Традиции и искусство клинка

Замглавы Управления федеральной регистрационной службы по Москве разъяснил, как правильно оформлять недвижимость

  Обычно статьи, посвященные каким-то событиям (в данном случае речь идет о выставке), публикуются на страницах газет и журналов вскоре после их проведения, как бы подводя итог и давая оценку. Эта статья нарушает общепринятые каноны и публикуется в преддверии выставки — Пятой международной выставки «Традиции и искусство клинка», которая пройдет с 10 по 14 апреля в выставочных залах Центрального дома художника на Крымском валу.
     Выставка переезжает из гостеприимного выставочного зала «Мир» на улице Орджоникидзе. Это свидетельство того, что выставка выходит на качественно новый уровень. Это вполне закономерный итог развития, и его можно только приветствовать. Беспокоит другое: не утратит ли выставка, являвшаяся в большой степени форумом для общения всех тех, кто интересуется современными клинковыми изделиями, присущей ей атмосферы, не станет ли она выставкой для избранных? Очень хотелось бы верить, что этого не произойдет.
     Но вернемся на полгода назад. С 7 по 11 ноября в выставочном зале «Мир» проходила очередная выставка «Традиции и искусство клинка». О том, что выставка состоялась и превратилась в заметное явление в жизни любителей и знатоков клинкового оружия, свидетельствует уже хотя бы тот факт, что выставку посетили свыше десяти тысяч человек.
     Накануне выставки жизнь редакции была парализована: сотрудники только и делали, что отвечали на телефонные звонки читателей, интересовавшихся, где и когда будет проходить выставка и собирается ли Объединенная редакция принимать в ней участие. Читатели выражали недовольство тем, что на этот раз в газете не было рекламных или информационных материалов о предстоящей выставке. Уважаемые читатели, ваши упреки нам нельзя назвать справедливыми и обоснованными. Дело в том, что размещением рекламных объявлений во все наши наши издания занимается рекламное агентство «О’Кей», а вопросы участия в различных выставках, презентациях и прочих мероприятиях находятся в ведении отдела спецпроектов. Им мы и переадресовали ваши претензии и упреки.
     Кто сейчас помнит самую первую выставку «Традиции и искусство клинка», организованную и проведенную «Покровским центром»? Маленькая выгородка все в том же выставочном зале «Мир» и семь участников. Никто даже в самых оптимистических прогнозах не мог себе представить, что меньше чем через два года выставка станет представительным форумом с международным участием. Лишним доказательством справедливости этого утверждения служит тот факт, что известная французская компания «Опинель» изготовила специальный нож в честь директора «Покровского центра» Валерия Егорова.
     Ноябрьская выставка 2001 года действительно была представительной и стала заметным явлением в жизни тех, кто интересуется современными клинковыми изделиями. В ней приняли участие 36 экспонентов, среди них были и крупные компании-производители клинковых изделий, и ставшие известными небольшие компании, и мастера-оружейники.
     Участников выставки можно разделить на ряд групп. Во-первых, это производители охотничьих ножей, к ним также можно отнести и тех, кто из понятных им соображений классифицировал свою продукцию через ЭКЦ как «ножи хозяйственно-бытового назначения». Изделия экспонентов, отнесенных к первой группе, и станут предметом нашего исследования, так как именно эти ножи и представляют наибольший интерес с практической точки зрения для большинства охотников.
     Почти все производители используют нержавеющие стали 65Х133, 95Х18 и 110Х18. В результате термической обработки клинков их твердость достигает 54-56 единиц. Очень широко были представлены клинковые изделия из дамасской стали. Создавалось впечатление, что с дамаском не работает только ленивый. Для изготовления рукояток используется широкий набор природных материалов - березовый кап, мореный дуб, орех, кость, наборная береста, наборная кожа. Большинство ножей продавались в комплекте с кожаными чехлами.
     Некогда тон в производстве охотничьих ножей задавал производственный комбинат «Русский нож». С тех пор как я стал заниматься охотой, прошло больше двадцати лет, но за это время ассортимент выпускаемой им продукции почти не изменился. С одной стороны, это вроде бы свидетельствует о том, что на поток были поставлены модели, над которыми не властно время. С другой стороны, подобная практика говорит о нежелании (или неспособности) менеджмента предприятия что-либо изменить.
     Об ножах производства компании «Южный Крест» в отечественной охотничьей периодике писалось немало. Большинство отзывов было исключительно в положительных тонах. Положительных хотя бы уже потому, что они были первыми, кто в частном порядке - пусть даже на законных основаниях - осмелился начать производство клинковых изделий, что всегда относилось к прерогативе государства. Действительно, в какой-то период времени ножи «Южного Креста» заполнили фактически пустовавшую нишу подобных изделий. Как я уже сказал, «Южный Крест» был первым, а потому и продукция компании шла нарасхват. Но постепенно произошло постепенное насыщение рынка. Поэтому логичным ходом со стороны руководства компании было расширение ассортимента выпускаемых клинковых изделий за счет выпуска ножей, которые я бы отнес к боевым.
     Ножи «двойного назначения» (термин взят из проспекта ООО «Союзспецоснащение») были представлены вышеназванным экспонентом, ООО «Русское холодное оружие», Ижевским оружейным заводом.
     Вторая группа объединяет производителей складных ножей. О складных ножах много писалось в отечественной охотничьей периодике. Отдельные компании-импортеры настойчиво убеждали со страниц уважаемых изданий российских охотников, что ввозимые ими в страну складные - перочинные по сути - ножи являются охотничьими по предназначению. Вообще-то, как любил говаривать последний генсек, «надо определиться, товарищи, надо определиться», что же такое охотничий нож, а то сколько человек, столько и мнений. Учитывая совершенно необъяснимую тягу нашего народа к тесакам устрашающего размера и принимая во внимание широко распространенное мнение о том, что без такого ножа на охоте делать нечего, производители какое-то время шли на поводу у массового спроса.
     Законный вопрос, для чего нужен нож на массовых видах охот? Представляю себе взрыв негодования, но правда есть правда. На массовых видах охот нож нужен главным образом для того, что порезать хлеб и колбасу, открыть консервную банку и, возможно, вытащить пробку из винной бутылки, т.е., кроме клинка, охотничий нож должен быть оснащен консервным ножом и штопором.
     Для этой цели оптимально подходят складные ножи, но не безвестных производителей, которые выдаются за продукцию мирового класса бессовестными импортерами, а прочные и надежные складные ножи, в том числе и отечественного производства. К ним с полным на то правом и основанием могут быть отнесены ножи производства ЗАО «Ножи складные» из города Ворсма Нижегородской области. Ножи действительно функциональные, с продуманным дизайном и качественным исполнением. Хотя не могу не отметить тревожащий факт. При мне к представителю ЗАО на выставке подошел покупатель и показал нож производства компании и сказал, что нож имеет дефект. Нож был внимательно изучен, после чего был вынесен вердикт: «Как же этот нож ОТК пропустил?» Затем последовала пауза, и покупателю была дана рекомендация самостоятельно исправить дефект при помощи напильника!
     Я думаю, что если бы с таким заявлением обратились к представителю «Спайдерко» или «Гербера», то представитель фирмы ради спасения престижа собственной торговой марки без каких-либо консультаций с руководством принял бы решение обменять дефектное изделие.
     Возможно, это досадная случайность. Но разве от сознания того, что единственное на сотню бракованное изделие досталось только ему, конкретному покупателю станет легче? Поэтому во избежание возможного разочарования я рекомендую вам быть внимательными при покупке складных ножей производства этой компании.
     Третью (и добавлю весьма значительную) группу экспонентов можно отнести к производителям ювелирных изделий в форме клинков. А как еще называть изделия мастеров, для производства которых используются драгоценные металлы в весьма значительном количестве? В выставке участвовали несколько златоустовских компаний, среди них мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», ООО «Грифон», компания «АиР», ООО «Златоустовская оружейная фабрика» и ЗАО «Урал-Холдинг«.
     Не знаю, как у других посетителей выставки, но лично у меня сложилось впечатление, что многие изделия златоустовских мастеров перегружены: сам клинок превратился лишь в своеобразный фон для работы граверов по металлу. Где-то мастерам и художникам изменяло чувство меры, возможно, что чувство меры изменяло заказчикам. Решите сами, насколько оправдана гравюра на металлу на топоре? Хотя не исключено, что и подобные наборы найдут своего покупателя, как нашли своих подарочные наборы в кейсах, состоящие из одной-двух фляжек, шести стаканчиков, ножа, топорика и шампуров. Блестящая, между прочим, находка маркетологов!
     Оформление стендов участников было различным. Особо выделялся стенд Столичного оружейного центра, оформленный в виде ниши. Внимание посетителей привлекал не столько сам стенд и экспоонаты, сколько стендисты.
     Создавалось впечатление, что перед посетителями находятся не рядовые участники выставки, а верные ученики Учителя, посвященного и приобщенного к великой тайне. Когда один из посетителей обратился к представителям «Сторца» с вопросом, могут ли они изготовить клинок по его заказу, то в ответ ему был задан вопрос, из какой стали откована заготовка. Самокал, сказал он. Тогда и нож из нее будет самотык, ответил один из апостолов с любовью глядя на Учителя.
     В любой выставке неизбежно присутствуют элементы шоу, придающие ей неповторимый облик. Присутствовали они и здесь. Так, свои навыки владения оружием демонстрировали члены Русского охотничьего клуба, бойцы спецподразделений показывали приемы защиты от нападающего, вооруженного холодным оружием, посетители выставки принимали участие в метании ножей в цель, желающие могли испытать молодецкую удаль, перерубая незакрепленный канат.
     Так и должно быть, в противном случае выставка превращается в элементарный магазин, временно открывшийся под сводами того или иного выставочного зала.
     Когда вы получите следующий номер газеты, выставка уже начнет свою работу. На этот раз Объединенная редакция «Охотничьи издания» примет участие в работе выставки. На нашем стенде вас ждут не только встречи с сотрудниками редакции, но и редкая удача — оформить льготную подписку на наши издания.
     До встречи на стенде!
    
    

Андрей Угаров 3 апреля 2002 в 00:00






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑