Человек и волк: кто больше хищник?

Cтатья В. Алексеева «Волк и семеро козлят: реальная история» заинтересовала уже названием, да и первые строки пообещали много интересного. Невольно становишься соучастником этой захватывающей и опасной погони за волком на «Буране». И вот промелькнули два столбца повествования о преследовании хищника, охотники на пике удачи: плохо ли по волку на брата!?

фото: fotolia.com

фото: fotolia.com

Кульминация вполне передаётся читателю, но...

Следующие абзацы буквально обескураживают, когда читаешь, что друзья "смотрят — волк еще живой, но уже не шевелится".

И здесь «...решают привезти его на базу живым. Достают веревки, связывают лапы, отдельно передние и отдельно задние, связывают морду и кладут животом поперек на сиденье Бурана...».

Что это?

Детское, не по возрасту и не по образованию (охотоведы все же), недомыслие или полное бесчувствие к чужой боли и страданиям?

Только что я вместе с Алексеевым летел на снегоходе, преследуя противника, ловкого и сильного, злобного и достойного уважения. И вот охотник победил в нелегкой схватке, так окажи милость, варвары не отказывали в этом даже врагу, прекрати мучения зверя.

Жаль патрона — добей ножом. Это не столько из области охотничьей этики, сколько общечеловеческого милосердия.

Но происходит нечто другое, меняющее мое отношение и к охотникам, и к добыче. Полярно переориентируются мои симпатии, с этой минуты они однозначно отнесены к волку.

Каким дальнейшим надругательствам подвергнут безжалостные, толстокожие мучители несчастное животное?

Долго читать не пришлось, буквально через несколько строк: «...волчицы на снегоходе не было. Она отлежалась и, несмотря на поврежденный позвоночник, ухитрилась соскрести веревку с морды, затем перегрызть веревки на лапах, изрезать кожанку и уползти. Теперь с ней не церемонились. Вытащили из снега за задние лапы, дали разок монтировкой по башке, кинули в кузов грузовика и поехали домой. На базе ее вытащили и бросили посреди двора. Почему ее сразу не убили, не могу сказать. Наверное, решили — подохнет сама...».

Читайте материал "Волк и семеро козлят: рельная история"

Здесь текст автора, отрешенно-безразличный по форме и бесчеловечный по сути, совершенно выпал из жанра охотничьего очерка, которому вполне отвечал до момента погони. И даже отдельные слова «башка», «подохнет», вполне допустимые по отношению к зверю, воспринимаются в данном контексте примитивно издевательскими и чужеродными.

А теперь о впечатлениях, оставленных этой частью очерка у моих знакомых.

«Все вы охотники — звери!» — презрительно обронила женщина и ушла, не дослушав.

«А вот бы волчица затаилась и впилась ему в глотку!» — мечтательно произнес ее сын-подросток.

Оставим построенные на частном случае обобщения интеллигентной женщины и свойственный юношам максимализм. Однако именно в этом месте интерес к очерку был напрочь утерян, и никто не пожелал дождаться развязки.

От себя добавлю, что решение было вполне разумным, потому что «...тут наступила кульминация».

Описываемый далее эпизод с козлятами, прыгающими с разрываемого болью тела волчицы, даже если он выдуман автором для большей «красивости», действительно кульминационен.

Но это кульминация не охоты, нет, та была, как мы помним, в момент честной добычи опасного хищника. Здесь кульминация собственной дремучести, дошедшего до апогея измывательства с явно садистским уклоном, усиленная бравурно-бодряческим тоном автора, призывающего и нас «побекать» вместе с шалунами-козлятками на агонизирующем животном.

 

фото: fotolia.com

Господин Алексеев, живописуя «моральные муки» умирающей волчицы, делает вид или действительно не понимает, что свидетельствует против себя и подельщиков по обвинению в жестоком обращении с животными. И пусть это будет не уголовный суд, а горькое осуждение тех, кто чтит правильную, то есть честную охоту.

Читайте материал "Хищники и зоорадикалы"

Мы живем среди созданных нами же мифов. Голубь у нас символизирует мир, но он, один из немногих пернатых, до смерти забивает себе подобных. Лебедь олицетворяет чистоту и красоту, но в местах гнездовий уничтожает все живое в радиусе двух с половиной сотен метров вокруг своего гнезда.

Волк же — эталон кровожадности и бессмысленной жестокости, но он не убьет брата по крови и вокруг логова охотиться не станет.

Волк в наших угодьях должен уничтожаться, но именно в условиях неспособности соответствующих служб добиться высокой продуктивности этих угодий. А в северных штатах Америки и в Канаде при огромном изобилии дичи отношение к волку другое, это обычный лицензионный объект охоты, и больше одного вам добыть не дадут.

И я не очень-то верю в мифологизированный образ серого разбойника или безжалостного хищника. Создатель не ошибся, сделав его таким, каков он есть, а мы в нем что-то не поняли. Но таковым назначили, опасаясь конкуренции в бедных угодьях и оправдывая свою жестокость.

Не поэтому ли в статье дважды упомянута его призрачная «злоба ко всему человеческому», но наглядно продемонстрирована бездумная ненависть ко всему волчьему.

Я боюсь, что в практике применения Закона о жестоком обращении с животными у судей возникнет сочувствие к людской жестокости, воспитанное мифом; этакое: волку и смерть волчья. Боюсь за людей, ибо не верю, что злобный по отношению к зверю будет добрым к человеку.

У меня нет морального права обвинять в жестокости как свойстве натуры ни героев очерка, ни автора, но меня очень смущают вопросы по тексту: «зачем-то решают...» привезти волчицу на базу, «почему ее сразу не убили...», ответов на которые так и не последовало.

Страдания раненого волка, как, впрочем, и любого теплокровного, не эфемерны и остаются страданиями вне зависимости от образа действия их причинившего — по злобе или по детскому недомыслию.

Читайте материал "Матерый волк вызволял всю ночь из плена волчицу"

Помню, в молодости я ездил на охоту в Псковскую область. Хозяйка работала воспитательницей в лесной школе. Зашел к ней на работу за ключом от хаты. Она допрашивала трех пацанов в углу двора. «Зачем вы это сделали?» Ответа нет. «Почему?» Молчат.

Тут же, жалуясь, рассказала мне историю. Поймали они кошку, подвязали на хвост тряпку, смоченную в керосине, и подожгли. Так весело было, что смеялись до колик. Потом отпустила юных злодеев с напутствием: «Ну, вы подумайте о своем поведении».

И ведь действительно, думать нелишне как на охоте, так и взявшись за перо.

Вадим Жибаровский 11 декабря 2018 в 13:33






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    олег крымцев офлайн
    #1  11 декабря 2018 в 14:20

    Можно согласиться, что не стоит описывать для всеобщего обозрения действия кучки людей по отношению к добытым зверям, хотя бы и хищникам. Немало тех, кто прочтёт, воспроизведёт свой негатив на всех охотников. Но не стоит делать вывод в духе комментатора: человек, любящий или по доброму относящийся к животному, такой же добрый и по отношению к человеку. Наглядный пример: Гитлер и тысячи ему подобных очень любили немецких овчарок и других пород собак, но совершенно по иному относились к людям. А о волке можно говорить только одно: он враг всего живого в окрестностях своего обитания и режет животных без разбора, пока есть у него возможность. Поэтому место волка - только в зоопарках или, в редких случаях, когда реально требуется очистить какую-то местность от перенаплодившихся животных или для предотвращения массового падежа среди них, если человек оказался не способным отрегулировать численность данного вида животных, что влияет на окружающую среду в негативном плане.

    Ответить
  • 0
    НИК.ИВАНЫЧ офлайн
    #2  11 декабря 2018 в 18:33

    Вот и я вспомнил про кошку из детства...из 1963 года.
    В нашем городе, на Урале, пацаны из нашего двора так же поймав кошку, привязали к хвосту тряпку, облили бензином и подожгли...в результате кошка забежала в открытые двери склада аптечного и...склад сгорел. Дом сгореть не успел, пожарная машина приехала, затушила. Тогда я впервые увидал применение пены на пожаре. Я был в восторге в тот момент! А вот печаль по кошке пришла потом...

    Ответить
  • 0
    КСН офлайн
    #3  12 декабря 2018 в 08:25

    До революции 1917 года в России существовала традиция привозить на хозяйский двор с барской охоты живых соструненных волков. Для дальнейших забав.
    Всё это есть у классиков охоты.
    И сейчас у охотников можно найти живность от зайца до косули и кабана. И волков держат. Есть такие чудаки. Просто хочется попробовать.

    Ответить



Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑