Русские традиционные охоты и их сохранение

Как-то так сложилось, что когда разговор заходит о нашем охотничьем наследии, очень быстро на первый план выходит тема традиционных русских охот. Со страниц охотничьих газет и журналов, с экранов телевизоров и в радиопередачах громко звучат пафосные слова об охотничьей культуре, о сохранении национальных традиций, об отечественном охотничьем наследии…

Фото Дмитрия Шаницына

Фото Дмитрия Шаницына

А что на деле? Если объективно оценить ситуацию, сложившуюся сегодня в сфере отечественной охоты и охотничьего хозяйства с точки зрения сохранения охотничьей культуры и охотничьих традиций, то можно с уверенностью утверждать: положение очень серьезно. Существует реальная опасность, что в ближайшие десятилетия мы можем частично или даже полностью утратить важную часть нашей охотничьей культуры — некоторые традиционные для нашей страны виды охот.

Почему я поднимаю эту тему именно сейчас?

2017 год объявлен в России Годом экологии для привлечения внимания общества к вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. «С учетом объявленного в 2017 году Года экологии и с учетом других факторов нам нужно уже сейчас начать глубокий анализ состояния нашего экологического законодательства», — сказал Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин, открывая весеннюю сессию Госдумы.

По его словам, особое внимание нужно обратить и на научную, и на образовательную политику, так как передовые технологии, дающие быстрый эффект и экономический рост, «создаются теми, кто уже со школьной скамьи получает качественные знания» (РИА Новости).

А знаете, чем больше всего гордятся представители «зеленых» организаций, осуществляющих свою деятельность на территории нашей страны? Тем, что слово «экология» для большинства обывателей ассоциируется со словосочетанием «запрет охоты». «Имеющий уши, да услышит». Если вы не хотите, чтобы 2017 год стал годом введения охоты и охотничьего хозяйства в России в состояние искусственной комы, время действовать СЕЙЧАС.

Начнем с того, что фактически вся охотничья культура — юридическое «ничто». Эта часть нашего нематериального культурного наследия почти никак не отражена в «охотничьих законах» и не защищена государством.

Стратегия развития охотничьего хозяйства до 2030 года — единственный документ, где лишь мимоходом упоминаются охотничья культура и традиционные виды охоты. В документе просто используются эти словосочетания и даются обещания по поддержке и развитию традиционных видов охоты с использованием ловчих и подсадных птиц, а также охотничьих собак.

Подборка цитат не займет много места:

1. «Низкий уровень охотничьей культуры и этики является одной из основных проблем нарушения правил охоты».

Опустим «кривость» формулировки. Главное, что и слова не сказано о том, откуда этот «уровень» должен взяться, как его поддерживать и повышать.

2. «Достижение поставленной цели возможно в результате формирования правовых, социально-экономических и культурных условий, обеспечивающих:

  • в экономической сфере — развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также создание эффективных механизмов государственного управления;
  • в социальной сфере — повышение доступности охоты для населения;
  • в экологической сфере — обеспечение и поддержание видового разнообразия охотничьих животных в экологических системах наряду с увеличением численности охотничьих животных».

3. «При решении задач сохранения и развития традиционных видов охоты, а также сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предполагается:

  • поддержка и развитие традиционных видов охоты с использованием ловчих и манных (подсадных) птиц, а также с использованием охотничьих собак;
  • развитие экологического туризма, в том числе в местах проживания указанных коренных малочисленных народов; популяризация культуры охоты через средства массовой информации, организацию и проведение тематических выставок, форумов и конференций с привлечением широкого круга общественности».

По сути, ни в одном из основополагающих «охотничьих документов» нашей страны нет ни слова о конкретных действиях по сохранению охотничьей культуры и по поддержанию охотничьих традиций.

Закон об охоте содержит лишь определение: «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования».

Указанным лицам разрешается охотиться свободно (без каких-либо разрешений) в том объеме, который необходим для «удовлетворения личного потребления», использовать ее самим или реализовывать заготовительным организациям. Ах да! Таким охотникам, в отличие от всех прочих, можно добывать гагар, бакланов, поморников, чаек, крачек и чистиковых.

В Правилах охоты — те же «традиционный образ жизни» и «традиционная хозяйственная деятельность». Лица, их ведущие, имеют право ловить зайцев-беляков петлями, круглогодично добывать медведей, копытных, пушных зверей и пернатую дичь.

Что подразумевается под традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью? Согласно Федеральному закону от 19.06.96 г. № 78-ФЗ (ред. от 02.01.2000 г. «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития севера Российской Федерации»), традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера — «способ существования, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, социальной организации, проживания, на самобытных культуре и обычаях, религиозных верованиях».

Распоряжение об утверждении Стратегии вступило в силу 3 июля 2014 года. Но практических мер по поддержанию и развитию традиционных видов охоты как не было в Стратегии, так и нет. И даже не планируется.

Сегодня они по-прежнему не имеют никакой законодательно закрепленной защиты. Это значит, что судьбу охоты на медведя на берлоге (фактически прекратила свое существование из-за сокращения сроков охоты) могут повторить и охота с гончими, и охота на глухаря на току, и охота с подсадной, если заинтересованным лицам захочется за них взяться.

Сделают это, поверьте, не в угоду истеричным веганкам, голышом валяющимся в лужах кетчупа. Это — политика, перед которой наше охотничье наследие абсолютно бесправно и беззащитно.

При дальнейшем анализе вышеупомянутых документов и окружающей действительности создается впечатление, что все охотничье хозяйство нашей страны должно быть сведено исключительно к увеличению количества охотничьих животных. Был бы лось, а как его отстрелять и куда веточку «покрасивее» засунуть, придумаем.

Вспоминаются эксперименты профессора Выбегалло с его кадавром из книги братьев Стругацких: не удастся вырастить исполина духа, если потребности исходной «заготовки» сводятся только к тому, чтобы жрать селедочные головы ведрами или валить кабанов десятками. Чудес не бывает.

Нельзя говорить об охотничьем хозяйстве без присутствия охотничьей культуры. Они нуждаются в совместном одновременном развитии. Если развивать культуру без увеличения поголовья охотничьих животных, то ее не к чему будет применить. Если увеличивать поголовье и отстреливать его без культуры, получится банальная скотобойня.

В России охота — не только неотъемлемая часть историко-культурного наследия. Да, отраслевой статус охоты потерян, но она все еще остается важной составляющей жизни многих людей. Поэтому именно в нашей стране нельзя допустить повторения европейских ошибок.

В Европе, где только сейчас, когда для некоторых видов охот пройдена точка невозврата, спохватились и начали создавать активную линию политического и идеологического противодействия «зеленым», поддержке эндемичных видов, видового разнообразия и традиционной охоты.

Да, для большинства политиков охотники — просто неохваченный контингент избирателей, но таковы правила игры в современном обществе. Выбирать не приходится. Зачем нам идти по заведомо ложному пути? Зачем самим загонять себя в угол? Умный учится на чужих ошибках. Дурак… Дурака вообще невозможно ничему научить.

Необходимо незамедлительно на государственном уровне создать систему поддержки и защиты нашей охотничьей культуры как неотъемлемой части общенационального культурного наследия. И сделать это, помимо прочего, через сохранение и защиту русских традиционных видов охоты.

Наша охотничья культура отлична от охотничьей культуры большинства европейских стран, в ней доминирует не антуражно-ритуальная-трофейная составляющая. Наше достояние — не веточки, вставляемые в рот дичи, не рога и клыки на медальоне, не костюмы и мелодии охотничьих рожков.

Русская охотничья культура в целом и охотничьи традиции в частности по большей части нематериальны: это повседневность промысловой охоты, традиционные способы добычи охотничьих животных, традиционные охоты и все, что связано с ними: охотничьи собаки, подсадные утки, глухариные тока. Именно в их защите и сохранении состоит основная задача.

Кстати, а что такое русские традиционные виды охоты? Что конкретно им угрожает, и как их защитить? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с того, что, хотя термин этот, так скажем, на слуху, официально нигде не зафиксирован. Некоторые полагают, что это те виды охоты, которые изначально были и есть только в нашей стране. В действительности это не совсем так.

Согласно словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «традиционный» означает: 1) сохранившийся от старины, основанный на традиции (традиционный обряд, традиционный обычай); 2) бывающий, существующий в силу традиции установившегося обычая (традиционные встречи выпускников).

Фактически это те виды охот, которые можно отнести к нашему историко-культурному наследию. Загонная охота на лося? Да, традиционная. Охота на солонцах? Тоже. А вот как быть с охотой на реву? Петельный лов рябчика? Конечно, да! А охота с манком? А «тургеневская» охота с легавой? А стрельба тетеревов из шалаша на току? Все не так просто, как кажется на первый взгляд…

Вот, к примеру, иногда можно слышать утверждения, что все виды ружейной охоты в России вообще являются заимствованными из Европы. Даже если это так, то давайте будем столь же строги и в других сферах. Лапша — от татар, пельмени — от коренных народов Сибири...

Если подходить к вопросу в таком ключе, то останется очень маленький и все равно спорный список того, что можно назвать исключительно отечественным культурным наследием. Нужно учитывать два момента. Первое: сложно определить жесткие критерии того, что считать заимствованием, а что — нет.

Некоторые понятия, предметы и т.д. настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей культуры. Где находится эта грань «присвоения»? Сколько десятилетий или столетий надо, чтобы однозначно признать заимствование, интегрировавшимся в национальную культуру? Вопрос философский.

Второе: в своем историческом развитии каждый народ проходит собственный путь познания окружающей действительности. В чем-то он национально специфичен, а в чем-то универсален. У всех над головой солнце, а под ногами земля.

В процессе познания окружающей действительности живущие в близких условиях народы могут пойти параллельными путями. И получить сходные результаты. От растирания зерна в муку до способов обработки шкур, от бортничества до методов изготовления керамики. То же — и в нашей сфере. Все виды охоты основаны на способах добычи птицы или зверя. А эти способы в свою очередь на поведенческих особенностях животных, которые, как известно, шовинизмом не страдают.

Русский и австрийский глухари токуют одинаково, как и тетерева. Немецкий, русский и английский зайцы одинаково ходят под гончими кругами, а неотъемлемой частью «брачных игр» оленей являются гонные крики.

Почти все виды так называемой традиционной русской охоты существовали не только на территории нашей страны, они, в строгом смысле этого слова, не являются нашими «специалитетами». Вот, к примеру, весенняя охота на току на глухаря, «глухариная зорька» (едва ли не символ русской охоты вообще) была очень любима и почитаема в Австрии.

Подойдя к глухарю, полагалось дать ему спеть «последнюю» песню, а затем уложить красивым выстрелом. В Германии практиковалась охота на тетеревов с чучелами, а также охота с подсадными утками. Только вот территориально вторая была привязана к топкому побережью так называемого Ваттового моря, и манным птицам не просто подрезали перья, а отрезали часть крыла. Чтоб уж точно не сбежали.

Пожалуй, наиболее национально специфической в России могла считаться только так называемая комплектная охота, при которой «работали» два типа собак — борзые и гончие.

Не уникальность и оригинальность как таковые придают русским традиционным видам охоты их значимость, а то, что они имеют в нашей стране особое историко-культурное значение. Важно не только то, что их практиковали наши предки, а более то, что у нас сегодня пока еще есть возможность в них участвовать, хранить традицию.

Повторюсь: некоторые виды охоты не уникальны сами по себе, но только у нас они сохранились в таком объеме. В Европе почти не осталось боровой дичи, даже рябчик — уже экзотика. Охота с гончими существует и в Германии, вот только проводить ее разрешается на охотничьих участках, площадь которых не менее 1000 гектаров.

Английские охотники активно борются за право на парфорсной охоте преследовать не пахучую имитацию лисицы, а настоящего зверя. Мы же пока еще можем позволить себе добыть глухаря на току, посвистеть рябчика, насладиться музыкой гона, встретить зорю в шалаше под чуфыканье косачей в тумане.

Составление полного списка традиционных видов охоты — задача для отдельной статьи, поскольку включение туда некоторых наименований будет нуждаться в довольно объемном обсуждении. Ограничимся пока лишь определением понятия. Русские традиционные виды охоты — виды охоты, практикуемые на территории нашей страны с десятого века и по настоящее время и имеющие особое историко-культурное значение.

В список традиционных русских охот могут быть включены и формально заимствованные виды охоты, получившие ряд важных уникальных черт, особую популярность среди населения и/или прекратившие свое существование в стране происхождения. Такие виды охоты можно считать приравненными к традиционным.

Елизавета Целыхова 20 февраля 2016 в 11:09






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Александр Стефанович офлайн
    #1  20 февраля 2016 в 15:29

    Вторая цитата из стратегии впечатляет особо - все три пункта друг друга взаимно исключают.
    Недопонял почему лапша и пельмени в России заимствованы. Вроде татары тоже россияне.

    Ответить
  • 0
    Борис Николаев офлайн
    #2  21 февраля 2016 в 13:20

    Тема нужная. Давно пора "разложить все по полочкам". Последние шесть абзацев, на мой взгляд, и являются основой того, над чем необходимо задуматься охотникам, а правительству РФ в первую очередь, да возродить охоту как отрасль экономики. В конце концов, нужно прекращать топтаться по деньгам, а превозмочь "нефте-газовый радикулит", нагнуться и поднять то что лежит на земле.

    Ответить
  • 0
    Сергей Матвейчук офлайн
    #3  22 февраля 2016 в 18:25

    Классно написано. О признаваемой глубине традиций (Е.К. предлагает с 10 века) и перечне охот можно и нужно разумно спорить, но постановка вопроса, хоть и не первая (жаль, что автор этого не упомянула, были публикации в РОГе), но самая четкая.

    Ответить
  • 0
    Николай Григорьев офлайн
    #4  22 февраля 2016 в 20:44

    Во, матушка Елизавета, вы выдали, ажно на 10 век замахнулись :-)))
    И обычаи и традиции это передаваемые от одного поколения другому установившихся бытовых, культурных, народных, национальных и прочих правил общения и поведения. Они могут изменяться и дополняться временем, развитием и познанием нового людьми. Если говорить о предках, то это могут быть времена и годы жизни и деятельности прадеда, когда мог зародиться обычай и переданый своему внуку через сына. То о традициях впору говорить уже и тогда, когда они исполняются и почитаются и становятся достоянием и правнуков и праправнуков. Это, ну ни как не десяток веков по вашему. Скорее всего о столетнем сроке пойдет речь...
    А статья понравилась...

    Ответить
  • 0
    Вячеслав Михайлов офлайн
    #5  26 февраля 2016 в 00:18
    Николай Григорьев
    Во, матушка Елизавета, вы выдали, ажно на 10 век замахнулись :-)))
    И обычаи и традиции это передаваемые от одного поколения другому установившихся бытовых, культурных, народных, национальных и прочих правил общения и поведения. Они могут изменяться и дополняться временем, развитием и познанием нового людьми. Если говорить о предках, то это могут быть времена и годы жизни и деятельности прадеда, когда мог зародиться обычай и переданый своему внуку через сына. То о традициях впору говорить уже и тогда, когда они исполняются и почитаются и становятся достоянием и правнуков и праправнуков. Это, ну ни как не десяток веков по вашему. Скорее всего о столетнем сроке пойдет речь...
    А статья понравилась...

    Елизавета, спасибо за статью, две части из которых прочитал.
    Присоединяюсь к поздравившим Вас с полученной наградой. Присутствовал, но не решился сделать это лично.
    Все, о чем пишите, конечно, важно, но меня волнует и другое. Как сделать так, чтобы эти знания дошли до охотников и особенно для молодой поросли. Думаю, что Ваши статьи будут в Инете, но, как к ним не только привлечь внимание, но и побудить знать и следовать им? Наверное, на этот вопрос сразу и однозначно не скажешь.
    Наверное, следите об обсуждении материала о коллективах охотников. Вроде о первичках и как их возродить, должно быть интересно многим. Ведь в них больше возможности воспитать последователей русских охотничьих традиций. Но и эта тема не очень-то привлекает и выдыхается...
    Грустно от этого.
    Еще раз спасибо за обобщение по данному вопросу.

    Ответить

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑