Изображение Позиция департамента  по весенней охоте и вступлению в  AEWA
Изображение Позиция департамента  по весенней охоте и вступлению в  AEWA

Позиция департамента по весенней охоте и вступлению в AEWA

А.Е. Берсенев, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды России

В последнее время в среде охотников, природоохранной и научной общественности развернулась активная дискуссия, посвященная весенней охоте на перелетных птиц. В прессе появляются эмоционально насыщенные публикации, зачастую грубо искажающие существующую ситуацию. Инициаторами дискуссии становятся, как правило, НКО и некоторые СМИ.

Многие (не охотники) винят в снижении численности птиц практикуемую в нашей стране весеннюю охоту, хотя на самом деле она служит причиной не более 6% всей смертности охотничьих птиц, а остальная смертность обусловлена естественными и антропогенными, не связанными с охотой факторами.

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды России и я лично последовательно выступаем против запрета весенней охоты и исходим при этом из следующей аргументации.

Весенняя охота жестко регламентирована по срокам (не более 10 календарных дней) и территориям. Территориальные запреты оговорены в Правилах охоты (подробнее охарактеризованы ниже), могут дополнительно вводиться в субъектах Российской Федерации и (фактически) в охотничьих хозяйствах. Охотпользователи распределяют охотников по угодьям исходя из пропускной способности, требований техники безопасности и других критериев, среди которых может быть (и местами уже применяется) сохранение редких видов.

Весенняя охота дает возможность хозяйствующим субъектам (охотпользователям) осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства, обеспечивая занятость населения в местностях, где зачастую нет возможностей альтернативного заработка, поддержание и развитие инфраструктуры, финансовые поступления в бюджеты различных уровней.

Законопослушные охотники, оплачивая услуги охотничьего хозяйства и природную ренту в виде оплаты сборов за пользование охотничьими ресурсами и госпошлины, более чем кто-либо заинтересованы в сохранении и воспроизводстве охотничьих ресурсов, исключении их незаконного использования, браконьерства и вандализма.

Фактор беспокойства, которым неизбежно сопровождается охота, при правильно организованной охоте наносит минимальный ущерб охотничьим птицам, не препятствует их питанию, отдыху, накоплению ресурсов для продолжения миграции и размножения и даже самому размножению. Такие охотники вместе с работниками охотничьих хозяйств и уполномоченных государственных органов не оставляют места для браконьеров. Наоборот, в случае запрета покинутые угодья становятся вотчиной браконьеров, которые наносят птицам намного больший урон, как прямой, так и в результате беспокойства.

Ограниченная охота на селезней и вальдшнепа, самцов глухаря и тетерева на току основана на избирательном изъятии самцов, не принимающих участие в насиживании и воспитании потомства, и таким образом не наносит ущерба популяции.

Запрет весенней охоты на гусей фактически будет означать запрет охоты на гуся во многих регионах Европейской России, поскольку пути весенней и осенней миграции не совпадают. По сути, во всей Средней полосе, Нечерноземье осеннего пролета гусей не бывает.

В результате пострадают интересы тысяч простых охотников, не имеющих возможности отправляться в дальние охотничьи туры. Необоснованный запрет может вызвать протест, подтолкнуть законопослушных охотников к браконьерству.

В Европе добывается почти в 10 раз больше гусей, чем в Европейской России (700 тыс. по сравнению с 80 тыс. в России, из которых половина добывается весной). С утками ситуация еще нагляднее: в Европейской России добывается 4 млн (из них более 3 млн осенью), в зарубежной Европе — 17 млн птиц. Вальдшнеп — его добывается в России 200 тыс. (из них 150 тыс. весной), в Европе 4 млн.

Очевидно, что основная часть добываемых в Европе мигрирующих птиц — это птицы из России. Охота на пролетных и зимующих птиц (т.е. в местах концентрации) продолжается в странах Европы до 6 месяцев в году (Франция, Мальта), 5,5 мес. в Великобритании и Нидерландах, 5 мес. в Дании и Испании, 4,5 мес. в Германии. В России же весенняя охота продолжается всего 10 дней, при наличии еще ряда дополнительных ограничений.

Рассматривая аргумент о том, что гуси летят с зимовок парами, что усугубляет урон их популяциям от охоты, необходимо помнить, что пары образуются НА ЗИМОВКАХ, и беспокойство в этот период особенно пагубно для птиц. Это же необходимо иметь в виду в отношении накопления птицами ресурсов перед перелетом и размножением.

Необходимо более подробно рассмотреть ситуацию с регламентацией весенней охоты. В настоящее время она регулируется Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512.

Правилами предусмотрены достаточно строгие ограничения весенней охоты:

— весенняя охота осуществляется с 1 марта по 16 июня, в течение 10 календарных дней (конкретные сроки определяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации).

Запрещена весенняя охота:

— с использованием любых плавательных средств для преследования, выслеживания, поиска и добычи пернатой дичи, за исключением подбора добытой дичи;
— с применением электронных устройств, имитирующих звуки;
— на вальдшнепа на утренней тяге;
— с подхода (за исключением глухаря на току);
— с собаками охотничьих пород, ловчими птицами, за исключением применения подружейных собак для поиска раненой пернатой дичи (подранков) и подачи добытой пернатой дичи;
— на самок уток, глухарей, тетеревов;
— на лысуху, камышницу, рябчика;
— на гусей: (в авторском тексте в газете, в данном пункте, допущена ошибка, стоит точка с запятой, что может ввести читателей в заблуждение, что охота на гусей в весенний период теперь запрещена вовсе, с учетом последних недавних поправок, но это не так. Есть некоторые ограничения, которые указаны двумя пунктами ниже. Примечание Сёмина М.)

  • на островах Северного Ледовитого океана и его морей (Колгуев, Вайгач), на наиболее важных для мигрирующих гусей реках, озерах и водохранилищах и их островах;
  • на расстоянии менее 200 метров от уреза воды на ряде имеющих большое значение для мигрирующих гусей рек, водохранилищ и озер (с учетом их разлива), а также на островах указанных водоемов.


В соответствии с Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях международного значения весенняя охота запрещена в водно-болотных угодьях международного значения, которых в России немало.

Естественно, Правилами охоты, как и Законом «Об охоте» запрещена добыча видов, занесенных в Красную книгу России и Красные книги субъектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить дополнительные ограничения охоты вплоть до полного запрета. Это право активно применяется и используется в том числе применительно к весенней охоте.

Указанные меры были выработаны в результате обсуждения с членами общественного Совета Минприроды России, консультаций с представителями экспертного сообщества.

Кроме того, целесообразно рационализировать весеннюю охоту на гусей дополнительно на ряде ключевых участков. Предложения экспертного сообщества уже нашли свое отражение в поддержанных Минприроды России системах мероприятий по регулированию весенней охоты на водоплавающих птиц. Это перспективное направление будет продолжать развиваться.

После вступления в силу Правил охоты в результате интенсивной дискуссии с более широким кругом заинтересованных лиц выяснилось, что эти меры необходимы и действенны, но недостаточны. Необходимы дополнительные меры. В разработке этих мер необходимо использовать современные научные данные и передовой мировой опыт регулирования охоты на водоплавающих, а именно — подход на уровне всего ареала, включая зимовки, пути миграций и места гнездования.

На основании всего сказанного считаем целесообразным в качестве первоочередной меры законодательно установить полномочия федеральных органов исполнительной власти, касающиеся определения параметров охоты на мигрирующих птиц, включая пропускную способность охотничьих угодий. По причинам, обусловленным биологическими особенностями перелетных птиц, субъекты Российской Федерации не могут самостоятельно регулировать эти вопросы.

Поскольку мигрирующие птицы пересекают границы не только субъектов Российской Федерации и федеральных округов, но и государств, необходимы международные механизмы для обеспечения неистощимого использования ресурсов водно-болотных птиц, а значит, соблюдения интересов российских охотников за пределами территории страны.

Это возможно сделать через международные договоренности о распределении охотничьей нагрузки в пределах всего ареала. Уже заключены такие соглашения с шестью государствами: США, Японией, Индией, Северной и Южной Кореей, Китаем.

Прорабатывается вопрос о присоединении к АЕWА (при обязательном условии оговорок по весенней охоте, свинцовой дроби и других значимых для российских граждан и экономики условиях). Секретариат АЕWА официально подтвердил согласие с заявленными Российской Федерацией оговорками. Информация об этом была много раз опубликована и озвучена на самых разных мероприятиях.

Первоочередная задача, решаемая присоединением к АЕWА, — снижение охотничьей нагрузки в местах зимовок. Другого международного инструмента воздействия на этот негативный фактор нет. Если количество изымаемых птиц за рубежом не уменьшится, отрицательные тенденции численности мигрирующих птиц сохранятся, то весенняя охоту в России закроется сама, даже без каких-либо запретов, просто по причине отсутствия охотничьих ресурсов.

Вывод получается парадоксальным, но он точный: те, кто сегодня громче всех выступают против присоединения к АЕWА, на самом деле выступают против сохранения весенней охоты в России и усиливают позиции противников охоты.

Реализация подхода на уровне пролетных путей возможна только при условии регулирования на федеральном уровне. Однако одна страна, даже такая большая, как Россия, не может решить проблему сохранения и рационального использования перелетных птиц. Необходимо организовать в этой сфере взаимодействие всех стран Евразии и Африки. Эта задача несравнимо более сложная, чем действующая система в Северной Америке, где пролетные пути связывают всего три государства.

На основании всего изложенного полагаем, что введение запрета весенней охоты на водоплавающую дичь не отвечает ни задачам сохранения ресурсов перелетных птиц, ни интересам самих охотников. Он не приведет к сколь-нибудь существенному улучшению состояния популяций и в то же время вызовет рост социальной напряженности, нанесет экономический ущерб хозяйствующим субъектам (которые уже сейчас готовы поставить вопрос о соответствующих компенсациях), снизит их заинтересованность в охране и воспроизводстве охотничьих ресурсов, уменьшит поступления финансовых средств в бюджеты различных уровней. Ущерб от протестного браконьерства несопоставимо больше, чем от организованной законной весенней охоты.

 А.Е. Берсенев, директор Департамента государственной политики и регулирования
в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды России


Комментарий редакции

В сообщение А.Е. Берсенева вкрались досадные неточности.

1. Каких-либо международных договоренностей о распределении «охотничьей нагрузки» в пределах «всего ареала» не существует. Заключенные СССР (Россией) Соглашения с рядом стран (США, Япония, Индия и др.) всего лишь декларируют необходимость охранять мигрирующих птиц.

2. Никакого «снижения охотничьей нагрузки в местах зимовок» в виде прописанного механизма AEWA не предусматривает. В тексте Соглашения вообще нет ни слова о совместном использовании «разделенного» ресурса и тем более о механизмах этого использования. В этой связи никаких «задач», ни «первоочередных», ни второстепенных, присоединение к Соглашению не решает. Статья 3 Соглашения предполагает гарантию того, что «любое использование мигрирующих водно-болотных птиц должно быть основано на оценке самых современных знаний и быть устойчивым». Соглашение существует около 20 лет, и эта статья не выполняется даже в развитых европейских странах.

Где популяционные квоты добычи? Где данные добычи на популяционном уровне? Где миграционный мониторинг? И так далее. Их нет по причине отсутствия интереса у главного «пользователя» этого ресурса — стран Западной и Южной Европы. Охотничья нагрузка в местах зимовок только выросла!

3. На повестке дня действительно стоит задача, причем достаточно давно, создания «международного инструмента», реально позволяющего справедливо и на основе современных технологий контролировать использование этого ресурса. Очевидно, что главная заинтересованная сторона в этом — Россия — основной «ресурсовоспроизводитель» мигрирующих водно-болотных птиц Евразии. Россия и должна создавать такой «инструмент». Существующему федеральному органу — это явно не под силу.

Редакция рекомендует А.Е. Берсеневу заглянуть в тексты упомянутых им Соглашений и не вводить руководство страны и охотничью общественность в заблуждение. Рекомендует и более тщательно подбирать себе «консультантов», а также напоминает о тщетности поисков общего у «бузины в огороде международных соглашений и дядьки в Киеве». А может быть, в Брюсселе?

Что еще почитать