Медвежью охоту осилит не каждый

Изображение Медвежью охоту осилит не каждый
Изображение Медвежью охоту осилит не каждый

Четыре встречи с медведем произошли у меня на Вологодской земле и одна на Тверской.

Благодатны вологодские угодья: верховые моховые болота чередующиеся с песчаными гривами и поросшими сосновыми борами.

Глухие острова буреломного леса среди бескрайних клюквенных болот, голубой и зеленый мох с лишайником под ногами и на деревьях, заросли можжевельника, дурманящий запах багульника.

Красные россыпи брусники, высоченные кусты голубики, матовая синева черничников, желтизна спелой морошки. Грохот крыльев взлетающих глухарей заставляет замирать сердце охотника.

И много, много следов самого «хозяина леса» – медведя.

Все встречи, кроме одной, были в бывшем Уломском уезде, еще сохранившем местами первозданность. О силе, ловкости, а порой и смелости медведя много рассказывали в местных деревнях.

Говорили, как падшую корову сорока пудов весом, зарытую в трехметровую яму, куда шестеро мужиков с трудом ее столкнули, медведь откопал и оттащил метров на триста. Как однажды въехал в деревню верхом на быке, разодрав тому всю спину.

Племенного быка пришлось прирезать, настолько глубоки были раны. А о задранных овцах никто и не вспоминал.

Читайте материал "С лайкой на медведя: почему не все лайки становятся медвежатницами"

Один медведь повадился отбирать собранную бабами малину, подкарауливая возвращающихся с ягодников женщин и пугая их ревом. Но за проказы медведю приходится платить и платить, порой очень дорого. Преследование выработало у медведей предельную осторожность, а порой и агрессивность.

Все мои встречи с медведем происходили осенью во время созревания овса. Как принято говорить на охоте – «на овсах». Будучи приглашенным местным охотоведом на кабана на потравах, стоял на краю поля в очень высоком овсе. Стемнело, видимости никакой.

Вдруг слышу, что подходит зверь и довольно близко, но за стеной овса в темноте его не видно. Подойдя метров на пятнадцать, начал реветь и так минут пять, затем все стихло. Рассказал охотоведу о секаче, который ревел так грозно. Он рассмеялся и сказал, что это был медведь. Такова была моя первая встреча с косолапым.

Как-то в августе привез на охоту трех финнов, работающих в Москве. Один из них Векси, забавный пожилой охотник, облаченный в превосходную охотничью амуницию, большой ценитель русских напитков, сыпал прибаутками, шутками, рассказывал о своих охотничьих подвигах.

Две ночные засидки принесли компании секача и, как ни странно, двух лосей. Было начало гона. На следующий вечер Векси сидел на лабазе на укромном лесном поле рядом с брусничной вырубкой, а я и охотовед устроились на другом конце поля со стороны дороги.

Как говорится, везет дуракам и пьяницам. Так и Векси «повезло». Еще посветлу на овсы вышел громадный медведь и медленно, подминая овес, двинулся в сторону лабаза. Красота, мощь и дикая сила были в облике «хозяина леса».

Читайте материал "Ковер из медвежьей шкуры - знатный трофей"

Не дойдя сажен десять до лабаза, медведь остановился и грозно и злобно заревел. Мы ждали выстрела, но была тишина. Она продолжалась, как нам показалось, очень долго. Затем зверь не спеша ушел в лес.

Нужно было видеть смущение и стыд в глазах пожилого финна. Страх перед грозным зверем не позволил ему добыть желанный трофей. На этот раз охотники остались без медведя.

В тех же краях мой знакомый Сергей, большой любитель и знаток здешних мест, регулярно совершал следующий ритуал. Пока медведи ходили на овсы, он постоянно сидел на поле, но недолго (от силы час полтора после захода солнца) и возвращался к машине, где в хорошей компании обычно охота и заканчивалась. Медведи были целы, а охотники сыты и не только.

Изображение фото: Fotolia
фото: Fotolia 

И вот однажды на овсы прямо на Сергея вышел медведь. Сергей светит фонарем, медведь с шумом идет на него. Охотник не знает куда светить: или на зверя, чтобы отпугнуть его, или под ноги, чтобы видеть, куда они его несут. Больше на медведя он не охотился.

Вернусь к трем финнам. Как-то осенью под Вышнем Волочком на коммерческой охоте, куда я привез наших финских друзей, произошел такой случай. Начальник охотхозяйства инструктировал финна Раймо о предстоящей охоте. Сказал, что медведь выходит посветлу и предупредил, чтобы несмотря на любую реакцию зверя на выстрел, продолжал стрелять по медведю столько раз, сколько успеет.

Читайте материал "Нелегкий медведь: удача улыбнулась"

По рассказу Раймо, шел дождь, крупный медведь вышел рано. Охотник выстрелил один раз из карабина калибра .308. После выстрела зверь упал и стал бить лапами. Обрадовавшись удачному выстрелу, финн забыл об указаниях начальника охотхозяйства и больше не стрелял.

«Предсмертная агония» медведя закончилась громадным прыжком в чащу леса. Добрать подранка из-за дождя не удалось. Сила и мощь медведя, как рассказал впоследствии начальник хозяйства, помогли ему выжить.

Пуля, по мнению начальника, ударила по холке зверя и вызвала лишь болевой шок. Так что деньги за медведя в кассе, медведь в лесу, финн огорчен, начальник доволен.

И вот я опять в Уломе на овсяном поле с группой охотников. Все поле измято медведем. Сидим тихо. Вот по бурелому идет медведь, с шумом выворачивает пень, но из леса на поле не выходит. Все затихает. Двенадцать, два, четыре часа ночи...

Собираемся у машины и едем на охотбазу. Утром егерь, обследовав место охоты, рассказал, что медведь обошел поле, посчитал следы, затем завалился в заросли иван-чая и ждал, когда охотники уйдут, затем подкрепился овсом. Смелый и хитрый зверь – медведь.

Поле с овсом не далеко от деревни, рядом пересыхающая речка, по ней потом и подойдет медведь. По словам местного профессора дел охотничьих, егеря Анатолия, медведь не очень большой, выходит на поле рано, часто гоняет с поля кабанов и однажды прогнал с поля сына Анатолия, тоже егеря.

Читайте материал "Добыть скотинника - нелегкая задача"

Сидим на поле я и местный главный лесничий Василий. Я у края поля на земле за кустами, а мой напарник, кстати опытный охотник, на другой стороне поля на разлапистой сосне.

Сижу очень тихо, белка буквально проскакала по сапогам, меня не увидев, и я не заметил, как медведь оказался посередине поля. Видимо, он очень быстро шел. Еще светло. Привстав, наблюдаю за зверем с надеждой, что подойдет на выстрел.

Василий с сосны жестом просит присесть, а сам слез с лабаза пополз по полю к медведю (как потом скажет боялся, что стемнеет, но я думаю, взыграл охотничий азарт). Подполз Василий на выстрел (у него тройник). Треск выстрела из нарезного ствола, и медведь бросается в сторону стрелка. Медлить нельзя. Вскакиваю и бегу по полю к медведю.

Все стихло. Зверя не видно, кругом только овес. Медленно, с ружьями наготове, идем по овсу к месту, где предположительно должен быть медведь. В овсе замечаем темную тушу зверя. Выстрел был точен, и «хозяин леса» после выстрела сделал свой последний прыжок. Хоть зверь и не очень крупный, вдвоем с большим трудом запрокидываем его через заднюю дверь «Нивы».

Давя совхозный овес, просевшая от груза машина понесла счастливых охотников к позднему ужину, где еще раз пережили перипетии прошедшей охоты. И медведь становился все крупнее, и выстрел точнее, а вина все меньше... Сложна охота на медведя, но тем заветнее трофей.