В № 15 «РОГ» за текущий год появились сразу две статьи на одну тему, но с разными к ней подходами. Авторы – Кондрат Солодовников и Вадим Жибаровский. Главная мысль публикаций – этично ли использование на охоте электронных манков и механических чучел?

В своей статье Солодовников на этот счет высказывается однозначно: применение электронных манков на охоте запрещено действующими правилами, при использовании механических чучел теряется ее смысл и поэзия.

Несколько иная позиция у Жибаровского. Мнение автора таково, что научно-технический прогресс не остановить, он должен работать и применяться в охотничьей сфере тоже.

Как пример приводится факт создания компактной установки, способной улавливать запахи. При соответствующей доработке аппарат мог бы работать в качестве «электронной легавой», с ним можно было бы разыскивать, допустим, на лугу птиц и, соответственно, охотиться.

Одним словом, различные электронные и механические новинки не должны запрещаться, а где и как их применять, разберутся сами охотники, если вообще захотят иметь с ними дело.

Безусловно, это серьезная тема. Не все здесь так просто. Применение научных разработок в такой деликатной области, как живая природа, необходимо проводить очень аккуратно. И чем они масштабнее, тем более осторожно и вдумчиво. Как говорится, лучше семь раз отмерить.

При охоте и рыбалке определенные запреты и правила нужны, они хотя бы сдерживают применение устройств и приспособлений, облегчающих человеку добычу. Ведь эти два занятия для рыбаков и охотников являются по существу приятным увлечением, хобби.

И главное удовлетворение здесь – моральное, для души. Ведь не зря же многие рыболовы после успешной поимки рыбы, зачастую солидных размеров, затем отпускают ее обратно в воду. Главное для них не килограммы выловленной рыбы, а важен сам процесс ужения, красота водоема и окружающей местности. Правильные удильщики сознательно ограничивают себя в способах и методах ловли, определенным количеством крючков. Ведь количество рыбы у нас снижается повсеместно.

Похожая ситуация и в стане охотников. На современном этапе охотник и так снаряжен, наверное, даже чрезмерно для добычи дичи оружием, экипировкой, всевозможными манками и чучелами. Охотничье оружие постоянно модернизируется и совершенствуется. Появляются более скорострельные модели с большим количеством патронов в магазине. А в нашей стране можно охотиться и с армейским оружием. В одном из номеров газеты молодой охотник просто-таки требовал производить ружье, как он выразился, «залпового огня». Как будто бы собирался не на охоту, а на битву с супостатами. Качество боеприпасов постоянно растет, внедряются новые сорта пороха, улучшаются компоненты патрона. От разнообразия маскхалатов в торговом зале просто разбегаются глаза. Современной обуви не страшны ни морозы, ни влага. Да и разместиться охотник на природе может с комфортом – появилось много качественных тентов и палаток самого разного размера. О быстроходных лодках, водных скутерах и автомобилях-вездеходах уже не говорю. Таким образом, возможности охотника в области выслеживания, обнаружения и добычи дичи постоянно растут.

В свете этого звери упорно не хотят внедрять последние достижения науки и техники, не хотят учиться быстрее бегать, лучше слышать, у них не обострилось чутье в несколько раз. Пернатые почему-то упрямо не желают пользоваться реактивными двигателями и, само собой разумеется, быстрее летать. А водоплавающим хотелось бы порекомендовать какие-нибудь водометные прицепные устройства, с помощью которых они смогли бы перекрывать скорость лодок с японскими моторами. Но всего этого у живности нет, не могут они соперничать с человеком в техническом перевооружении, поэтому количество почти всех охотничьих зверей и птиц заметно упало, во всяком случае в центральных областях.

И вот в достаточной степени вооруженному и снаряженному охотнику на помощь приходит еще и электроника. Вместо живых подсадных птиц – механические чучела, умеющие двигаться, махать крыльями и издавать голоса. Если еще доработать прибор, упоминавшийся Жибаровским, то у нас может появиться электронная легавая собака. Впрочем, не только легавая, она заменит почти все породы собак. Если продолжить эту тему далее, то в будущем могут появиться ловчие соколы на основе соответствующих образцов авиамоделей. Авиасокол в полете сможет не только высмотреть дичь, но и причуять ее. А ежели встроить ему миниатюрный тепловизор, то и обнаружить дичь по температуре тела. А сшибать ее, допустим, небольшими лазерными зарядами. Это мелкую дичь, а крупную – зарядами покрепче. Охотнику совершенно не нужно будет применять свое охотничье мастерство и умение, от него только требуется регулярная подзарядка батарей электронной легавой и авиасокола. За несколько сезонов такой успешной охоты сведем популяцию дичи к нулю и естественным образом отпадет надобность в ружьях, снаряжении, «Охотничьей газете» и наших дискуссиях.

Во многих странах есть ограничения по максимальному количеству патронов в полуавтоматах, определенным видам боеприпасов. Есть ограничения на маскировочную одежду. Существуют ограничения по времени.

В США и Канаде, например, нельзя охотиться в день прилета в угодья на самолете, так как охотник мог с воздуха подсмотреть стоянки зверей. Это разумно, честно и правильно. Мы, охотники и рыбаки, и так имеем очень много технических преимуществ перед дичью и рыбой, которых вполне достаточно для удовлетворения нашей страсти. Ведь дичи тоже нужно давать шанс. А наращивание электронной и механической оснащенности охотника сводит шансы дичи к минимуму, а это уже нельзя назвать охотой, это забой. И не нужно нам опять идти этой своей непаханой целиной, гораздо лучше внимательнее отнестись к опыту стран, имеющих богатую охотничью историю, схожую с нашей, да и внедрять разумные правила у себя. А так в скором времени охоту образно можно будет сравнить с футбольным матчем, где одна команда имеет подавляющее преимущество и игра идет заведомо в одни ворота.

А надежда на то, что многие охотники сами откажутся от электронных и механических штучек, призрачна. Очень низко упала культура охоты. Существует большое количество охотников, не понимающих самой ее сути. В угодья они ездят, чтобы оттянуться и пострелять. А во что стрелять и как, это их совершенно не волнует. Поэтому будьте уверены, любые электронные новинки будут немедленно приобретаться таким контингентом охотников. Как говорится, дело только в деньгах.

Одному охотнику непросто наскрести денег на ежегодные взносы, на пачку-другую патронов, а другому целые косяки механических уток по карману. Ведь электронные манки расходятся в магазинах очень хорошо, хотя они, как мы знаем, запрещены правилами.

Если появятся вышеупомянутые электронные собаки с авиасоколами, то это будет означать только одно – нормальной охоте пришел конец. Та охота, которую на протяжении веков воспевали классики, к которой тяготеют благоразумные охотники, уйдет в небытие. Во всяком случае, души у такой охоты не будет, она покинет ее, как покидает мертвое тело. Наверное, в конце концов все сведется к своевременному нажатию на кнопку электронного пульта. И никогда механические чучела не заменят работу той же живой подсадной утки, выращенной охотником с крошечного утенка.

Охотничья же собака – это вообще член семьи, а в поле – полноправный компаньон-охотник. Уверен, если охотник держал в жизни хотя бы одну собаку, то в будущем не польстится на электронную эрзац-псину. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Беда в том, что собак в настоящее время держат не многие охотники. Поэтому спрос на электронных собак, появись они реально, наверное, будет.

Недавно посетил во время весенней охоты Вологодчину со своими подсадными утками. Несказанно удивило то, что в большом поселке, райцентре, никто не держит подсадных уток. Никто! Хотя окрестности буквально созданы для охоты на селезней. В угодьях много водоплавающей дичи. Разговаривал с людьми, профессионально занимающимися охотой, с местными охотниками. Кто-то раньше держал, а потом перевел – хлопотно. В другом случае хорь зимой передушил всех подсадных вместе с селезнем. А новых уток не найти. Свято место пусто не бывает: на смену живым подсадным могут появиться механические, с ними никаких хлопот. Очень бы этого не хотелось.

Все же бациллы этой прекрасной охоты с подсадными в поселок удалось занести. К обещанной ранее утке добавил еще одну, от себя, и оставил пару молодых, но неплохих уток у егеря Алексея, очень желающего держать подсадных уток. Да поможет ему в этом деле Святой Трифон, покровитель охотников.

Что еще почитать