Шаманизм — главная религия северных народов

Шаманизм — главная религия коренных северных народов — утверждает, что душу имеют и камни, и скалы, и тайга. Здесь при удаче в охоте искренне благодарят местных духов, в том числе Хозяина.

ФОТО FOTOKOSTIC/DEPOSITPHOTOS.COM

ФОТО FOTOKOSTIC/DEPOSITPHOTOS.COM

Имен у Хозяина много: Бурхан у бурят, Байанай у якутов, Подя у русских охотников северного Забайкалья... Требуется Хозяину немного: доброе слово, уважительное отношение к природе и соблюдение законов тайги.

Как-то весной в Якутии местный напарник всерьез выражал неудовольствие тем, что я медведя, абсолютно мне тогда ненужного, не стал стрелять при встрече: мол, от подарков местного бога отказываться нельзя.

И действительно, жизнь потом подбросила множество примеров того, как наказывает и благодарит Хозяин.

***
Осень. Заход в тайгу. Промысловик принес на паняге в свое зимовье продукты и снаряжение, поужинал и лег спать. После трудного перехода спал он крепко. Проснулся от того, что кто-то схватил его за плечо, несколько раз встряхнул и громко сказал:

 — Вставай! Горишь!

Очнувшись ото сна, охотник увидел, что в зимовье посторонних нет, но очень светло, несмотря на глубокую ночь. Этот свет был от огня: пожар начался между потолочным покрытием и крышей от жестяной печной трубы.

Вероятно, туда в межсезонье попал лесной мусор, а когда печку затопили, он загорелся. Охотник успел погасить пожар. Он был убежден, что его спас Хозяин.

Мне тоже приходилось сталкиваться с проявлениями воли Хозяина. В тот день выдра добылась неожиданно легко. Это был фарт в чистом виде: она сама по льду речному набежала.

Вечером в зимовье, когда я поужинал и выдровую шкуру обезжиривал, на пол с грохотом упал с печки устойчиво стоявший там бак тридцатилитровый, в котором снег таял.

Ключ промерз до дна, приходилось воду на бытовые нужды из снега добывать. Так и не поняв, почему бак с печки спрыгнул, я его снова снегом наполнил и опять на печку поставил. Минут через десять он снова с печки слетел.

Когда очередная порция снега в баке ставилась на печку, обрушился очень крепкий стол. Загремела посуда, погасла упавшая керосиновая лампа и звонко разбилось последнее ламповое стекло.

Но потери оказались незначительны: у стекла лампового откололся кусочек в верхней части трубки, а на мешочек с последним сахаром чайник перевернулся.

До меня в конце концов дошло, что все необычное в этот вечер потому и происходит, что я Хозяина за фарт не поблагодарил. Срочно исправил оплошность, огонь угостил, пообещав в будущем внимательнее быть.

 

Много тайн хранит седой Байкал. И неудивительно, ведь этому реликтовому озеру более 20 миллионов лет! ФОТО RYBAKA/WIKIMEDIA.ORG (CC BY 3.0)

Были и другие случаи, в которых Хозяин помог мне жизнь сохранить. Январскую ночь пришлось коротать у костра на старой гари. Раненого лося добрать днем не удалось, заночевал на его следу — благо дров на гари хватает.

Из всех конструкций долгоиграющих костров лучшая, если сухой выворотень с комля запалить, он может несколько дней гореть.

У подходящего выворотня я и устроился на мягком лапнике, сделав лежанку из жердочек и шалашик одностенный. Ночью потеплело, пошел снег. Во сне ко мне пришел Хозяин. Был он в виде крупного мужика славянского типа, с седой широкой бородой, в серой суконной одежде.

Привожу наш диалог:

— Ты чё, парень, тут разлегся?
— Ночую — не видишь, что ли?
— Нельзя здесь ночевать! Кочуй отсюда!

Проснувшись, я выпил очередную кружку чая и снова поудобнее устроился на боку. Сон всерьез не воспринял. Мало ли что приснится, а кочевать темной ночью от обустроенного места не хотелось. Но как только заснул, мужик снова выплыл из темноты.
— Ты еще здесь? Кочуй отсюда!
— А куда идти?
— Куда хочешь! Нельзя здесь ночевать!

Тон у мужика был серьезный, повелительный. Одновременно с его уходом я проснулся, уже зная, что надо кочевать с этого места. Подходящий выворотень нашелся меньше чем в ста метрах. Пока он разгорался, я перетаскал к нему весь свой табор.

Снегопад менялся на метель, но спалось на новом месте прекрасно, никто не прогонял. На рассвете, собираясь уходить, я решил проведать первоначальное место ночевки: а вдруг что забыл?

Когда подошел к месту, откуда меня прогнали, получил мощную эмоциональную встряску, испытал настоящий шок. Огромная сушина лежала поперек моей лежанки...

***

В один из сезонов в Северном Забайкалье Хозяин (там его называли Подя) поссорился с моим напарником, не верящим в силу третьей реальности. При охотустроительных работах обследование угодий часто прекрасно сочетается с промыслом.

Собак рабочих у нас с Виталием тогда не было, и место для осенёвки мы выбрали в непригодном для охоты с лайками месте: узкие долины рек, крутые склоны, скальники и безбрежные заросли кедрового стланика.

Но зато соболя много. Зимовье наше стояло на стрелке, в месте впадения в главную речку притока. Виталий начал на главной капканы ставить, я по притоку путик прокладывать.

Тайга нас хорошо встретила: сразу и лося добыли, и рыбы наловили. Виталий успел пять соболей поймать. Но потом он свой нож потерял любимый и Поде устно неудовольствие по этому поводу выразил.

Я советовал ему не жалеть потери: вдруг нож в самом деле Хозяину понадобился? Пусть берет, потом соболями отдарится. А может и вернуть, если его уважительно попросить. Но Виталий возразил, что в эту фигню не верит, нож сам найдет и соболей сам наловит.

 

Добычливым будет день или нет — об этом знает лишь Хозяин. ФОТО SHUTTERSTOCK.COM

Дальше началась мистика. Нож так и не нашелся, а фарт у Виталия кончился. Я уже третий десяток соболей начал ловить, а он так на пяти первых и застрял. Капканы одинаковые, приманки одни и те же, но у меня ловится, а у него нет.

Вечером, когда очередная пара соболюшек была подвешена оттаивать, попросил у Виталия одеколон. Сначала очистил с его помощью мех от комочков смолы, а потом из пузырька в печку плеснул, сказав при этом:

— Подя, однако, как все местные, это употребляет!

Виталий возмутился. Дескать, этот гад у него нож увел и соболей ловить мешает, а я ему еще одеколон стравливаю. На следующий день проверка капканов убедила Виталия, что местных духов надо уважать.

С верховий наших речек в один день прошли две росомахи, по каждой речке своя. У Виталия таежная разбойница сняла трех соболей, а со всех остальных жердочек с капканами посрывала приманку. Моя росомаха подходила к каждому капкану, но ничего не тронула.

С таким нетипичным для вида поведением я столкнулся первый раз в жизни. Вечером при обсуждении случившегося Виталий признал, что таежного хозяина надо уважать. Сам прощения у Поди попросил и огонь качественно угостил, в том числе одеколоном. Соболя сразу ловиться начали

***
Немало тайн скрывает и батюшка Байкал. Например, мыс Рытый на Байкале известен как аномальная зона, где НЛО табунами летают, техника и приборы отказывают.

Правда, мой друг, живущий на кордоне рядом с Рытым двадцать лет, за все время ни разу не столкнулся с аномалиями, которые почти всегда наблюдают редкие посетители.

По его мнению, вероятность наблюдения НЛО здесь прямо пропорциональна объему принятого спиртного. Но сам в местных духов верит и даже имеет материальное подтверждение своей веры. Когда он обживал кордон, представлявший собой пустой бревенчатый дом, вслух посетовал на отсутствие стола хорошего.

На следующий день по делам мимо Рытого он на моторке шел и увидел добротный деревянный стол, который шторм не только на берег выбросил, но и на ножки поставил. Стол этот и сейчас на кордоне успешно свои функции выполняет.

А в конце октября 2014 года мой знакомый, не скрывавший своего неверия в местных духов, осенью шел на большой надувной мотолодке с проверенным подвесным мотором японским мимо мыса Рытого. Погода была прекрасная, море спокойное.

В лодке двое находились, оба считали себя бывалыми. Как раз напротив устья ущелья Рытовского надежный японский мотор заглох. Затем мгновенно шквал налетел — такой, что у волн верхушки срывало.

Лодку три дня по Байкалу носило и на четвертый к противоположному берегу, к скалам Святого Носа прибило. За это время материалисты-атеисты и в местных духов поверили, и молиться им научились. Спаслись. Я потом знакомому этому сказал, что он, наверное, байкальскому Бурхану еще нужен. Возражений не было.

У тех, кто ходит в тайгу, есть право выбора, верить в эту третью реальность или нет. Но соблюдать неписаный свод правил, подразумевающих бережное отношение к природе и взаимовыручку, обязан каждый.

Виктор Степаненко 7 июля 2017 в 10:37







Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Рудольф Корецкий офлайн
    #1  8 июля 2017 в 18:36

    И попробуй с "ним" поспорь...

    Ответить
  • 0
    Дмитрий Сыроежин офлайн
    #2  20 июля 2017 в 07:54

    Да, ну что тут скажешь, всё верно. Кстати, о поведении росомах. У меня нынче в феврале одна пол-путика прошла. Идёт так не спеша, параллельно бураннице. К каждой кулёме завернула, но ни одну ни рассторожила, ни приманку не тронула. Только накроху по низу копала. Вероятно, Хозяин считает, что уважаю его.

    Ответить


Принимать участие в голосовании могут только зарегистрированные пользователи. Авторизоваться / зарегистрироваться











наверх ↑