К.Г. Паустовский - охотник и защитник природы

Новый министр занялся налоговой проверкой Минобороны

«Людям хотелось бы все
сохранить — и розы и снег».
Герцен

Русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Отец Константина Георгиевича работал железнодорожным статистиком. «Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем», — вспоминает в зрелые годы Паустовский. Семья долго не жила на одном месте — после Москвы отец служил в Пскове, Вильно, Киеве. Мать воспитывала детей в строгости, но в семье любили искусство — много пели, играли на рояле, ходили в театр.
Мальчик был отдан в киевскую классическую гимназию. Вместе с ним в гимназии учились М. Булгаков, Б. Ромашов, певец Вертинский. «Лучшим временем — порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей — была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополей и розовых свечах старых каштанов», — вспоминает Паустовский о своей молодости.
Литературную деятельность Паустовский начал в 1911 году, когда был написан первый рассказ «На воде». После окончания гимназии Паустовский поступил в Киевский университет, а через два года перевелся в Московский университет и переехал в Москву.
В Москве Паустовский ближе знакомится с жизнью простого народа. «Кого только я там не встречал! Извозчиков, юродивых, крестьян,..., рабочих,..., толстовцев, проституток и бородатых солдат», — пишет он в своей автобиографии. Его не берут в армию (как младшего сына), но он в 1914 году поступил санитаром на тыловой санитарный поезд. Раненых провозили по глубоким тыловым городам. «Тогда я впервые узнал и всем сердцем и навсегда полюбил среднюю полосу России», — пишет Паустовский. Но Паустовский — реалист. Уже в первом своем рассказе он правдиво отражает окружающую его действительность: «Тысячи верст я еду, и везде идет нудная, надоевшая работа, везде пот и ругань, пьяные крики и тоскующие люди, родимые просторы, затянутые пеленой дождей... Смотрит вековечный голод, беспредельная скорбь..., тяжелая тупая ненависть и хмельной угар — забвение. А в далях смутно и печально».
С 1915 года Паустовский переведен на полевой поезд, а затем в полевой санитарный отряд. Из газет он узнал, что на фронтах убиты два его старших брата. Мать осталась одна, и он вернулся к матери в Москву, но не мог долго «высидеть на месте» и «снова начал свою скитальческую жизнь». Он едет в Екатеринослав, Юзовку, Таганрог, где работает на заводах, в рыбачьей артели на Азовском море.
В период революции Паустовский работает репортером в газетах. «Не спал, не ел, носился по митингам и познакомился с двумя писателями...— Гиляровским и Яковлевым».
Племя журналистов казалось наилучшей средой для писателя. Паустовский часто бывал на заседаниях ЦИКа, слышал Ленина, был свидетелем многих событий в Москве.
В период гражданской войны Паустовский служит в Красной Армии в караульном полку, участвует в боях под Киевом.
Работая в Одессе в газете «Моряк», Паустовский попадает в среду молодых талантливых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Славин, Бабель, Кирсанов. В последующем писатель живет во многих городах Кавказа, но с 1924 года возвращается в Москву и работает в РОСТА-ТАСС.
Ранние произведения были написаны в период работы в Москве. Это очерки «Морские наброски», «Минетоза», «Встречные корабли». В 1929 году вышел первый роман «Блистающие облака». Все произведения с очень острым сюжетом, их герои — мечтатели. недовольные бытом, жаждущие приключений. В 30-е годы Паустовский пишет много, но мы отметим истинно великолепное произведение «Мещерская сторона». «Я... поехал в Мещеру, и с тех пор этот край стал второй моей родиной. Там до конца я понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине.
Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край».
Писатель пристально всматривается в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывает об увиденном простым русским языком, который «неуловимым образом связан с природой, с бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущем издалека дымком от костра».
Мещера постепенно стала любимым приютом нескольких писателей. Там жил Фраерман , часто бывали Гайдар, Роскин, Платонов. В Мещере Паустовский сдружился с Гайдаром. Они вместе исходили Мещерские леса и болота, охотились, ловили рыбу. Пути по этим привольным местам, по лесным просекам, усеянными цветами бессмертника, давали отдых душе. «Легкость всегда приходит к нам, когда путь далек и нет на сердце забот», — пишет Паустовский в одном из рассказов об этой стороне.
Паустовский был большим знатоком природы. По приметам он мог предсказать погоду. Вот несколько примет, которые он описывает:
«Безветрие и теплоту предсказывает вечерняя роса. Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день».
«Иногда небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким... Это признак будущей ясной погоды».
«Иногда в безоблачный день перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья».
Вместе с Гайдаром они в районе Поганого озера заблудились, но все кончилось хорошо. «Мы удили на этом озере окуней. Мы привязывали длинные лески к кустам багульника или к деревцам молодой ольхи, а сами сидели на поваленных соснах и курили, пока куст багульника не начинал рваться и шуметь или не сгибалось и трещало деревцо ольхи. Тогда мы лениво подымались, тащили за леску и выволакивали на берег жирных черных окуней».
И еще: «Больше на Поганое озеро мы не ходили, но заслужили у баб славу людей отпетых». Не правда ли, романтично?
Только истинный рыбак может написать: «У самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы, с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась... Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.
Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу...Рыба все время шла рядом с лодкой».
Константин Георгиевич делит всех рыболовов на глубоких неудачников и на счастливцев. У счастливцев рыба клюет даже на дохлого червяка. Есть рыболовы — завистники и хитрецы. Хитрецы думают, что могут перехитрить любую рыбу, но никто из них не перехитрил даже серого ерша.
«С завистником лучше не ходить на ловлю — клевать у него все равно не будет. Похудев от зависти, он начнет подкидывать свою удочку к вашей».
В одном из рассказов Паустовский описывает, как в Солотчу «приехал из Москвы высокий старик с длинными серебряными зубами». Старику не везло, но, наконец, он поймал щуку и начал рассматривать ее...с восторгом.
Щука не сводила со старика злых прищуренных глаз.
— Здорово похожа на крокодила! — сказал Ленька.
Щука покосилась на Леньку, и он отскочил.
— Голубушка! — воскликнул старик и еще ниже наклонился над щукой...
Щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаху ударила старика хвостом по щеке. Над сонной рекой раздался ослепительный треск оплеухи. Пенсне полетело в реку. Щука подскочила и тяжело шлепнулась в воду.
— Увы! — крикнул старик...
Старик смотал все спиннинги и уехал в Москву».
В период Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом на Южном фронте. Он ненавидит войну. В первые тяжкие месяцы фашистского «блицкрига» его прежнее восприятие родной природы резко меняется.
Израненная, поруганная врагом, искореженная и обгоревшая земля вянет и меркнет у него на глазах. В очерке «Жизнь» (1941 г.) Паустовский пишет: «...прямо на нас шли немецкие бомбардировщики. Впервые я почувствовал неприязнь к облакам, к закату солнца и грозовым тучам — ко всему, чем пользовались черные... «фокке-вульфы», чтобы незаметно подходить к нам».
В период войны Паустовский написал много прекрасных рассказов, таких как “Кружевница Настя”, “Правая рука”, “Робкое сердце”, “Приказ по военной школе”, “Снег” и др.
В 1955 году вышла повесть «Золотая роса», а в последние годы жизни Паустовский писал автобиографический роман «Повесть о жизни». Эта книга по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя.
Паустовский не просто любил природу. Он ее защищал. Он первым поднял свой голос в защиту природы, стал говорить о варварском истреблении лесов, порче рек, загрязнении воздуха, о мерах борьбы с этими явлениями.
«Надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
— Что беречь?
— Ну, скажем, птицу разную, или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели». Это диалог в рассказе «Желтый свет» между Прохором и автором.
«Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало...
Проще говоря — природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».
А эти слова из небольшого рассказа можно считать пожеланием нашему поколению.
Писатель был прав, когда написал эти грустные слова в рассказе «Ильинский омут»: «Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость, и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросало вокруг«.
К. Паустовский скончался в 1968 году. Похоронен писатель в г. Таруса Калужской области.

Что еще почитать