации отчужденных животных из субъек-
товых бюджетов выплачено более 1,3 млрд
рублей.
Учитывая комплексность создавшихся
проблем, необходимо в кратчайшие сроки
принять решение. А вот что делать – созда-
вать новую структуру или реанимировать
ранее успешно действовавшую – надо
думать. Хорошо думать…
НАДО ДУМАТЬ. ХОРОШО ДУМАТЬ
Елена ГОРБУНОВА, биолог-охотовед, фото автора
17-24.indd 4
08.06.2012 17:19:51