ПО ДОНУ ГУЛЯЛИ...

Наш постоянный автор, писатель и путешественник Владимир Супруненко каждый год организует интересные экспедиции по рекам и озерам России и Украины. На этот раз маршрут его велосипедной экспедиции пролег от истока до устья Дона. Этот репортаж – краткий отчет об увиденном, услышанном и съеденном во время месячного путешествия.

Ручеек вытекал из-под большого обтесанного камня. Рыжеватая вода струилась по узкой канавке, выложенной камешками. Голуби прыгали по зеленому бережку, тычась клювиками в прозрачную струю.
– И нам можно? – поинтересовался я у подошедшего мужчины.
– Это смотря на чей желудок. Рискните. Раньше исток был чуть ниже, у самого парка. Потом его перенесли ближе к площади. Я не знаю, но говорят, сюда понемногу водичку из водопровода добавляют, чтоб ручей позаметнее был...
Так, от большого валуна с краткой простой надписью «Исток Дона» в центре Новомосковска, началось наше путешествие по Дону. На планете, пожалуй, немного городов, на центральных площадях которых начинались бы большие реки. Тульскому Новомосковску (с подобным названием есть города и в других областях России и ближнего зарубежья) повезло. Правда, повезло городу, но, увы, не реке. Сколько я ни всматривался в ручей, не узрел в нем даже микроскопического малька. Чуть ниже, в парке, в воде тоже не было заметно признаков жизни. Первых рыбаков мы встретили в Епифани. Старик ловил пескариков и плотвичек прямо с моста, рябятишки тягали их удочками, прыгая по камням, разбросанным посредине речки.
Вообще, на Верхнем Дону часто приходилось встречать мостовых рыбаков. Запомнился один случай где-то в районе той же Епифани. Свесившись через перила, парень ловил с моста голавлей. Метал поплавок в ямки за перекатом, где и обитали эти упругие серебристые особи. Для насадки использовал зернышки консервированной кукурузы. Поплавок часто скрывался под водой, однако удавалось вытаскивать в основном небольших рыбешек – граммов по триста–четыреста. Крупные голавли, пока рыбак подтягивал их к перилам, срывались. Тогда я предложил свою помощь. Когда на крючок попался увесистый (до килограмма ) голавль, я схватил подсак и сбежал вниз. Парень осторожно подвел рыбину к берегу и она тут же оказалась у меня в подсаке. По откосу я поднялся на мост и отдал голавля рыболову. «Ну, теперь не только кот будет сыт!» – воскликнул парень, крепко пожимая мне руку.
На Верхнем Дону много всякой рыбной живности. В тиши придонских водоемов и самого Дона обитает около 50 видов рыб. Трофеи местных рыбаков разнообразны: обычный пескарь и благородный рыбец, ночной угрюмец налим и стремительный окунь в яркой боевой раскраске, закованный в золотистую броню сазан-тяжеловес и стремительная щука. Водится в донских водах знаменитая шемая, встречается стерлядь. Есть и виды, которых не встретишь на других реках. В Задонске (монахи здешних монастырей любят лакомиться рыбной свежатинкой) мне рассказали про похожую на ерша, только более остроносую рыбу, которую тут называют «бирюком». Ловят ее в основном зимой и чистят замерзшей. Оттаяв, рыба покрывается неприятной слизью. «Бирюк» отличается отменным вкусом. Его раньше подавали даже к царскому столу. На Дону у рыб есть и свои прозвища. Окуня здесь называют «чекомасом», карася – «душманом», белизну – «белесью»
Донские рыбаки ловят рыбу удочками, спиннингами, добывают, как и их предки, рыбную живность вентерями, переметами. Довелось встречать и весьма хитроумные самодельные снасти. В ожидании парома в станице Старочеркасской наблюдал за юным рыбачком, который довольно успешно ловил больших ярких окуней. Рассматривая оснастку его удочки, заметил проволочные усики на грузиле. Как объяснил мне рыбоуд, это делалось для того, чтобы быстрое донское течение не смогло пошевелить лежащий на дне кусочек свинца.
Дон пойму заливает: душа рыбака замирает. Придет большая вода – будет и крупная рыба. Однако, чтобы добыть эту рыбу, нужны надежные и быстрые плавательные средства. Ведь в низовьях Дон часто разливался на несколько километров. В это время жители донских станиц не то что на рыбалку, друг к другу в гости часто выбирались на лодках. В станице Старочеркасской (ее недаром называли «донской Венецией») по центральной улице перекидывались мосты, которые крепились на подвижных лодках-«бударах». Лодка (а то и две) была почти в каждом семействе. В станицах до сих пор не забыли еще лодочное ремесло дедов. Путешествуя по Дону, встречал немало самодельных каючков и баркасов. Делают их просто, по старинной отлаженной технологии. Сначала мастерят заготовки: обшивку, ребра-«тагуны», водорез (нос). Затем делают по дну форму, ставят «тагуны» и обшивают их досками. После чего лодку конопатят смоленой веревкой и дополнительно обмазывают смолой. На таких лодках рыбаки даже выходят в море. Вообще, говоря о донской рыбалке в устье, наверное, правильно будет упомянуть и о добыче морской живности. Однако это тема для другого очерка...
Нередко во время путешествия мы готовили пойманную рыбу на костре. Чаще всего это была уха. Как правило, я использовал донскую воду. Часто в рыбное варево мы добавляли собранные по дороге грибы. Теперь в моей походной коллекции рыбных блюд есть и рецепт донской рыбно-грибной юшки. А какие блюда из рыбы готовят в донских станицах? Их рецептами со мной охотно делились донские рыбаки и их жены. Самое распространенное горячее рыбное блюдо это, конечно же, уха, которую называли в старину и «щербой», и «юшкой». Случалось, что даже в одной станице ее варили по-разному. Самый простой рецепт донской ухи (в одной старинной книге он назван «старочеркасским») – это когда мелкая рыба, которой в реке могут надергать даже пацаны-несмышленыши, потрошится и варится минут сорок. По вкусу в варево можно добавить чуть уксуса. А вообще отличие донской ухи в том, что она (особенно в низовых станицах) варится с томатом, сладким перцем. На Верхнем Дону любят готовить тройную уху, осветленную икрой. В старину отдельно от рыбацкой юшки варили пшенную кашу, которую раскладывали по тарелкам и заливали рыбным бульоном. Только после этого вынимали и распределяли по едокам куски рыбы. Про это блюдо говорили: «Ешь кус, да не заливай ус». Одно из распространенных рыбных блюд на Дону – «катушки» Из мякоти судака, щуки, осетра готовят фарш, добавляют соль, лук, черный молотый перец. Из фарша лепят шарики, которые обжаривают. Косточки тоже обжаренной рыбы вместе с картофелем опускают в кипящую воду, туда же кладут рыбные фрикадельки. Заправляют суп зажаркой из лука и томата.
Многие фирмы сегодня предлагают весьма увлекательные рыбацкие путешествия по Дону. В станице Вешенской, где мы провели почти целый день, где-то в полдень к берегу причалил большой плот. Доски были настелены на бочки, на них комфортно (даже с костерком!) расположилась большая компания парней. Оказывается сплав на таком плоту (занимает он около десяти дней) организовала одна туристическая фирма из Краснодара. Как признался мне один из сплавщиков, ничего подобного он не испытывал даже в экзотических странах.
Владимир СУПРУНЕНКО
Фото автора

Что еще почитать