Написать этот рассказ меня подтолкнула найденная в семейном архиве фотография, на которой запечатлен мой брат, пристреливающий новый карабин. Но все по порядку.

Когда у меня на руках появились, благодаря Российскому законодательству, нарезные стволы, я стал думать об оснащении трехлинейки (КО-44) штатным снайперским прицелом. Для этой цели нашел в продаже, в комиссионке, гражданский вариант ПСО-1 с трехзначным серийным номером из второй сотни.

Этот прицел выполнен заодно с кронштейном, с посадочным местом типа «ласточкин хвост» и предназначен для самозарядного армейского, а впоследствии и охотничьего нарезного оружия. Ломаю голову, как закрепить его на изначально не приспособленную для этих целей ствольную коробку «мосинки». На глаза попадаются строчки из книги А. Потапова «Искусство снайпера»: «Не забывайте об отдаче – это враг оптики номер один.

На трехлинейную винтовку, обратный удар которой по современным меркам просто чудовищный, можно ставить только ее «родные» прицелы ПУ, ПЕ и ПБ. На этой винтовке со временем разбивается даже прицел ПСО-1, прекрасно и долго работающий в охотничьих системах «Тигр», «Барс», «Сайга», «Архар», «Вепрь» и на боевых системах СВД, СВТ, СКС». Я отказался от задачи крепить именно этот и установил «родной» прицел ПУ с кронштейном Кочетова, изготовленный Новосибирским заводом и неожиданно появившийся в продаже.

В это время мой брат приобрел карабин «Тигр», и я вспомнил о моем ПСО-1, предназначенном как раз для СВД, то есть для «Тигра».

На кухне его квартиры смотрит в открытое окно закрепленный в тисках карабин. Затвор снят, и, прицеливаясь через канал ствола на находящийся в 100 метрах ориентир, мы наводим на него центр дульного отверстия, следя за тем, чтобы не нарушилась симметрия всего изображения. Вспоминается прочитанный в детстве рассказ, в котором старый дед-охотник, целившись подобным образом из брошенной красноармейцами пушки, подбил немецкий паровоз.
 

Потом аккуратно, не сбивая наводки, крутим маховички оптического прицела и подводим пенек прицельной сетки под ориентир. Такие действия называются «холодной пристрелкой», которая довольно-таки груба, не учитывает высоту установки оптики, понижение траектории пули и вибрацию ствола при выстреле, но зато экономит патроны при «горячей» пристрелке 

В свое время я видел в продаже устройство для «холодной» пристрелки, по форме повторяющее гильзу определенного калибра и представляющее из себя лазерную указку, которая посылает луч по центру канала ствола.
 

Наступил сезон весенней охоты, когда можно пристреливать охотничье оружие на природе, соблюдая все необходимые меры безопасности для себя и окружающих. Мы долго искали большое поле вдали от жилья, чтобы позади мишеней был безлюдный лес, куда по весне грибники не ходят, и, самое главное, чтобы направление стрельбы было немного вниз от горизонтального и все пули уходили в землю.

Сделанным из жердей двухметровым циркулем отмерены две дистанции: одна на 100, другая на 300 метров. Пристрелка началась. На капоте «Нивы» сооружен из одежды упор для левой руки, к багажнику привинчена 30-кратная труба.

Брат стреляет, я наблюдаю, моя супруга фотографирует.

Брат достает свои патроны, дешевые, произведенные НЗВА. Стреляет на 100 м в нарисованную на листе бумажных обоев «точку» диаметром 30 мм, т.е. около 1 МОА. Это тот идеал разброса пуль, к которому стремились оружейники прошлого, пока не появились сверхточные системы для варминтинга.

Я смотрю в трубу. При 30-кратном увеличении пулевые отверстия в мишени еще видны на стометровом расстоянии. Почувствовав после нескольких выстрелов, даже при большом рассеянии, где находятся на мишени координаты СТП (средней точки попадания), я указываю брату на вращение маховичков прицела. После следующей серии выстрелов направляюсь к мишени и провожу на ней геометрические вычисления СТП, которая оказалась вблизи нарисованной «точки».

Еще один щелчок маховичком, и пристрелка закончена. Патронов, даже плохих, израсходовано немного: спасибо «холодной пристрелке». Ослаблены винтики маховичков, лимбы поставлены на «1» (вертикальный) и на «0» (горизонтальный). Винтики закручены.
 

Брат предлагает «наводчику» самому испытать «Тигра». Достаю два патрона 7,62х53R того же НЗВА, но «повышенной кучности». Делаю первый выстрел, смотрю в трубу: пуля попала в нижнюю часть 30-миллиметрового кружка.

Произвожу второй выстрел. Пуля в верхней части кружка, она пошла вверх из-за нагрева ствола, но не вышла за его пределы. Ай да карабин! Ай да «Тигр» – сын СВД, снайперской винтовки Драгунова! Моей трехлинейке до него далеко.
 

Потом мы делаем несколько выстрелов по центру мишени 70х70 см, отнесенной на 300 метров. Чуда не происходит: отметины от пуль НЗВА «гуляют» по всему листу.

Хочу привести большую цитату из той же книги А. Потапова: «Это оружие появилось в 1963 году… Винтовка СВД выдерживает самое варварское обращение, проста в эксплуатации и абсолютно надежна в боевом применении… Кучность боя винтовок СВД, изготовленных в 60-е годы, была необычайно высока даже для неавтоматических магазинных винтовок… нередко можно было встретить экземпляры с кучностью 3х2 см на той же дистанции стрельбы…

До настоящего времени самозарядную снайперскую винтовку более точного боя, более надежной конструкции и меньшего веса создать так и не удалось. В мировой оружейной практике СВД признана самой удачной боевой системой своего класса…

Винтовка СВД не ломается, не изнашивается и не отказывает. Она так же нечувствительна к пыли, грязи, песку и механическим ударам, как и автомат Калашникова. Эта система не нуждается в дополнительных регулировках и отладках. Ею просто пользуются как безотказным боевым инструментом… Винтовку СВД никто и никогда не рекламировал: она рекламировала себя сама…
 

Винтовку СВД, ставшую зловещей легендой, оружейные коллекционеры на Западе стараются заполучить всеми правдами и неправдами – по причине повышенного боевого воздействия она запрещена к свободной продаже в странах Западной Европы, США и Канаде…
 

По технической схеме СВД были созданы ее укороченный вариант СВУ (снайперская винтовка укороченная) и охотничий карабин «Тигр», конструктивно повторяющий СВД, но без пламегасителя и газового регулятора, со стилизованным прикладом, приспособленным для охотничьей стрельбы. Эксплуатационно-баллистические характеристики винтовки СВУ и карабина «Тигр» аналогичны характеристикам винтовки СВД».

Я помню рассказ одного знакомого, бывшего снайпером в Анголе (на стороне воюющей стороны, которую поддерживал Советский Союз), о том, как СВД спасла ему жизнь в Африке.
 

Да, «Тигр» – он и в Африке тигр!
 

Что еще почитать