Опасности толстого льда

Иногда подвижки льда бывают столь масштабными, что протяженные зоны открытой воды становятся непреодолимой преградой для выхода рыболовов на берег

фото: Анатолий Маилков фото: Анатолий Маилков

Зима в средней полосе перевалила за середину: несмотря на погодные коллизии, многие водоемы покрылись достаточно надежным льдом толщиной до полуметра.

Это самый спокойный (в смысле безопасности) период зимней рыбалки, хотя и здесь рыболова могут подстерегать очень неприятные неожиданности.

[mkref=1369]

Прежде всего, определенную осторожность надо всегда проявлять на реках, когда лед покроется толстым слоем снега, перекрывшим доступ холода ко льду, а текущая вода медленно, но верно, начнет истачивать его снизу. Быстрее всего промоины образуются там, где струи, завихряясь над донными преградами, бьют вверх, над выходом родниковых вод или в местах впадения теплых бытовых стоков. Обычно расположение подобных участков каждый год неизменно, их просто следует хорошо помнить. На незнакомой реке лучше ходить по торным тропкам, а нехоженные участки проверять частым сверлением пробных лунок – хоть это и утомительно, но оправданно.

Кроме того, в густонаселенных местностях и в промышленных регионах есть немало рек, речек и так называемых водоемов-охладителей, где ледостав неустойчивый, а ледовый покров неоднороден по акватории. Здесь надо быть крайне осторожным, особенно после сильных снегопадов и в непосредственной близости от мест впадения теплых вод, а также при затяжных оттепелях. Характерным примером водоема, где зимой возможно рыбачить не везде, является озеро-охладитель около Шатурской ГРЭС. Также, к примеру, очень коварным характером отличается подмосковная река Пахра, принимающая много бытовых стоков: здесь местами даже полуметровый лед имеет настолько рыхлую структуру, что не выдерживает вес одного человека. Также всегда опасен лед даже в морозы на Оке ниже впадения в нее Москва-реки, который тут сходит на большом протяжении при длительных потеплениях. Есть места с очень плохим льдом на Московском море, особенно ниже Твери и в районе Конаковской ГРЭС. Ненадежный ледовый покров образуется и в верхней части Угличского водохранилища – обычно на протяженном участке от Дубны до Белого Городка, отличающемся усиленным течением.

Во время рыбалки на стоячих водоемах, особенно на больших водохранилищах с низкой проточностью, где зимой идет постоянное снижение уровня, следует помнить, что лед здесь периодически обламывается около берегов. Если на мелководье он ложится на грунт, то вблизи крутых берегов могут возникнуть участки незамерзшей воды, лишь прикрытые толстым сугробом из наметенного снега, куда можно совсем неожиданно попасть, испортив себе рыбалку.

В снежные зимы неприятные ситуации случаются на просторах больших водоемов, когда рыболов оказывается в районе так называемых водяных ванн, скрытых толстым слоем мокрого снега. Образуются такие ванны как раз в тех местах, где над максимальными глубинами лед заметно тоньше, чем вокруг: после затяжных снегопадов он под весом снега прогибается сильнее, растрескивается с образованием сквозных трещин, через которые наверх поступает вода в количестве, равном весу снежной нагрузки. И без того тонкий и теперь пропитанный водой лед перестает намерзать и становится опасным, особенно ближе к весне.

Опасный характер принимает ледовая обстановка среди зимы, именно когда лед становится толстым, на водоемах с огромной акваторией, таких, к примеру, как Ладога, Онега или Рыбинское водохранилище. Здесь лед за счет термических деформаций и ветровых воздействий начинает лопаться с образованием торосов и широких разводий, в которые нередко попадают люди, снегоходы, автомобили. Иногда подвижки льда бывают столь масштабными, что протяженные зоны открытой воды становятся непреодолимой преградой для выхода рыболовов на берег, тогда приходится привлекать спасательные службы.

Также следует помнить, что на водохранилищах, особенно Волжского каскада, уже к середине зимы из-за сброса воды настолько усиливается течение, что возникают огромные промоины, первое время прикрытые тонким, еще не размытым льдом. Пешня в этой ситуации должна дополнять ледобур, а обратную дорогу нужно проверять несколько раз за день.

Анатолий Маилков 18 января 2011 в 15:33






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑