Рыбная промышленность отстаивает интересы крабового бизнеса

Вторую неделю рыбная промышленность отстаивает интересы крабового бизнеса, после того как в СМИ вбросили информацию о предложениях по изменению порядка закрепления крабовых квот.

Аргументы, почему делать этого не стоит, идут от игроков рынка и общественных организаций. Даже главы приморских регионов взяли сторону бизнеса.

При этом не совсем понятно, с каким административным ресурсом сошлись защитники крабов, и что за влиятельный «ресурс», предположительно, обратился с письмом к президенту, в котором есть предложения перестать раздавать квоты бесплатно и фактически пожизненно.

Напомним, что авторы документа предложили российскому лидеру две поправки. Первая - переход на выдачу квот не по историческому принципу, а на открытом аукционе сроком на 10 лет.

Исторический принцип квотирования означает продление периода их действия для соблюдающих условия вылова компаний, работающих с 2000-ых годов.

Вторая - отказ от инвестиционных квот в обмен на обязательства строительства судов-краболовов. В документе отмечается, что строительство подобных судов «не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения» в силу их низкой «технической вооруженности».

Пока общественность шумит и требует гарантий сохранения исторического принципа, аналитики вновь пытаются понять, насколько историческое наделение квот выгодно государству.

И здесь есть вопросы к бесплатной раздаче права, которое, как оказалось в рынке, приносит собственникам компаний миллиарды долларов.

Так аукционы 2001-2003 года заставили предприятия заплатить в бюджет около $2 млрд. Эти вложения позволили «купить» историю вылова.

В 2003 году приобретения закрепляются в доли квот сроком на 5 лет, а затем и вовсе на 10. Компании получили миллиардную стоимость активов в виде бесплатных квот на 15 лет за небольшие для отрасли деньги. Многие предприятия были проданы собственниками в десятки раз дороже. Одно из приморских предприятий, которое вложило в квоты несколько миллионов долларов, потом было продано за $350 млн.

Есть подобные примеры и на Сахалине, и на Камчатке. Владение квотами каждый год накидывало владельцам десятки миллионов долларов.

То есть бесплатная раздача недооцененного государством федерального биоресурса стала некой финансовой пирамидой. И любое изменение системы распределения квот приведет к краху этой пирамиды, и особенно пострадает добыча краба, где оффшорные схемы покупки компаний и продажи продукции уже давно стали нормой.

Что еще почитать