Изображение О стабильности дробовых патронов
Изображение О стабильности дробовых патронов

О стабильности дробовых патронов

Предположим, что в результате подбора компонентов патрона и соотношений между его элементами достигнуты желаемые параметры дробового выстрела: кучность, радиус R50, сгущение к центру, равномерность, резкость. Патрон к ружью подобран. А как обстоят дела с постоянством боя?

Предположим, что в результате подбора компонентов патрона и соотношений между его элементами достигнуты желаемые параметры дробового выстрела: кучность, радиус R50, сгущение к центру, равномерность, резкость. Патрон к ружью подобран. А как обстоят дела с постоянством боя? Причем именно патрона, а не ружья,
к которому это мало относится.

Дробовой выстрел хорош тем, что не требует его исполнения в ноль, без отклонений. Половина убойного круга (20–40 см в зависимости от числа дробинок и площади дичи) – это та ошибка, которую можно допустить в прицеливании. Максимальный убойный круг не уменьшится больше, чем на 5%, если кучность на оптимальной дистанции имеет вариации по абсолютной величине не более ±7%. Оптимальная и стандартная дистанции часто не совпадают. Для распространенного патрона 32 г дроби № 2 при охоте на гуся с ружьем с получоком оптимальная дистанция, на которой убойный круг максимален, составляет 27 м. На стандартной дистанции 35 м, когда определяется кучность, убойный круг уже меньше. А если дичь пролетает дальше метров на 5, да патрон попался с кучностью 7%? При таких условиях убойного круга вообще нет. До дичи долетают разрозненные дробинки.
Если отклонение +7%, то это как выстрел из ствола с более узким дульным сужением. Чем больше сужение и выше кучность, тем больше должно быть мастерство стрелка. Предположим, что стрельба летящей цели ведется пулей. В эту сторону мы и двигаемся с увеличением кучности выстрела. Таким образом что «плюс», что «минус» – все равно вероятен полный промах или подранок.
Нормы боя ружей по кучности стандартизованы. Например, для стволов с дульным сужением 0,5 мм они определены диапазоном 50–55%. То есть ±2,5% – это норма для рядового ствола. Тогда и патрон нам нужен такой, который не портит бой нашего «невыдающегося» ружья. Он подойдет любому стрелку, особенно неопытному.
Вся охотничья литература, в которой затрагиваются вопросы постоянства боя, рекомендует отбросить при подсчетах крайние значения кучности, отличающиеся более чем на 20–25%. Отбросить можно. Но как сделать, чтобы «дикие» выстрелы не появлялись?
«Дикие» выстрелы происходят от «дикого» снаряжения патронов. Для результативности охотничьего выстрела это плохо, но несмертельно. Однако следует понимать, что за внешней случайностью осыпи будто бы одинаково снаряженных патронов в немалой степени лежит разница в давлении пороховых газов, которая получается как раз из-за того, что не все так одинаково. Решая вопросы стабильности показателей выстрела, мы способствуем стабильному протеканию внутренних процессов и в том числе защищаем себя от превышения предела по давлению пороховых газов.
То, что узкий диапазон разброса параметров достигается при фабричном изготовлении дробовых патронов, свидетельствует о достижимости поставленной цели. Другое дело, что абсолютные показатели фабричного патрона не всегда удовлетворяют охотника. Но что мы делаем? По большому счету подбираем свое соотношение порох – дробь для конкретного ружья. И всё! Лучших компонентов, чем на заводе, у нас нет. Технология сборки проста до примитивности по советам старых книг и «опытных» самокрутчиков. Развиваемые давления проверить нечем. Отбросили «дикие» результаты и порадовались за оставшиеся. А кто выбросит «дикие» патроны из собранной партии? И что мы в конце концов получим? Да и сделаем ли мы лучше, чем инженеры-профессионалы, использующие современную технику патронных заводов? Ответов во множестве советов нет!
Занимаясь самостоятельным снаряжением, важно соблюдать условия, способствующие стабильности. Обращаю внимание на два из них: постоянство компонентов и постоянство размеров при сборке.

ПОСТОЯНСТВО КОМПОНЕНТОВ


Комплектующие части патрона могут быть любыми. Если в результате пристрелки получен удовлетворительный результат, с подобранными компонентами можно работать над стабильностью. Банально, но нельзя не упомянуть о том, что все части должны быть одних партий и в достаточном количестве. Постоянство компонентов – это постоянство свойств и размеров. Разницу в размерах, изменчивость в поведении некоторых частей на разных фазах выстрела желательно снизить до сборки и постараться нивелировать вносимую ими нестабильность.
Пластмассовая гильза имеет допуск по длине 1 мм. Это много для обеспечения постоянной плотности снаряжения в закрытой гильзе. Стандартная гильза обрезается по краю специальной оправки, задающей высоту 75 мм (гильза
76 мм) или 69 мм (гильза 70 мм) для стабилизации размеров при формовке дульца. Если в партии разброс не больше 0,2 мм, это можно допустить.
Внутренний диаметр гильзы не одинаков даже в одной упаковке. В основном разную толщину имеют стенки, что добавляет нестабильности к условиям горения пороха. Полезно прогнать динамометром по всем гильзам один и тот же дробовой пыж Шейнина, чтобы увидеть разницу в усилии проталкивания и рассортировать гильзы – отбросить очень тугие или слабые.
В дальнейшем все, что вкладывается в гильзу, должно проталкиваться с усилием до 2 кг. Этого достаточно для решения вопросов обтюрации пороховых газов. Большие усилия приведут к расширению диаметра гильзы, волнистости, что потребует прогонки через кольцо. А это в свою очередь приведет к неконтролируемому изменению внутренних сжатий. Прогон через кольцо – это операция контрольная, а не технологическая.
Контейнер для дроби, безусловно, полезен. Он сохраняет целостность дробинок на разных стадиях выстрела, что очень важно для стабильности. Но есть нестабильная фаза полета – раскрытие лепестков. Этот процесс не строго повторяем по своему воздействию на дробь. Когда начнут раскрываться лепестки, в какой момент, в какой последовательности, в каком количестве? Все это может привести к случайным колебаниям контейнера в непосредственной близости к части дроби и способствовать появлению «окон».
Предпочтительней в этом плане изначально целый стаканчик для дроби из полимерных материалов, разрезанный затем на четыре полных лепестка с переходом разреза на дно на 1–2 мм. Дно пробивается высечкой с диаметром по образовавшимся надрезам, но не до конца. Должна остаться пленка толщиной до 0,2 мм. Стаканчик получается надрезанным, но целым, не распавшимся и сохраняет свойства по защите дроби при движении в стволе


При вылете из ствола слабо связанные с дном лепестки раскрываются в конце периода последействия пороховых газов. Встречным воздухом окончательно отрываются и разлетаются, не внося сумятицы в строй дроби. В качестве заготовки можно использовать подходящий фабричный контейнер с отрезанным амортизатором. Некоторая потеря свойств контейнера увеличивать кучность, удерживая дробь на более поздней стадии полета, отчасти компенсируется отсутствием разбрасывающего воздействия на нее. Кроме того, можно применить другой эффективный «укучнитель» – крахмал. Конечно, если есть контейнер, в котором решены вопросы стабилизации полета (например конструкции Э.М. Шейнина), то лучше использовать его.
Пыжи играют существенную роль в рассматриваемом аспекте. Фотографии околодульных процессов, приведенные в работах Э.В. Штейнгольда, И.А. Арбузова, демонстрируют эффект от воздействия пыжа при выстреле из ствола с малыми, до получока, дульными сужениями, при котором задняя часть дробового снопа приобретает уплощенность. Больше или меньше это воздействие – фактор случайный, не стабильный. Для правильного развития процесса горения пороха нужны пыжи плотные и жесткие, а значит тяжелые, а для снижения эффекта подталкивания дроби нужны легкие. Штейнгольд видел выход в применении составных пыжей.
Войлочные пыжи высверливаются на станке полым сверлом с двумя коническими образующими, что позволяет получить строгую цилиндрическую форму. В отношении диаметра пыжа существует много рекомендаций. Не надо только забывать об ограничении в усилии его проталкивания по гильзе. Пыжи обрезаются острым ножом по краю кондуктора, имеющего внутренний диаметр, равный диаметру ствола, и глубину 5 мм . Глубину кондуктора, следовательно, высоту пыжа можно точнее подобрать при пробной сборке.
Одинаковые по диаметру и высоте пыжи сортируются на группы по весу с точностью до 0,1 г. При сборке используются пыжи весом 0,6–1,0 г. В качестве заготовки можно использовать покупные войлочные пыжи.
Дробь сортируется по диаметру. Капсюль исправить нельзя.


ПОСТОЯНСТВО РАЗМЕРНОЙ СБОРКИ


Подготовленные компоненты необходимо собрать, обеспечивая постоянство сборочных размеров, веса, усилий сжатия. Это важно для параметров осыпи и давления пороховых газов.
Порох взвешивается. Сейчас много доступных вариантов электронных весов. Надо полностью использовать их паспортную точность для обеспечения возможно близких весов заряда.
Прокладка на порох устанавливается и прижимается динамометром с предварительным усилием в половину максимального значения, рекомендованного изготовителем пороха. Сверху полезно положить полиэтиленовую прокладку, которая защитит дробовую от пропитки осалочным составом во время хранения.
Три пыжа (два пыжа для гильзы 70 мм) с бумажными прокладками между ними набираются непосредственно в гильзе. Бумажная прокладка предотвращает слипание пыжей. Набор должен состоять из пыжей разных групп, рассортированных по весу. В каждом новом наборе используются те же самые группы. Тогда общий вес и плотность пыжей во всех гильзах получатся стабильными. Каждый пыж проталкивается в гильзу навойником, чтобы убедиться, что все они легли правильно. Вся стопка пыжей сжимается с тем же усилием, что и дробовая прокладка. Сверху можно установить дополнительный древесноволокнистый пыж и использовать его в дальнейшем как регулировочный элемент перед закрытием гильзы.
Устанавливается контейнер для дроби. На дно контейнера укладывается контейнерная прокладка под дробь. Диаметр прокладки – по внутреннему диаметру стаканчика. Материал – листовая пробка толщиной 2–4 мм или другой, обладающий упругими свойствами (можно полимерный, например, изолон до 8 мм). Назначение прокладки в рассматриваемом аспекте – регулировка высоты всего набора компонентов перед закрытием гильзы. Место расположения этого регулировочного элемента с учетом положительного влияния на сохранение округлости нижнего слоя дробинок и простоты замены лучше, чем дополнительного пыжа.
Засыпается дробь, взвешенная с точностью до десятых долей грамма. Проверяется оставшаяся высота гильзы от дроби до края, которая должна быть 12 мм для формирования звездочки. Размер проверяется специальным мерным столбиком с отметкой. Столбик должен находиться под давлением постоянного внешнего груза, например гири, в течение 15–30 сек. В течение этого времени под давлением груза происходит выравнивание всех внутренних сжатий компонентов вплоть до пороха. Величина груза не должна превышать рекомендованного изготовителем максимального усилия сжатия пороха. Если отметка мерного столбика и край гильзы не совпали, требуется подгонка изменением толщины регулировочных элементов. Иначе можно допустить пережатие составляющих, так как усилия при закрытии значительны, или слабину, что тоже вредно.


Закрытие дульца гильзы звездочкой предпочтительней для решения задачи стабилизации параметров выстрела. В таком варианте отсутствует дробовая прокладка, которая вносит элемент неопределенности после вылета снаряда из ствола. Как она повернется, как ее облетят дробины, как она повлияет на их рассеивание? Это является случайным, непредсказуемым фактором.
Я использую комплект матриц завода «ВЭЛКОНТ», в который входят мерный столбик, четыре матрицы формовки звездочки, матрица завальцовки и опорная обойма. Этот комплект формирует правильную звезду и бортик и полностью отвечает принципу стабильной размерной сборки.  Собранные патроны имеют практически постоянную высоту и, следовательно, сохраняют одинаковую плотность сжатия компонентов.
Если применяется крахмал, лепестки звездочки надо залить несколькими каплями осалочного состава или парафина. В принципе это полезно и для обычного, без крахмала, варианта. Осалочный состав в начале движения снаряда выдавится в ствол, где он послужит смазкой для всех элементов.
Да, процесс снаряжения займет много времени. К нему надо добавить время на пристрелку, которая покажет, какие параметры достигнуты и насколько они стабильны. О ее правилах я писал в статье «О пристрелке патронов на гуся» («РОГ» № 48, 2011).
Не настаиваю на полном следовании всем изложенным рекомендациям, это во многом зависит от решаемых задач, поставленных целей и используемых компонентов. Но если вы применяете какой-то свой элемент или способ, примите меры к их постоянству. Каждая мелочь, оставленная без внимания, обязательно даст о себе знать потом, когда меньше всего хотелось бы. Дробовой выстрел содержит и без того достаточно случайностей и факторов, которыми мы управлять не можем. И все же каждый охотник имеет возможность получить надежный и совершенный инструмент, используемый им на охоте.
 

Что еще почитать