Изображение Якутские зайцы поражают численностью
Изображение Якутские зайцы поражают численностью

Якутские зайцы поражают численностью

Заяц-беляк в Якутии - это нечто особое, культовое. Такого обилия зайцев у нас в стране больше нет нигде. Никто, конечно, никогда точно посчитать зайцев не мог, но по приблизительным оценкам их численность в годы пиков достигает в этом регионе миллионов.

Известны плотности до 400 зверьков на 1 кв.км.

Проще учитывать промысловый выход, который тоже, естественно, дает представление о численности.

Так вот, в годы максимума в отдельных районах добывается до 20 зверьков с 1 кв.км. угодий!

Как пишут якутские ученые М.Попов и Ю.Лабутин, в годы максимальной численности заячье мясо в Республике Саха равняется по объему 50 тыс. голов крупного рогатого скота!

В Якутии совершенно не развита охота на зайцев с гончими. Я там таких собак никогда не видывал. И это, надо думать, тоже связано с высокими плотностями зверьков.

Как в кедрачах Сибири и Дальнего Востока в годы высокой численности белки лайка-бельчатница не нужна, так и в Якутии при высокой численности зайцев охота на них с гончей не будет добычливее традиционных способов - загоном и петлями.

К тому же использование последних и охота с гончей не совместимы, поскольку собака во время гона может попасть в петлю.

Самые распространенные способы охоты на зайцев в Якутии: осенью - загоном, зимой - петлями или какими-либо иными самоловами.

Из моего опыта применения петель вспоминаются два случая. Однажды, находясь на полевых работах в низовьях Колымы, я перебрался по льду на один из островов этой реки и был поражен обилием заячьих следов. Походил с ружьем наизготовку, но никого не поднял.

Читайте материал "Заячья шкурка: делаем своими руками поделки для семьи"

Тогда на следующий день вернулся сюда и поставил три петли. И, проверяя их через два-три дня, всякий раз снимал зайцев. Позже из одного я сделал чучело и подарил его своему хозяину-эвенку, у которого квартировал. Что, впрочем, не помешало ему ответить мне черной неблагодарностью.

Случилось это так. В Походске, где мы жили, были проблемы с горячительными напитками. А приближался мой день рождения. Положение же складывалось такое: закуски в виде зайчатины - море, а вот выпивки нет. А какой же праздник без этого!

Тогда я попросил своего хозяина съездить в Нижнеколымск за “горючим” и привезти бутылку спирта. Он охотно согласился, съездил и привез.

19 октября я торжественно открыл ее, разлил по стаканам, развел водой “по широте”, чокнулся со своим напарником и... выпил какую-то низкоградусную гадость! Спирта в бутылке не оказалось. Взглянул на своего экспедитора, который сидел, опустив глаза долу, и все понял. Дорога была длинная и он в пути не удержался... А чтобы не было мне сразу заметно, долил бутылку водой.

Я вошел в его положение и упрекнул только в одном - зачем не предупредил. Я бы тогда не стал еще разводить: сильно разведенный спирт пить противно.

А с петельным ловом зайцев у меня был еще такой любопытный случай. Хотя петлю в этот раз ставил кто-то другой. Произошел он в Томпонском районе республики.

Изображение фото: Fotolia.com
фото: Fotolia.com 

Мы ехали на машине из аэропорта Теплый Ключ в Хандыгу, где базировалась наша экспедиция. Вдруг дорогу стал перебегать заяц. Шофер резко затормозил, схватил ружье, которое постоянно возил с собой, и выскочил из кабины.

Читайте материал "На русака: один и без собаки"

Заяц, между тем, перескочил дорогу, кювет и побежал вдоль него. Но... вдруг внезапно остановился. Шофер выстрелил, перебрался через кювет и торжественно поднял с земли зайца... в петле!

Наиболее же любимым способом охоты местного населения был в Якутии загонный - по чернотропу или мелкоснежью осенью. Этим способом добывалось большое количество зайцев, и в нем принимало участие огромное число охотников-любителей. Ни один из них, способный двигаться, не мог в это время усидеть дома!

Мы, работники экспедиции, тоже очень любили этот способ осенней охоты. Охотились обычно в пойме реки Алдан. Выезжали компанией на двух-трех мотоциклах с колясками. По прибытии на место делились на загонщиков и стрелков, которые всякий раз чередовались. Причем стреляли и те, и другие: стрелки - зайцев и тетеревов, тоже налетавших на них, загонщики - рябчиков и зайцев.

Так что быть в загоне было не менее выгодно, чем на стрелковом номере. Прочесывали пойменные лиственные леса, где отмечалась наибольшая концентрация зайцев.

При выборе места охоты боровая дичь во внимание не принималась, ибо считалась лишь попутным трофеем. Такие охоты оставляли незабываемое впечатление.

До сих пор перед моими глазами стоит заяц-инвалид, на которого я наткнулся во время загона и который передвигался только с помощью передних лап; заяц, который на моих глазах спрятался в завал из бревен и которого я так и не смог оттуда выгнать; заяц, который после моего дуплета на стрелковом номере рухнул как подкошенный, но убежал потом при приближении загонщиков; заяц, который проскочил мимо нашей уже собравшейся компании, когда мы зачехлили ружья и т.д. и т.п.

Читайте материал "Охота на зайца в узерку и по малику"

По завершении всех загонов добыча выкладывалась на землю и делилась между всеми участниками поровну, независимо от личного вклада каждого. Завершалось все это импровизированным банкетом, на котором охотник, отстрелявший наибольшее количество дичи, провозглашался королем охоты.

Я не помню случая, чтобы мы добывали очень много дичи, но и пустыми никогда не возвращались. При этом надо иметь в виду то, что годы нашей активной охоты на зайцев совпали с периодом понижения их численности. Пики численности зайцев в Якутии чередуются приблизительно через 11 лет.

Мы охотились в фазе ее подъема, а в первые годы - спада. По рассказам местных жителей, накануне нашего приезда в Хандыгу (1956 г.) зайцев было очень много. Потом зверьков подкосила какая-то эпизоотия. Наиболее часто зайцы страдают от гельминтозов.

Что еще почитать