Кульминация вполне передаётся читателю, но...
Следующие абзацы буквально обескураживают, когда читаешь, что друзья "смотрят — волк еще живой, но уже не шевелится".
И здесь «...решают привезти его на базу живым. Достают веревки, связывают лапы, отдельно передние и отдельно задние, связывают морду и кладут животом поперек на сиденье Бурана...».
Что это?
Детское, не по возрасту и не по образованию (охотоведы все же), недомыслие или полное бесчувствие к чужой боли и страданиям?
Только что я вместе с Алексеевым летел на снегоходе, преследуя противника, ловкого и сильного, злобного и достойного уважения. И вот охотник победил в нелегкой схватке, так окажи милость, варвары не отказывали в этом даже врагу, прекрати мучения зверя.
Жаль патрона — добей ножом. Это не столько из области охотничьей этики, сколько общечеловеческого милосердия.
Но происходит нечто другое, меняющее мое отношение и к охотникам, и к добыче. Полярно переориентируются мои симпатии, с этой минуты они однозначно отнесены к волку.
Каким дальнейшим надругательствам подвергнут безжалостные, толстокожие мучители несчастное животное?
Долго читать не пришлось, буквально через несколько строк: «...волчицы на снегоходе не было. Она отлежалась и, несмотря на поврежденный позвоночник, ухитрилась соскрести веревку с морды, затем перегрызть веревки на лапах, изрезать кожанку и уползти. Теперь с ней не церемонились. Вытащили из снега за задние лапы, дали разок монтировкой по башке, кинули в кузов грузовика и поехали домой. На базе ее вытащили и бросили посреди двора. Почему ее сразу не убили, не могу сказать. Наверное, решили — подохнет сама...».
Читайте материал "Волк и семеро козлят: рельная история"
Здесь текст автора, отрешенно-безразличный по форме и бесчеловечный по сути, совершенно выпал из жанра охотничьего очерка, которому вполне отвечал до момента погони. И даже отдельные слова «башка», «подохнет», вполне допустимые по отношению к зверю, воспринимаются в данном контексте примитивно издевательскими и чужеродными.
А теперь о впечатлениях, оставленных этой частью очерка у моих знакомых.
«Все вы охотники — звери!» — презрительно обронила женщина и ушла, не дослушав.
«А вот бы волчица затаилась и впилась ему в глотку!» — мечтательно произнес ее сын-подросток.
Оставим построенные на частном случае обобщения интеллигентной женщины и свойственный юношам максимализм. Однако именно в этом месте интерес к очерку был напрочь утерян, и никто не пожелал дождаться развязки.
От себя добавлю, что решение было вполне разумным, потому что «...тут наступила кульминация».
Описываемый далее эпизод с козлятами, прыгающими с разрываемого болью тела волчицы, даже если он выдуман автором для большей «красивости», действительно кульминационен.
Но это кульминация не охоты, нет, та была, как мы помним, в момент честной добычи опасного хищника. Здесь кульминация собственной дремучести, дошедшего до апогея измывательства с явно садистским уклоном, усиленная бравурно-бодряческим тоном автора, призывающего и нас «побекать» вместе с шалунами-козлятками на агонизирующем животном.
Господин Алексеев, живописуя «моральные муки» умирающей волчицы, делает вид или действительно не понимает, что свидетельствует против себя и подельщиков по обвинению в жестоком обращении с животными. И пусть это будет не уголовный суд, а горькое осуждение тех, кто чтит правильную, то есть честную охоту.
Читайте материал "Хищники и зоорадикалы"
Мы живем среди созданных нами же мифов. Голубь у нас символизирует мир, но он, один из немногих пернатых, до смерти забивает себе подобных. Лебедь олицетворяет чистоту и красоту, но в местах гнездовий уничтожает все живое в радиусе двух с половиной сотен метров вокруг своего гнезда.
Волк же — эталон кровожадности и бессмысленной жестокости, но он не убьет брата по крови и вокруг логова охотиться не станет.
Волк в наших угодьях должен уничтожаться, но именно в условиях неспособности соответствующих служб добиться высокой продуктивности этих угодий. А в северных штатах Америки и в Канаде при огромном изобилии дичи отношение к волку другое, это обычный лицензионный объект охоты, и больше одного вам добыть не дадут.
И я не очень-то верю в мифологизированный образ серого разбойника или безжалостного хищника. Создатель не ошибся, сделав его таким, каков он есть, а мы в нем что-то не поняли. Но таковым назначили, опасаясь конкуренции в бедных угодьях и оправдывая свою жестокость.
Не поэтому ли в статье дважды упомянута его призрачная «злоба ко всему человеческому», но наглядно продемонстрирована бездумная ненависть ко всему волчьему.
Я боюсь, что в практике применения Закона о жестоком обращении с животными у судей возникнет сочувствие к людской жестокости, воспитанное мифом; этакое: волку и смерть волчья. Боюсь за людей, ибо не верю, что злобный по отношению к зверю будет добрым к человеку.
У меня нет морального права обвинять в жестокости как свойстве натуры ни героев очерка, ни автора, но меня очень смущают вопросы по тексту: «зачем-то решают...» привезти волчицу на базу, «почему ее сразу не убили...», ответов на которые так и не последовало.
Страдания раненого волка, как, впрочем, и любого теплокровного, не эфемерны и остаются страданиями вне зависимости от образа действия их причинившего — по злобе или по детскому недомыслию.
Читайте материал "Матерый волк вызволял всю ночь из плена волчицу"
Помню, в молодости я ездил на охоту в Псковскую область. Хозяйка работала воспитательницей в лесной школе. Зашел к ней на работу за ключом от хаты. Она допрашивала трех пацанов в углу двора. «Зачем вы это сделали?» Ответа нет. «Почему?» Молчат.
Тут же, жалуясь, рассказала мне историю. Поймали они кошку, подвязали на хвост тряпку, смоченную в керосине, и подожгли. Так весело было, что смеялись до колик. Потом отпустила юных злодеев с напутствием: «Ну, вы подумайте о своем поведении».
И ведь действительно, думать нелишне как на охоте, так и взявшись за перо.
Комментарии (3)
олег крымцев
Можно согласиться, что не стоит описывать для всеобщего обозрения действия кучки людей по отношению к добытым зверям, хотя бы и хищникам. Немало тех, кто прочтёт, воспроизведёт свой негатив на всех охотников. Но не стоит делать вывод в духе комментатора: человек, любящий или по доброму относящийся к животному, такой же добрый и по отношению к человеку. Наглядный пример: Гитлер и тысячи ему подобных очень любили немецких овчарок и других пород собак, но совершенно по иному относились к людям. А о волке можно говорить только одно: он враг всего живого в окрестностях своего обитания и режет животных без разбора, пока есть у него возможность. Поэтому место волка - только в зоопарках или, в редких случаях, когда реально требуется очистить какую-то местность от перенаплодившихся животных или для предотвращения массового падежа среди них, если человек оказался не способным отрегулировать численность данного вида животных, что влияет на окружающую среду в негативном плане.
НИК.ИВАНЫЧ
Вот и я вспомнил про кошку из детства...из 1963 года.
В нашем городе, на Урале, пацаны из нашего двора так же поймав кошку, привязали к хвосту тряпку, облили бензином и подожгли...в результате кошка забежала в открытые двери склада аптечного и...склад сгорел. Дом сгореть не успел, пожарная машина приехала, затушила. Тогда я впервые увидал применение пены на пожаре. Я был в восторге в тот момент! А вот печаль по кошке пришла потом...
КСН
До революции 1917 года в России существовала традиция привозить на хозяйский двор с барской охоты живых соструненных волков. Для дальнейших забав.
Всё это есть у классиков охоты.
И сейчас у охотников можно найти живность от зайца до косули и кабана. И волков держат. Есть такие чудаки. Просто хочется попробовать.