Всей Госдуме было наплевать на судьбу целой отрасли. А когда-то, совсем недавно, Россия считалась главной охотничьей державой в мире, ведущим экспортером дикой пушнины. Экспорт шкурок одной только ондатры превышал по стоимости экспорт всего металлопроката.
Что это? Недопонимание или непонимание? Однозначно — второе. Начнем с закона об охоте. Я уже много раз писал в охотничьих СМИ о том, что этот закон антинародный, антисоциальный, антиэкологический, коррупционный и т.д. Кто-нибудь обращался ко мне за разъяснениями? Нет! Никто! Депутат Госдумы Н.С. Валуев собрал множество поправок к этому закону, но из десятков тысяч поправок Госдума приняла только одну, совершенно несущественную.
Возникает вопрос: зачем стране закон, который вредит народу и одновременно вредит государству? В Госдуме всегда была отговорка: мы не можем отменять законы, принятые Думой и подписанные президентом. Ну а если ни Госдума, ни президент не понимают суть закона, тогда что?
Суть закона сводится к следующим утверждениям:
— Нет такой отрасли как охотничье хозяйство.
— Приоритет во владении охотничьими ресурсами отдается тем людям, которые обладают достаточными материальными средствами.
— Нет такого понятия, как охотничий промысел, создающий материальную основу жизни миллионов людей в промысловых районах.
— Закон рассматривает охоту только как забаву.
— Закон создает препятствия гражданам России в осуществлении их законного, конституционного права на охоту.
Множество статей в СМИ подтверждали эти нарекания. Реакции законодателей, Администрации президента, Правительства РФ не было. Была только одна запоздалая реакция — снятие с должности директора департамента охоты Министерства природных ресурсов А.Е. Берсенева, явно неадекватного человека. Но за несколько лет его руководства охотдепартаментом он создал столько подзаконных актов на основе деструктивного Закона «Об охоте», которые ввергают всю сферу охотничьего хозяйства в пропасть.
Например, инструкция по проведению охотустройства охотничьих хозяйств (по его терминологии — участков) предусматривает определение максимальной численности охотничьих животных (по его терминологии — ресурсов). На чем основано это определение? Научного обоснования нет и быть не может!
Так называемая «бонитировка» охотничьих угодий (по его терминологии — элементов среды обитания) должна проводиться по давно уже раскритикованной наукой оценке «элементов среды обитания» с расчетом площади этих «элементов». Нет более точного определения этих изысков бывшего руководителя охотдепартамента, как — идиотизм. Охотустроители всех мастей просто в шоке.
Почему? Да потому что их контролируют службы природоохранной прокуратуры. И составители проектов охот-устройства вынуждены заниматься ахинеей, никому не нужной и даже вредной для охотничьих хозяйств.
Но все это — мелочи. На страницах СМИ в последнее время развернулась целая баталия по поводу методов учета охотничьих животных. Охотдепартамент МПР РФ и подведомственная структура «Центрохотконтроль» многие последние годы сочиняли методические указания по проведению учета охотничьих животных в России. Сначала они ввели обязательное использование при зимнем маршрутном учете приемников GPS — обязательно определенных марок. Многие думают, что без «откатов» не обошлось. На практике оказалось, что использование GPS ничего не дало. Комментарии опускаю.
Но дело даже не в этом. Вопрос: почему каждый ведомственный документ охотдепартамента должен проходить утверждение в Минюсте? Им там больше делать нечего? Методические указания по учету охотничьих животных сейчас проходят как приложения к ведомственному приказу, а стало быть, подлежат переделке в стиле бюрократического языка, иначе юристы не утвердят этот ведомственный документ. Появляются многие казенные термины, не совсем понятные для исполнителей.
Это нарушает понимание исполнителей и ведет к неминуемой отсебятине в учетных данных. Методические указания по учету охотничьих животных делаются для людей, для простых исполнителей, пишутся простым языком. А когда исполнитель учетов видит в руководстве (указаниях) тысячи ссылок на сотни приказов министерства, ведомств, Госдумы, законов РФ, выраженных казенным, не русским, языком, у него исчезает всякое желание делать учет охотничьих животwных.
В последние годы я только и слышал — «Да пошли вы со своими учетами!». Вопрос: почему методические указания по учету охотничьих животных должны проходить утверждение в Минюсте РФ? Приказ министерства — другое дело, там положено делать, хоть на две станицы, ссылки на статьи законов, приказов и пр. с соответствующей терминологией, совершенно не соответствующей русскому языку. Но при чем здесь методический документ? Повторяю, он для людей, а не для чиновников.
Бюрократические подходы к мониторингу охотничьих ресурсов и вообще животного мира привели к исчезновению этого мониторинга. Мне приходилось в свое время создавать Государственную службу охотничьих ресурсов России. Она еще пока существует в убогом состоянии в виде «Центрохотконтроля».
Но даже коллектив этой организации ничего не может сделать по мониторингу охотничьих ресурсов России, потому что Российское государство отдало все функции по охотничьему хозяйству в региональные и муниципальные образования.
Это привело к бесконтрольному использованию ресурсов охотничьих животных. Помимо процветания удельно-княжеских амбиций местных властей, это неразумное решение Правительства РФ привело к рассвету беспредельного, во многом протестного браконьерства и снижению численности многих ценных видов охотничьих животных.
А в отношении государственного мониторинга охотничьих ресурсов, который должен быть обязательно на федеральном уровне, и говорить не приходится — его нет и не может быть при современном отношении власти к охотничьему хозяйству страны. Эта отрасль была в чести при Н.С. Хрущёве, Л.И. Брежневе, которые считали себя охотниками и при которых все их окружение считало себя охотниками.
Сейчас — совсем другое: все горнолыжники, самбисты и пр. Внимание верхней власти в стране переключилось на охрану редких животных: дальневосточного леопарда и амурского тигра. Леопарда действительно надо охранять, хотя большого роста численности ожидать не приходится. А в отношении тигра нашему уважаемому мной президенту России «специалисты» «навешали лапшу на уши».
Я, как охотничий ресурсовед, посчитал, что на Дальнем Востоке, в кружевном ареале амурского тигра, ему нечего есть. При среднем потреблении тигра, в пределах его ареала, все копытные пойдут только ему на пищу. Это при большой конкуренции: другие хищники — волк, бурый и белогрудый медведи, харза; легальная и нелегальная охота на копытных животных.
Местообитания тигра сокращаются из-за преимущественно незаконных рубок таежных лесов приморского края. По всем этим причинам тигр охотится на нелегальных мигрантов из Китая, отчасти из Кореи. Они охотятся на него, он — на них. Все эти случаи не попадают в СМИ. Один только случай показали по телевидению: тигрица в Хабаровском крае ворвалась на территорию турбазы и стала гоняться за людьми. Ее застрелили. Она оказалась подсосной самкой с абсолютно пустым желудком. Такие случаи будут и еще.
Есть такие редкие «краснокнижные» виды животных, которые обязаны быть редкими. В первую очередь это крупные хищники. Представьте, что тигров будет как зайцев. Тогда не будет людей. Если серьезно, то тигр уже давно превысил свою экологическую норму численности. На мой профессиональный взгляд, его численность на российском Дальнем Востоке не должна превышать 350–400 голов.
Динамика численности вида в последние полвека показывает резкое замедление роста численности, при всех природоохранных мероприятиях, после отметки в 450 голов. Оболванивание населения России, создание Фонда охраны амурского тигра — это не что иное, как государственная афера. Президент России в этом не виноват, он просто не ориентируется
в специалистах.
Короче, хотелось бы надеяться, что Государственная Дума подумала, стоит ли оставлять законы РФ, которые очень вредят
народу и государству. В отношении действующего закона об охоте вердикт должен быть однозначный — отменить его и все последующие подзаконные акты, изданные некомпетентным Министерством природных ресурсов и экологии РФ. И работать над новым охотничьим законодательством.
Материала по концепции развития отрасли, стратегии, по проектам нормального Закона «Об охоте и охотничьему хозяйству» предостаточно. Одна надежда миллионов людей на новый созыв Госдумы.
Комментарии (13)
Борис Соколов
А этот-то созыв (состав) чем лучше?! Смотрю, кого по нашему региону... даже уж не говорю, выбрали - кто выдвигался! Для них что охотничья отрасль, что свойства венерианского грунта... одинаковой загадочности и ненужности темы.
1 ответ
Пользователь удалён
Согласен с Вами, Борис: тоже посидел над новым списком, "порылся" в биографиях и понял - надеяться не на что...
Так что мне не понятно, на чем основан оптимизм уважаемого Владимира Александровича.
олег крымцев
Надеяться на лучшее всегда нужно иначе жизнь станет окрашена только мрачной краской. А вот как воспользоваться ситуацией с новой Думой и обратить внимание её руководства на наболевшие вопросы с состоянием охотхозяйства страны, здесь надо бы подумать, какие поступки следует нам, охотникам всех мастей(профессионалам и любителям) и неравнодушным работникам охотничьих госструктур предпринять, чтобы предложения охотничьего сообщества по перестройке охотничьего дела начали претворяться в жизнь. Возможно, одной из акций можно было бы через этот сайт и всю охотничью прессу обратиться к своим читателям( в первую очередь к научным организациям в области охоты) с призывом, скажем, до 1 декабря с.г. начать массовое обращение к новому председателю Госдумы со своими замечаниями о накопившихся недостатках и предложениями по их устранению. Пусть-ка он хотя бы почувствует этот вал негодования миллионов охотников и, возможно, даст соответствующие поручения своим комитетам и думцам. Мой личный опыт показывает, что если ответы на обращения в адрес президента (если они имели место)приходили от более низких госструктур, то вот председатель Госдумы отвечал, давая некоторые разъяснения. Если такими обращениями займутся единицы, толку не будет, а вот если пойдёт массовый поток писем, да ещё коллективных, вдруг что-нибудь и выйдет Путное.
Иначе так и будем продолжать жаловаться друг другу на властные структуры, не слышащие голосов одиночных охотников. Наверное, можно предложить и другие, дополнительные меры в этом вопросе.
Иван Ларионов
Боже, наконец-то первый раз отчётливо и внятно в полный голос, объявлено о, непонятной мне, оголтелой пиар-акции по "защите амурского тигра". А я думал, что я один такой ненормальный, что никак не принимаю того что мне вдалбливают в голову, из всевозможных СМИ о "проблемах амурского тигра", с этим дурацким "реалити-шоу с тигром и козлом". И ведь всё это под эгидой "Русского географического общества"?! Такое впечатление в этом обществе вообще что-ли думающих людей не осталось?! Как такое может быть? Это же "Общество" наша историческая гордость нации! Позорище...
Валентин Бодунков
Владимир Кузякин: "Одна надежда миллионов людей на новый созыв Госдумы"...
Уважаемый г-н В.А.Кузякин может подтвердить, что говорит от имени "миллионов людей"???
Что-то не слышно этих миллионов... В лучшем случае несколько сот...
Право, неужели столь маститый автор не знает куда дорога вымощена благими намерениями?
ЛЮБАЯ власть принимает законы для себя и под себя, Закон об охоте не исключение. До тех пор, пока на выборы власти не придут те, кто на выборы ни когда не ходит, а это порядка 2/3 населения, Закон об охоте радикальных изменений не претерпит. Не зря же говорят: "Всякий народ достоин той власти, которая им правит".
В СМИ промелькнуло сообщение: правительство выступило с предложением ОБЯЗАТЬ всех граждан России принимать участие в ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ...
А вот предложений обязать всех граждан принимать участие в выборах власти почему-то ни от какой власти (законодательной или исполнительной) не поступало...
Владимир Александрович, прошу прощения, пора бы проснуться и оглянуться по сторонам: на дворе XXI век, а Вы призываете нас идти назад, в прошлое...
2 ответа
Aleks Jarkovoj
Валенитин Львович, Вы четко выразили мои мысли. И постулат о том, что каждый народ достоин той власти,которая им правит верен, возможно с некоторыми оговорками. Кто нам виноват, коли мы в силу инфантильности, либо природной лени не ходим на выборы, хотя бы из вредности? Уж куда как удобный повод выразить свое недовольство. Так, что наивные надежды на то, что власть услышит рядовых граждан, не более, чем иллюзии...
Валентин Бодунков
Александр Алексеевич, давно заметил что многие мысли у нас совпадают...
Вероятно, сказываются возраст, времена прожитой жизни, образованность, воспитание, сформировавшееся на их основе внутреннее мировоззрение...
Кирилл Палецкий
Что самое любопытное... Складывается настойчивое убеждение, что всё, к чему прикладывет руку госдума и т.н. "депутаты", в отношении граждан страны, превращается в гуано. Видимо за лоббирование интересов узкокорпаративных интересов, будь то ГИБДД, археология, охота и рыбалка, страхование и т.п., отдельные "слуги народа" снимают сливки в виде шуршащих бонусов.
-Федеральный закон от 23 июля 2013 г. (N 245-ФЗ_
"О ... пресечения незаконной деятельности в области археологии"
-Зако́н Ротенбе́рга № 607554-6
перефразирую суть -(...„О компенсации частникам, их арестованных активов за рубежом, ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА РФ»!)
-Закон «Платон», того же клана Ротенбе́ргов.
-Закон «О баллах в правах».
-Закона «Об охоте» (№ 209 ФЗ), практически тоже самое касается и рыбалки, только с вариациями...
И всё это законодательное мракобесие делается под красивыми лозунгами и якобы с благими целями, с привлечением а-ля "экспертов" от вышеназванных организаций.
Но цель видимо остается одна - запретить, не пущать, обдирать поборами и штрафами основную массу народа, прикрываясь неблаговидным поведением ОТДЕЛЬНЫХ отмороженных индивидумов, кои как известно есть в любом обществе, но планить так, или иначе, за них эти "законотворцы" стараются заставить ВСЕХ! И по любому поводу. Была бы тема предложена, а тему найдут, причем ту за которую заплатят...
И понятно, что из таких кормушкек отъедаются отнюдь не простые смертные, а причестные к лоббированию таких,, т.н. "законов" лица...
Они и от ГИБДД, археологи, сборщики подорожной дани, министерства охоты и рыболовства и прочие коррумпированные в хлам "гос" учреждения.
"Гос", ставлю в кавычки, потому что, эти члены общества, таковыми не являются.
Андрей Рапота
"Президент России в этом не виноват, он просто не ориентируется в специалистах."
Президент не ориентируется и в экономике и в рыбном хозяйстве и во всем остальном к сожалению тоже.Надежды на "новую гос думу" конечно нет никакой так как она отстаивает интересы олигархов и чиновников,а не народа.Я лично писал и Валуеву и председателю комитета гос думы,который занимается охотой ответов ни от кого не получил!
Плевать хотели народные избранники на нужды рядовых охотников.Но в тоже время если мы охотники ничего не будем делать значит мы как и народ России достойны той жизни какая есть сейчас.Так у нас в Смоленской области захвачено 96.6% охот угодий.
Рядовому охотнику охотится совсем негде.
sПоэтому считаю необходимым собрать подписи охотников об изменении закона об охоте и направить президенту и в гос думу.
НИК.ИВАНЫЧ
Нет уж, у нас одна надежда на наших учёных, биологов и охотоведов! Надо, надо созывать съезд охотников, с официальным обращением и приглашением на съезд именно Президента РФ и там ему показать нашу "картину" - Уничтожение охоты, как отрасли народного хозяйства, за период его правления!
Может и в нем проснётся тот самый Рузвельт...
3 ответа
Иван Максимов
Толк от науки будет только тогда и только тогда, когда её представители смогут участвовать в принятии решений, а не только в их формировании, а это по моему несбыточная мечта, так как "чиновня" различных уровней никогда этого не допустит.(власть из рук не выпускать - это главное)
олег крымцев
Осталось, как в известном анекдоте, выяснить, кто возьмётся за колокольчик. Нам нужен инициатор созыва форума охотников, а также( продолжаю предлагать) хотя бы массового обращения общественных и штатных коллективов охотников, учёных, охотоведов и отдельных охотников к руководителю новой Госдумы по наболевшим вопросам
Сергей Матвейчук
Если бы достаточно было в колокольчик позвонить... Инициировать недолго, но результат будет только при подготовительной и последующей работе, а ее вести некому.
Правильно доцент Академии госслужбы говорит:
"Три ключа могут привести к успеху:
1) организация, структурированное объединение соратников;
2) юридическая работа – причем здесь не только суды, но и писание бесчисленных жалоб, петиций, ну и, конечно, постоянные хождения на прием в госорганы;
3) Публичность, медийность: обращения в СМИ, дружба с журналистами, социальные сети".
http://activatica.org/blogs/view/id/2802/title/ekaterina-shulman-sovmestnaya-deyatelnost-daet-nam-chuvstvo-schastya-kotoroe-malo-s-chem-mozhet-sravnitsya
У охотников ничего этого сейчас нет, ни лидеров, ни юристов, ни даже сайта, как Вы знаете.