Изображение Азарт здесь ни при чем
Изображение Азарт здесь ни при чем

Азарт здесь ни при чем

В «РОГ» № 17−18 была опубликована статья нашего давнего автора, опытного охотника Владимира Заварзина «Азарт охоты», где он критикует фильм, показанный на канале «Охотник и рыболовов», в котором демонстрируется охота на лисиц со снегоходов в Воронежской области.

Перейти к статье В.Заварзина: "Азарт охоты"

По глубокому убеждению В. Заварзина это не может называться охотой и является грубым нарушением этики охоты.

Редакция получила ответную статью от автора фильма, начальника службы госохотинспекции Воронежской области В.С. Климова и предлагает ее читателям.

Напомним, что мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов публикаций.

=====

Не скрою, что ожидал подобной реакции со стороны некоторых охотников и посему спешу привести контраргументы, с которыми, надеюсь многие согласятся.

Но, прежде чем пускаться в рассуждения, хочу привести жесткий, на мой взгляд, аргумент: работая в должности руководителя Воронежской охотинспекции, я был удивлен, что большинство обращавшихся за полученим охотничьего билета охотников, в т.ч. с приличным стажем охотничьего опыта, либо вообще не были знакомы с вступившим в силу в 2010 году Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…», либо имели о нем поверхностное представление, способствующее субъективной его трактовке и таким же субъективным выводам о том, что хорошо в охоте, а что дурно.

Очень многие охотники, в том числе с очень небольшим стажем, считают себя специалистами-охотоведами, хотя не имеют соответствующего образования, не знают биологии животных, особенностей их поведения и других тонкостей ведения охотничьего хозяйств.

Пространные рассуждения отдельных подобных индивидуумов, как правило, никогда не предполагают их личного конкретного участия в решении какой-либо острой проблемы, а вся тяжесть ответственности за принятие взвешенного, объективного решения, не всегда популярного и влекущего осуждение непосвященных в тонкости проблемы, лежит на уполномоченных на это ответственных лицах, у которых, зачастую, вопрос необходимости предотвращения беды ставится выше вопроса этики. Напомню, что полное название органа исполнительной власти в регионе, который я ранее возглавлял звучит как « инспекция по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания».

Вырванная из контекста автором обращения в «РОГ» г-ном Заварзиным «охотинспекция» ему показалась достаточной для обличения «неправоты и жестокости» а вот слова «регулирование использования объектов животного мира» почему-то остались за скобками. Почему?

Я действительно искренне пытался объяснить в телефонном разговоре с автором письма, что он просто путает понятие спортивной охоты и не всегда благодарной работы по регулированию численности, т.к. в данной теме у нас с автором письма разная мотивация: г-н Заварзин рассматривает регулирование численности лисицы с точки зрения получателя удовольствия, а мы, штатные работники, – с позиций выполнения своих, продиктованных законом и угрозой эпизоотии служебных обязанностей. При этом он, упорно игнорирует легитимность наших действий и пытается представить нас перед читателями морально низкими киллерами!

Господин Заварзин! Хватит фарисейства! Мы отнюдь не преподаем мастер-класс по браконьерству, а исключительно, как профессионалы в сфере охоты и тележурналистики, доносим объективную информацию до охотников и населения, руководствуясь законами и принципами объективности и гласности.

Но зачем же Вам, искренне болеющему за охоту гражданину, публично высказывать домыслы о том, что в составе экипажей были «случайные люди, впервые взявшие в руки оружие»?!

Хочется побыть на пьедестале единственного радетеля за благо охоты и охотников? Поймите же, наконец, чтобы организм был здоров, хирург вынужден пролить кровь и удалить опухоль или больной орган как бы не жалко было Вам с ним расставаться.

Как ни странно, но в обращении г-на Заварзина я узрел главный, т.с. ключевой вопрос: «Почему одним можно, а другим нельзя?!»

Исходя из логики рассуждений автора, можно предположить, что он и подобные ему могут предъявить аналогичные претензии, ну, например, к Монетному двору (почему только он печатает денежные купюры?); к Федеральной миграционной или пограничной службе (почему им разрешено выдавать паспорта и осуществлять паспортный и пограничный контроль?). Да просто работа у нас такая!

А были ли для нее основания? Да!

На территории Воронежской области возросшая численность лисицы уже давно стала бедой. И не только для степной, водоплавающей дичи, но также для домашних животных, сельского и даже городского населения.

Возмущение и жалость к лисам господина Заварзина меркнет на фоне испуганных глаз мамаш и сидящих в песочнице детишек, к которым поутру во дворе многоквартирного жилого дома в одном из пригородов Воронежа подошла, оскалившись истекающая пеной, бешеная лисица. Или, например, каково видеть слезы бабушки-жительницы села, у которой за одну ночь лисами уничтожено все ее богатство – домашняя птица.

Каково слышать возмущенные требования дачников из т.н. Ближних садов, которым звери постоянно отравляют отдых. Перечислять все не хватит и целой газетной страницы.

Но все- же приведу официальные сводки управления ветеринарии по Воронежской области:

На территории Воронежской области в 2015 году зарегистрировано 106 случаев заболевания бешенством животных в 112 неблагополучных пунктах (из них собак – 41 (безнадзорных – 14), кошек – 30 (безнадзорных – 15), мелкий рогатый скот – 3, крупно рогатый скот – 7, лиса – 22, енотовидная собака – 1, бобр – 1, хорь - 1).

На территории Воронежской области за 4 месяца 2016 года зарегистрирован 21 очаг заболевания бешенством животных в 21 неблагополучных пунктах (из них собак – 11 (безнадзорных – 7), кошек – 7 (безнадзорных – 5), крупно рогатый скот – 1, свинья – 1, лиса – 2).

Переносчиками бешенства являются дикие животные (лисы, волки) и бродячие животные (кошки, собаки).

В соответствии с п. 5.6 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. СП 3.1.096-96.

Ветеринарные правила. ВП 13.3.1103-96» принимают все доступные меры (отстрел, отлов, затравка в норах) к снижению численности диких хищников, независимо от сроков охоты, установленных в данной местности.

Так же в соответствии с заседанием чрезвычайной противоэпизоотической комиссии Воронежской области от 25.03.2016 № 120/2, прошедшего под председательством заместителя председателя правительства Воронежской области В.И. Логвинова, департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области было дано поручение об активизации мероприятий, направленных на регулирование численности обыкновенной лисицы. Обеспечить в 2016 году проведение регулирования численности обыкновенной лисицы до плотности менее 0,2 головы на 1 км2 в соответствии с рекомендациями МЭБ.

Угадайте с трех попыток: почему в 2016 году в Воронежской области стало меньше неблагополучных по бешенству пунктов?

Прежде всего потому, что ежегодно с начала мая и практически до глубокой осени сотрудникам отдела государственного охотничьего надзора департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области регулярно приходится выезжать по заявлению граждан на места лисьего разбоя и неспровоцированной агрессии для принятия неотложных мер.

И каких: отстрел в черте населенного пункта запрещен и по вполне понятным причинам просто невозможен, равно как и выкладывание приманки с отравляющими веществами.

Остается только отлов с помощью специально разработанных нами живоловушек, иммобилизация и, конечно, интенсивный отстрел в рамках регулирования численности на прилегающих к населенным пунктам территориях, в том числе в период гона.

Но если кто-нибудь, когда–нибудь пробовал заняться только иммобилизацией или живоотловом, да еще на глазах голосящей толпы зевак в напичканном автомашинами городском дворе или на заросшем кустарниками дачном участке ( где через прорехи в изгороди не пройдет только слон) – те поймут меня!

В одном случае из пяти без риска для граждан и самих охотинспекторов можно достичь желаемого результата.

Поэтому самые эффективные способы – отстрел в охотугодьях в рамках любительской и спортивной охоты, охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (именно так согласно закона «Об охоте» называется этот способ добычи лисицы, пусть даже г-н Заварзин не согласен с данной формулировкой).

С точки зрения разгневанного моралиста-обывателя, ценящего впрочем как и я, разные традиционные способы спортивной охоты, все бы было гладко и гармонично, согласно приведенным им субъективным аргументам, но… есть объективные обстоятельства, о которых я рассказал г-ну Заварзину в телефонном разговоре и он, видимо, забыл о них.

В частности: в изменениях численности популяции каждого вида присутствует определенная цикличность. На спад и подъем численности лисицы в нашем регионе влияют многие объективные факторы, которые практически невозможно «разрулить» только спортивной охотой, снижением стоимости разрешений на добычу охотничьих ресурсов, стимулированием их интенсивной добычи, увеличением сроков охоты, Все это было в недалеком прошлом и не принесло должных результатов.

Почему? Да просто потому, что если бы все это происходило где-нибудь в Австрии или Германии, где охотники по своей генетике исключительно законопослушны и дисциплинированны там бы все было, как говорится « в соответствии с предписанием».

У нас же все получилось как всегда… и совсем не по вине «охотчиновников». При увеличении сроков охоты именно на лисицу областное общество охотников троекратно увеличило стоимость разрешений на добычу охотничьих ресурсов для «нечленов» общества. Арбитражный суд в ответ на направленное охотинспекцией по данному факту обращение вынес решение в пользу областного общества охотников.

Большинство из тех, кто получил разрешения, использовали их для легализации своих выходов в угодья с огнестрельным оружием для незаконной охоты на другие виды. Хватит? Или, может быть, продолжим дальше , г-н Заварзин?

На подведение результатов по официально объявленному конкурсу по добыче лисицы в 2015 вышло всего 3 претендента на награждение, да и количество добытых ими лисиц просто капля в море по сравнению с официальной численностью в 17 тыс. особей!

Конечно, мы не могли не учитывать вклад в снижение численности лисицы охотников - владельцев норных собак. По данным областного общества охотников их в регионе порядка 30 человек.

В среднем каждый из них в сезон добывает порядка 10 - 15 лисиц и существенно повлиять на падение численности этого вида они не могут – скорость репродукции и пластичность популяции у лисиц очень высокие. В обследованных норах по весне мы насчитывали в среднем по 8-10 лисят!

Привлекаемые для закупки мехового сырья предприниматели, в т.ч. из других регионов однажды приехали на разведку, закупили небольшую партию и были таковы. Не выгодно! Да и описанная Вами, уважаемый, красота изделий из меха лисицы почему- то не привлекает наших модниц.

Что поделать: обработка сырья в большинстве случаев происходит полукустарным способом, полушубки выходят дорогими и не носкими. Греция и Кипр заполнили наш рынок своими сравнительно недорогими изделиями из норки. Прошли для России светлые времена знаменитых международных пушных аукционов.

Теперь несколько слов про «эффективность» устройства привад и засидок. Дело в том, уважаемый г-н Заварзин, что в преамбуле своей статьи о якобы моем потворстве брутальности, Вы констатировали многообразие ландшафтов России. Так вот, лесопокрытые территории Воронежской области составляют всего 7%, остальное поля, поля, бескрайние поля…

А там, как известно в сезон вегетации постоянно проводится обработка посевов гербицидами, причем основные технические культуры ( сахарная свекла и подсолнечник) до срока уборки урожая подвергаются 6-кратной обработке и исключительно в ночное время, т.к. при температуре свыше 20 градусов по Цельсию жидкий состав гербицида кристаллизуется и забивает трубки.

Не знаю как в Вашем регионе, а у нас повсеместно отмечено падение численности традиционных охотничьих видов: зайца-русака, серой куропатки и перепела, да и кряквы вследствии изменения водного баланса пойменных озер стало катастрофически мало!

Ежегодно после уборочной кампании областным департаментом аграрной политики в сельхозугодях проводится тотальная дератизация. Так что мышек в полях, основного лисьего корма, у нас мало.

И, как известно – сразу налицо реакция вида на изменения кормовой базы: лисы переместились в пригороды и села, где им в изобилии приготовлен « шведский стол» в виде полигонов ( в т.ч. несанкционированных) ТБО. Таким образом в течение 3-5 лет сформировались условно именуемые синантропные популяционные группировки лисицы, которые в период гона ( январь- февраль) массово выходят на традиционные места обитания.

Кстати, вызвавшее у автора обращения негодование регулирование численности проводилось в угодьях Новоусманского муниципального района, где тесно от дачных поселков и в ближайшие 10 лет райцентр станет пригородом Воронежа.

Исходя из приведенной выше информации, мы, по Вашему мнению, должны сидеть в засидке у павшей коровы где-нибудь в кустах на конечной остановке городских рейсовых автобусов? Или просто благоденствовать и не позволять себе выполнять наши прямые, закрепленные законом служебные обязанности, т.е. действовать по принципу: «горит сарай – гори и хата?!

Тем более, что ситуация с охотничьими ресурсами- объектами массовой охоты в нашем регионе сложилась далекой от идеала и даже от более оптимистичной обстановкой в соседних областях.

Я понимаю, что г-на Заварзина возмутил больше не сам факт регулирования численности с применением технических средств, а исключительно моральный аспект.

Но позвольте, нам, профессионалам, лучше знать какие методы (разумеется разрешенные законом) избирать, где и как их применять, чтобы сохранить то, что еще уцелело в нашей лесостепи.

Да, лисица у нас объявлена вне закона и если обратиться к нему то в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона « Об о хоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24.07-2009г. № 209 то, что показано в эфире и возмутило В.Заварзина в действительности определено ст.48 указанного выше закона как «охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов» .

Она гласит:

1. Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.

2. Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со HYPERLINK \l "block_32"статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.

3. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

4. Проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

5. Регулирование численности охотничьих ресурсов должно осуществляться способами, исключающими нанесение ущерба другим объектам животного мира.

6. Порядок принятия решений о регулировании численности охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Здесь считаю необходимым развеять инсинуации г-на Заварзина по поводу якобы «каких-то случайных людей, которые гоняются за лисами, впервые взяв в руки оружие».

В соответствии с указанным выше п.4 и титрами фильма в регулировании численности принимали участие только штатные охотоведы и егеря т.е. представители юридического лица.

Другими словами профессионалы своего дела. Некоторые из них ранее служили в войсках спецназа. ( Не надо бы, г-н Заварзин столько фантазий и страшилок для читателей в угоду своим амбициям истины в последней инстанции ).

Итак, на основании приказа Минприроды РФ от 13 января 2011г. №1 «Об утверждении порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы» и приказа МПР от 30 апреля 2010г. №138 « Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях»; решения чрезвычайной противоэпизоотической комиссии Воронежской области от 20 марта 2014г. №2 «О предотвращении распространения бешенства на территории Воронежской области, нанесения ущерба здоровью граждан и объектам животного мира» был издан приказ регионального департамента природных ресурсов и экологии №10 от 22 января 2015г., разрешающий проведение регулирование численности лисицы и волка в охотугодьях области в период с 1 февраля по 31 марта 2015 г. методами: с подхода, из засады, с манком, окладом с флажками, с собаками норных пород, с использованием снегоходов, квадроциклов, летательных аппаратов (с указанием в разрешениях на добычу охотничьих ресурсов регистрационных номеров конкретных, задействованных в мероприятиях транспортных средств).

Теперь о законности применения снегоходов. Признаюсь, сам не любитель таких охот.

Но если это работа и вынужденная мера? Да еще к тому же неустойчивый и непродолжительный снежный покров, который дает нам реальный шанс справиться с угрозой бешенства в короткие сроки.

Обратимся к п.59 Правил охоты, утвержденных Приказом МПР от 16.11,2010г. № 512:

При осуществлении охоты в целях регулирования численности волка, шакала, лисицы допускается использование механических транспортных средств и летательных аппаратов, если в соответствующем разрешении на добычу охотничьих ресурсов указаны регистрационные номера конкретных транспортных средств, с использованием которых планируется осуществление охоты.
(в ред. Приказа Минприроды России от 05.09.2012 N 262)
.

А насчет морально-этических аспектов замечу: прежде чем клеить ярлыки и возмущаться нужно помнить, что зверь больной бешенством теряет интерес к пище , он ведет себя как зомби, поэтому можно долго и безрезультатно сидеть в засидке у привады…

К тому же в следствие указанных выше причин мы уже дали лисице шанс, шанс размножится и стать реальным фактором угрозы как для охотничьих ресурсов, так и для человека. Поэтому эстетствующие рассуждения здесь просто неуместны. У нас нет на это времени. В антирабические пункты по осени в ряде поликлиник уже замечены небольшие очереди пациентов.

А тем, кто рассматривает упоминаемый здесь фильм телеканала как своеобразную агитку для браконьеров, замечу: она им не нужна. Они и без фильма освоили незаконный промысел и выезжают на него осознанно, с риском быть задержанными и наказанными по закону.

По таким «джентльменам удачи» у нас совместно с Ростехнадзором регулярно зимой проводится операция «Снегоход». Не надо, г-н Заварзин путать божий дар с яичницей.

Как сказал уважаемый мною великий русский писатель устами своего героя дяди Вани: «… дело, дело нужно делать, господа!». А еще добавлю: - не бояться правды и не греметь пустыми ведрами.

Что еще почитать