Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  20 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 24 Next Page
Page Background

РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА

№ 25 (933) 13 – 19 ИЮНЯ 2012 ГОДА

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

20

В УГОДЬЯХ

В 2010 году состоялась передача всех

федеральных полномочий в сфере

охраны и использования охотничьих

ресурсов (за исключением

нормативного правового

регулирования и обеспечения охраны

и использования животных,

обитающих на особо охраняемых

природных территориях федерального

значения) субъектам Российской

Федерации. Но одной передачи

оказалось мало. Данное действие

требует перестройки самой системы.

К

огда контроль за состоянием здоро-

вья и домашних и диких животных

осуществлял Россельхознадзор,

опасные для здоровья человека и

животных эпизоотии выявлялись на

ранней стадии, а принимаемые меры в

какой-то степени позволяли достаточно

оперативно локализовать возникающие

очаги заболевания и проводить профилак-

тические мероприятия на прилегающих

территориях. После передачи полномочий

Министерству природных ресурсов России

и Росприроднадзору ситуация изменилась

в худшую сторону. Сведения о состоянии

здоровья диких животных, распростране-

нии среди них опасных заболеваний пере-

стали поступать в Россельхознадзор.

Соответственно прервалась связь: охотни-

чье хозяйство – эпидемиологическая безо-

пасность – сельское хозяйство. Факты

гибели диких животных от заболеваний

стали выявляться случайно, большей час-

тью по обращениям граждан, не имеющих

отношения ни к охотничьему хозяйству, ни

к государственным структурам.

Согласно имеющейся у меня статисти-

ке, распространение африканской чумы

свиней в домашнем животноводстве про-

грессирует: с 4 пораженных заболеванием

регионов в 2008 году до 14 регионов в

2011-м. В противоположность статистике

ветеринарного надзора в свиноводстве

ситуация с распространением африканс-

кой чумы свиней среди диких кабанов, по

сведениям охотничьих структур, в субъек-

тах РФ наоборот уменьшается. Количество

природных очагов АЧС снизилось: с 7 в

2009 году до 6 в 2011-м. А по данным на

март сего года, очаги АЧС присутствуют

только в трех субъектах Российской Феде-

рации. А вот по данным Россельхознадзо-

ра, общее число неблагополучных (инфи-

цированных АЧС) субъектов Российской

Федерации на сегодня 24.

Как такое возможно, мне непонятно.

Приведу пример по Тверской области. В

мае 2011 года, в Калининском районе, после

обнаружения незаконного захоронения тру-

пов домашних свиней, инфицированных

вирусом АЧС, Россельхознадзор получил

положительные результаты исследования

пат-материалов от диких кабанов в четырех

районах: Калининском, Торжокском, Вышне-

волоцком и Бологовском. Однако меры (уве-

личение лимита добычи кабанов) были при-

няты администрацией области только через

три месяца, да и ситуация с падежом каба-

нов в угодьях области осталась достоверно

неизвестной.

По анонимному опросу охотничьих

хозяйств в указанных четырех районах

области падеж кабанов к декабрю 2011

года составил несколько сот особей, а

объявление чрезвычайной ситуации в

области и решение о депопуляции кабанов

принято было только в марте 2012 года.

Трупы кабанов, погибших от заболеваний,

не уничтожались, что еще больше спо-

собствовало дальнейшему распростране-

нию эпизоотии.

Интересен и вот какой факт: с момента

передачи полномочий численность всех

видов диких копытных животных статисти-

чески (на бумаге) выросла в среднем на

40% с 2010 года и продолжает расти. В

отдельных регионах, по опросным сведени-

ям и экспертной оценке, численность диких

копытных завышена от 2 до 5 раз по раз-

личным видам животных: Приморский край,

Республика Бурятия, Иркутская область,

Свердловская область, Республика Дагес-

тан, Карачаево-Черкесская Республика,

Тверская область, Республика Карелия.

В результате возникает катастрофичес-

кий перепромысел! На грань полного унич-

тожения поставлено несколько видов

охотничьих животных: сайгак, кавказский

благородный олень, лесной подвид север-

ного оленя. Очень близко к грани исчезно-

вения подошли еще три вида: серна, евро-

пейская косуля и кабарга.

Факты отсутствия контроля можно

долго перечислять. Налаженный Россель-

хознадзором контроль за добычей соболя

(выдача ветеринарных свидетельств на

вывозимые с мест добывания и реализуе-

мые на аукционах шкурки соболя) после

передачи соответствующих функций пре-

кратился. В результате на международных

аукционах в Санкт-Петербурге и Копенга-

гене реализуется в 2,5 раза больше шку-

рок соболя, чем утверждено лимитом

добычи. А сколько шкурок оседает на

внутреннем рынке или уходит на «чер-

ный», вообще неизвестно. Думаю, лимит

добычи превышен в 7–8 раз, поскольку на

аукционы принимаются шкурки только

первого сорта, без дефекта, а это, как пра-

вило, треть всего добываемого соболя.

При этом численность соболя, по сведени-

ям субъектов РФ и МПР, также продолжа-

ет расти.

И при этом МПР ликвидирует единс-

твенное в РФ подведомственное государс-

твенное бюджетное учреждение «Центро-

хотконтроль», специализированное на

учете охотничьих ресурсов и реализации

мероприятий по воспроизводству и рассе-

лению диких животных. Функции переда-

ны научно-исследовательскому институту,

цели и задачи которого далеки от практи-

ческих мероприятий.

Фактически взаимодействие органов

исполнительной власти субъектов РФ в

области охраны и использования охотни-

чьих ресурсов, ветеринарных служб с

федеральными органами исполнительной

власти, налаженное МСХ и Россельхознад-

зором, разрушено. Контроль за исполне-

нием переданных полномочий в области

охоты и эпидемиологического благополу-

чия охотничьих ресурсов отсутствует. Пре-

доставляемые статистические сведения по

численности диких животных и состоянию

их здоровья недостоверны.

А ведь в связи со вступлением Россий-

ской Федерации во Всемирную торговую

организацию (ВТО) обеспечение гарантий

эпидемиологического благополучия реги-

онов, поставляющих продукцию питания и

продукцию охоты, являются международ-

ными обязательствами России.

Немало есть сведений, что на особо

охраняемых природных территориях, явля-

ющих природными резерватами биологи-

ческого разнообразия, проводится регули-

рование численности животных путем

отстрела, что является серьезным эколо-

гическим преступлением и способствует

развитию чиновничьей коррупции. Сеть

охотничьих заказников федерального зна-

чения и опытных охотничьих хозяйств

после зачистки ресурсов в целях регулиро-

вания численности ликвидирована.

Документы по нормативному правовому

обеспечению в сфере охраны и использо-

вания охотничьих ресурсов, произведен-

ные МПР за два года исполнения полномо-

чий, по безграмотности и цинизму приме-

нительно к использованию охотничьих

ресурсов не имеют равных в мире (см.

анализ в публикации журнала «ЭКОС» за

2011 год. –

Е.Г.

).

Есть и другие «неприятные» факты.

Из-за отсутствия инвестиций в охотничье

хозяйство происходит отток квалифици-

рованных кадров из сектора хозяйствен-

ной деятельности, падает объем денежных

масс, действующих в сфере охраны и

использования охотничьих животных,

уменьшается количество рабочих мест.

Даже приблизительно не представляет-

ся возможным рассчитать предстоящее

увеличение затрат бюджетов всех уровней

на мониторинговые исследования, каран-

тирование и дезобработку, а также приоб-

ретение лекарственных препаратов и вак-

цинацию диких и домашних животных от

различных заболеваний, получивших

широкое распространение. Например, с

2007 года по настоящее время при ликви-

дации очагов АЧС уничтожено около

440 тысяч голов свиней, только на компен-

сации отчужденных животных из субъек-

товых бюджетов выплачено более 1,3 млрд

рублей.

Учитывая комплексность создавшихся

проблем, необходимо в кратчайшие сроки

принять решение. А вот что делать – созда-

вать новую структуру или реанимировать

ранее успешно действовавшую – надо

думать. Хорошо думать…

НАДО ДУМАТЬ. ХОРОШО ДУМАТЬ

Елена ГОРБУНОВА, биолог-охотовед, фото автора

17-24.indd 4

08.06.2012 17:19:51