Изображение Охота превыше всего
Изображение Охота превыше всего

Охота превыше всего

Венское собрание Габсбургов не случайно называется Палатой не только придворного и защитного, но и охотничьего вооружения. Вряд ли найдется хоть один представитель этого рода, который не увлекся бы охотой. Как следствие — накопленные бесчисленные трофеи и оружие разных эпох и народов.

Всю коллекцию не охватить одним взглядом, поэтому ограничимся описанием 15-20 наиболее выразительных предметов охотничьего снаряжения, прежде всего ружей, пистолетов и холодного оружия, объединенных в Новом Бурге в единую коллекцию.  

Изысканно декорированное охотничье ружье из серебра с пороховницей (1607) подтверждает высокий класс оружейников, работавших у императора Рудольфа II. Ружье длиной 114,8 сантиметра изготовлено знаменитым мастером из Аугсбурга Даниэлем Саделером и ювелиром Давидом Альтонштетером. Серебряная ружейная ложа заполнена инкрустациями из эмалей с орнаментальным узором, рисунок гравировкой, цветные пластины из серебра. Колесцовый кремниевый замок имеет аналогичное украшение. Восхищает необычная форма пороховницы, сделанная из позолоченного серебра.  

Музей располагает уникальным кремниевым ружьем, сделанным при дворе Короля-Солнце Людовика XIV в начале XVIII века. Столь роскошное ружье вряд ли могло использоваться в боевых действиях и скорее всего предназначалось для охоты. Образец длиною 157,2 см блистательно исполнен мастером К. Шосто. Ложа и приклад покрыты тонким серебряным орнаментом со сценами из жизни Геракла.  

Еще одно колесное серебряное ружье (длиной 109,5 см) с пороховницей (1628) вошло в состав музейной коллекции. Автором числится Ганс Шмидт из Ридлингена. В 1624 году он закончил отделку, как тогда называли, «прицельной трубки» для эрцгерцога Леопольда V Тирольского (1586–1632) и переехал в Ферлах, который с середины XVI столетия считался признанным центром ружейного производства. Известно, что мастер очень дорожил этим заказом и старался вложить в его украшение весь свой талант, не рассчитывая на новые поручения. Курок сделан в форме ястребиной головы, а львиная головка пристроена таким образом, что своими зубами как бы препятствует движению колеса.  

Ложа и замочные доски буквально усеяны сценами охоты на местных и экзотических животных, взятых из графических произведений флорентийского художника Антонио Темпесты. Охотничьи сюжеты окружает тонкий растительный орнамент.  

Пороховница обильно декорирована сюжетами из 144 псалмов и притчи о Добром Пастыре. В центре — герб и портрет высокого владельца.  

Пороховницы составляли неотъемлемую часть охотничьего снаряжения; их делали из дерева, кости, рога и драгоценных металлов. Они имели разную форму и производились в больших количествах.  

Огнестрельное оружие и принадлежности к нему часто украшались гравированными вставками из слоновой кости, сложными интарсиями и богатой резьбой. Железные части парадного ружья, изготовленного для императора Рудольфа II, были вырезаны Даниэлем Саделером, успешно трудившимся при дворе.  

Ствол изготовил Иеронимус Боршторфер из Мюнхена, впоследствии перебравшийся в Прагу.  

Эта славная пара оформила не одно изделие для Рудольфа II, увлекавшегося естественными науками, искусством и охотой. Убегая от действительности, Рудольф переселился из Вены в Прагу. Пражские Градчаны, по его мнению, соответствовали монархическим амбициям больше, чем скромный Хофбург. Император с удовольствием проводил время в живописной местности на Эльбе, где перестроил охотничий замок в Брандайсе (Брандысна-Лабе).

Окружив себя живописцами, монарх стремился скрыться от горькой действительности в мир прекрасного вымысла. Кроме картин коллекционировал часы и поощрял ювелиров. Кульминацией ювелирного мастерства стала великолепная императорская корона Рудольфа, превратившаяся в символ Австрийской империи.  

Истинные новаторы не ограничивали себя изобретением парадного оружия. Техническая мысль продолжала развиваться. Оригинальные инновации привели к созданию прототипа современного револьвера, хотя на первом этапе вращение шестизарядного барабана еще производилось вручную. Такой револьвер достался императору Матиасу. Его вороненый барабан украшен ажурными латунными накладками в форме богемского льва и королевского орла.  

Колесцовый пистолет входил в состав арсенала эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Музейный экземпляр изготовлен по итальянскому проекту в Брунсвике в XVI веке и был в свое время большой редкостью. Охотничьи сцены на стволе напоминают о первоначальном использовании пистолетов в охоте.  

В XVII веке пистолеты часто делались парными. Парадная пистолетная пара изготовлена в Аугсбурге около 1660 года Христофором Трефлером, выходцем из знаменитой семьи немецких оружейников. Оба экземпляра состоят из шомпольных трубок, рукоятей с затыльниками и обоймиц. Их заряжали с дульного отверстия, вначале засыпая порох, затем забивали круглую пулю.  

Пистолеты лишены прицельных приспособлений. Мушек в то время еще не делали. Целились по верхней грани ствола. Дальность равнялась примерно пятидесяти шагам. Рукоятки и ложа этих изысканных пистолетов обильно покрыты барочной резьбой и инкрустацией из слоновой кости.  

Отец Марии Терезии Карл VI (1685–1740), самый «испанский» император из всех немецких Габсбургов, имел неплохой набор охотничьих ружей. Кремниевое охотничье ружье и пару пистолетов сделал для него венский мастер Иоганн Георг Кайзер в 1731 году. На ружье заметны гравированные охотничьи и военные сцены. Эстетствовавший монарх, как представляется, мог выбрать оружие не за его боевые качества, а соблазнившись красивым декором.  

Колесное охотничье ружье в исполнении И. С. Гаушки из Брауншвейга (1733) было подстать кремниевому «собрату». Ствол и замок имеют золотые и серебряные вставки. На стволе из дамасской стали изображена богиня охоты Диана с собаками, преследующими оленей. В золотом обрамлении, увенчанном короной, портрет королевы Елизаветы — супруги Карла, который перед тем, как выстрелить, мог взглянуть на любимый образ. По соседству на той же ореховой ложе — перламутровый двуглавый орел, чуть выше — императорская корона.  

Обращают на себя внимание пара кремниевых ружей (1763) придворного мастера короля Людовика XVI (1754–1793) де Сента из Версаля. Ружья так приглянулись Марии Антуанетте, что она поручила де Сенту изготовить 12 штук этой модели и подарила их своей матери — императрице Марии Терезии Австрийской (1717–1780).

 По семейным традициям Габсбурги с раннего детства приобщались к охоте. Восьмилетнему кронпринцу Рудольфу, например, в 1866 году венский мастер А. И. Кребс подарил богато украшенный дробовик.  

«Последний монарх старой школы» император Франц Иосиф — чиновник до мозга костей, проявлявший страсть только на охоте, конечно же, не мог безразлично относиться к оружию. Поэтому в музее не обошлось без принадлежавших ему стволов.  

В Венском собрании хранится позолоченный револьвер Франца Иосифа, изготовленный и подаренный кайзеру венским оружейником Иоганном Гассером в 1891 году вместе с комплектом из 6 патронов калибра 11 мм и набором приспособлений для разборки и чистки оружия.

Револьвер помещен в кассету из черной кожи с серебряными накладками и фиолетовой шелковой внутренней обивкой. Фабрика, производившая пистолеты данной модели, находилась в районе Оттокринге, снабжала ими кайзеровскую армию и продавала в Балканские страны.

Что еще почитать