Почем нынче кабанчик?

За последние полвека численность копытных животных в России претерпевала значительные изменения, что было связано в первую очередь с изменениями окружающей среды.

Были периоды, когда многие охотники по убеждению не охотились на копытных, предпочитая другие охоты.

В 70–80-е годы все способствовало увеличению численности копытных. В северных безлюдных районах Европейской части России образовались огромные просторы вырубок, и качество угодий для лося повысилось из посредственных в отличные.

Ежегодно огромное количество северных лосей к сезону охоты мощно подпитывало охотугодья Центральных регионов. Тогда лосей хватало и официальным охотникам, и браконьерам, и волкам, и несмотря ни на что их численность не снижалась. В 70-е и особенно в 80-е годы было резко повышено материальное благосостояние селян и массового браконьерства на копытных не было.

Популяция кабана также процветала, т.к. повсеместно вся пахотная земля засевалась кормовыми культурами. Большие площади посевов по разным причинам регулярно уходили под снег, т.е. корма хватало. Подавляющее большинство охотхозяйств подкормкой не занималось (кроме минеральной). Большие запасы копытных в те времена, по сути, были даром божьим. Только собирай!

В лихие 90-е годы ситуация изменилась кардинально. Пушнина обесценилась, соответственно резко упала привлекательность охот на пушных зверей. Огромная армия охотников оказалась не у дел и весьма болезненно перепрофилировалась на другие виды охот. Голодное население в начале 90-х годов за 2–3 года буквально смело из угодий все былое изобилие копытных. Численность копытных повсеместно снизилась до катастрофически низкого уровня, и эта охота, соответственно, стала малодоступной, дефицитной и престижной.

Спрос на эту охоту стал чрезвычайно велик, особенно в столичном и сопредельных с ним регионах, и первостепенной задачей любого высокоорганизованного, тем более элитного, охотхозяйства стало максимально возможное наращивание численности копытных. Общее количество добываемых копытных животных, а также их видовое разнообразие – это самый яркий показатель уровня и статуса, авторитета и престижа охотхозяйства, достигнутых им успехов.

В большинстве случаев в Центральном регионе высокая численность копытных – это явление не природное, а рукотворное.

Главной ценностью любого охотничьего хозяйства являются дикие копытные животные, в т.ч. по видам и степени убывания их стоимости: олень благородный (европейский и марал), лось, олень пятнистый, кабан, косуля. В последние годы наблюдается рост чиленности европейской косули. Следует заметить, что добыча оленей в Средней полосе России никогда не была массовым явлением, даже там, где их численность была весьма высокой.

Остается кабан. Идеальный вид для разведения: достаточно оседлый, исключительно плодовитый, жизнестойкий и отзывчивый на биотехнию. При желании охотхозяйство способно за 4–5 лет многократно поднять их численность и добычу. Технология хорошо отработана. Но фактическая официальная добыча составляет всего около 2–3 десятков тысяч, что меньше, чем в крохотных странах Прибалтики...

Так во что же обходится добыча одного среднестатистического кабанчика? Только не надо смешивать два совершенно разных понятия: во что он обходится охотникам и во что – охотхозяйствам. Никаких исследований на эту тему не проводилось. Пришлось самому произвести кое-какой анализ и расчеты из подручных сведений (на примере одного из охотхозяйств). Результаты поразили даже меня, хотя я давно знал о высокой себестоимости разведения копытных животных.

Много возникает споров об установлении оптимальной и справедливой цены при реализации дефицитных и престижных охот на копытных, т.к. оппоненты исходят совершенно из разных позиций и оценивают явление не в совокупности всех имеющихся факторов, а только по одному ему знакомому направлению. На первый, непосвященный взгляд самое выгодное для охотхозяйств – это продать все по высокой коммерческой цене (при этом в налоги уходит чуть ли не половина полученных доходов).

Коммерческая цена охоты на копытных зависит от спроса, предложения, платежеспособности потенциальных потребителей, близости охоты и предоставляемого сервиса, ну и, конечно, уровня инфляции. Большое значение имеет также местное представление о таких понятиях, как «много», «мало», «нормально», которые существенно различаются в разных регионах. Поэтому бедная деньгами периферия существенно сбивает московские цены на охоту (например, во многих сопредельных с Москвой областях взрослый кабан сейчас стоит всего 10 тыс. рублей с обслуживанием...).

Рыночная цена охоты не зависит от себестоимости разведения и охраны зверей и складывается стихийно, исходя из вышеприведенных факторов.

В таблице приводятся средние коммерческие цены охоты по годам.

Теперь поговорим о том, во что же обходится охотхозяйствам разведение подмосковных кабанчиков. Конечно, условия у всех охотхозяйств разные, но все-таки большинство затратных элементов и их объемы на единицу выхода продукции у всех охотхозяйств примерно совпадают.

На первый взгляд, затраты на интенсивное звероразведение относительно небольшие (расходы на корма) и составляют у нас 4–5% от общих затрат. Но если бы нам, как частным хозяйствам, пришлось бы самим все оплачивать, то их доля возросла бы минимум втрое.

При учете себестоимости разведения кабанов во многих случаях не учитывают не только очень многие якобы бесплатные затраты и усилия, но и многочисленные скрытые реальные затраты, т.е. невидимые непосвященному взгляду, включая общехозяйственные и накладные: зарплата с начислениями и премиальными, форменная и спецодежда, транспортные расходы с содержанием и ремонтом, расходы на тару и на складские расходы, строительство и содержание стрелковых вышек, обязательные охранные, воспроизводственные и биотехнические мероприятия, связь, налоги.

Так, за прошлый год нашими охотхозяйствами было выложено для подкормки 250 т зерновых кормов, 150 т корнеплодов. Большинство этих кормов привезено издалека на привлекаемых большегрузных автомашинах. Эти корма надо где-то складировать. В хозяйствах работают более 50 подкормочных площадок, и корма туда надо завозить регулярно. Для этой работы в охотхозяйствах 7 служебных а/м и в три раза больше личных у егерей (включая ГАЗ-66 и самосвалы), есть 3 трактора, 12 снегоходов. Для бесперебойного обеспечения большого количества кормушек нужны хорошие егеря, которые должны быть кровно заинтересованы в значительном увеличении объемов и интенсификации своего не очень высокооплачиваемого труда. Большое поголовье кабана (или оленей) и плохо работающий егерь (охотовед, директор) – понятия несовместимые.

Нормально эксплуатировать поголовье и предоставлять хороший сервис посетителям, особенно если хотите получать высокие доходы, невозможно без добротных охотбаз, а их содержание – это треть расходов охотхозяйств!

Таким образом, на себестоимость разведения  кабанов влияет практически все, даже капитальные вложения. А это очень большие деньги. Слабое охотхозяйство эту работу не потянет.

Следует учитывать еще одно очень важное обстоятельство: в норме добывается только малая часть поголовья, но содержать, подкармливать, охранять надо все стадо. Это в 3–4 и более раз увеличивает затраты на добычу 1 головы копытного животного... Вот почему домашнего кабанчика откармливать гораздо дешевле, чем их диких собратьев.

Из вышесказанного можно сделать несколько выводов:

1. Любое реальное разведение зверя, дичи – дело очень дорогое.

2. Реальная себестоимость добычи одной разведенной головы копытных животных в несколько раз выше их рыночной стоимости.

3. Только реальное зверодичеразведение резко снижает себестоимость этой работы.

4. Хотите увеличить эффективность затрат – наращивайте численность ценных видов охотничьих животных.

5. Зверодичеразведение – дело нерентабельное, но только оно приводит к реальному увеличению численности разводимых видов.

Е.А.Ершов, генеральный директор охотхозяйств МГО ВФСО «Динамо» 11 ноября 2008 в 13:45






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑