Изображение Ай да молодцы!

Ай да молодцы!

В середине ноября нас пригласили на охоту в горы на медведя. В это время его легко перехватить – он еще шатается, нагуливая жир на буке и каштане, и только к середине декабря поднимается повыше в горы и залегает в спячку.

С трудом вырвавшись с работы, мы с Сергеем на его машине помчались к подножию гор. На автотрассе нас уже поджидали егерь Иван и охотники из Краснодара – Евгений Маркович и Альберт. Через час мы уже были на охотничьей базе. Разгрузили вещи, познакомились со всеми и устроились на свободных местах.

Егерь Саша, ожидая гостей, сварганил двухведерную кастрюлю борща из двух уток. За ужином и охотничьими байками просидели до полуночи, причем каждый егерь считал своим долгом проинструктировать нас с Сергеем, как вести себя на медвежьей охоте.

Мы много чего услышали: и что медведь, даже не подранок, идет на звук выстрела и все равно нападет на тебя; что стрелять в него надо, пока он шевелится; что прежде чем выстрелить, необходимо на свою правую ногу положить рюкзак, который при приближении зверя можно бросить в него: мол, пока косолапый его ловит и рвет, у тебя есть пара секунд, чтобы или убежать или застрелиться...

И много-много всяких рекомендаций (с повторами!) мы услышали в тот вечер. Мы уже начали думать: а может, нам с базы вообще не выходить? Да, конечно, медведь – зверь серьезный, с ним шутки плохи, от него и на дереве не спасешься, но раз приехали – будем охотиться, а там видно будет.

Более 30 лет я охочусь с горизонталкой ИЖ-58 12-го калибра, которая меня никогда не подводила. Патроны заряжены пулей Полева-6, и я был готов повстречаться с Потапычем. Мой напарник Сергей, мастер спорта по стендовой стрельбе, со своего карабина «Тигр» из трех бутылок влет разбивает две, так что он тоже не промах – Михайло Потапыч от нас не уйдет.

Утро следующего дня встретило нас небольшим туманом, полным безветрием и нулевой температурой. Умывшись в ледяной горной речке и наскоро перекусив, выдвинулись на уазиках наверх. Нас, застрельщиков, Иван увел вверх по тропе. Так гуськом мы и двигались, я был замыкающий. Вот первые следы медведя на снегу пересекли нашу тропу.

Старший мне прошептал: «Спустись чуть ниже, возле вон того толстого каштана внизу первый номер. Дело в том, что медведь из ближайших зарослей лавра вверху выходит именно в этом месте». Пожелав всем удачи, я устроился на месте. Снизу, доносились голоса загонщиков.

Со стороны загона раздался первый выстрел (наверное, подняли зверя), затем, выше по ручью, второй, и вслед за ним прозвучала серия выстрелов из пяти подряд. Когда так бьют, наверняка промах. Затем послышался свист. Надо идти вверх по тропе через заросли лавра.

Поднимаясь потихоньку, в двух метрах слева от тропы я обнаружил подтаявшую лежку медведя – видно, он сошел с места, когда мы заходили в загон. Наверху на тропе я увидел сияющего Сергея. Ему не терпелось похвастаться:

– Нормально, зверь взят. Метрах в семидесяти из лавровых кустов появилась сначала морда, затем сам. В этот момент я сделал первый выстрел, миша покатился, а я подумал, что он побежал, и добавил еще раз пять – не зря же нас вчера очень долго и нудно инструктировали.

– Давай, показывай свою добычу, – поторопил я напарника.

Мы пробрались через заросли. Медведь небольшой, килограммов семьдесят, завис на ветвях лавра вниз головой. Мы поздравили Сергея хоть и с небольшим, но трофеем – ведь это же медведь! Охотник подтвердил свою квалификацию: первая пуля угодила зверю прямо в сердце – можно было и не добавлять.

Доложились всем по рации, сфотографировались. Подошли Маркович с Альбертом, Иван и загонщики. Не торопясь, разделали тушу. Иван отделил от печени желчный пузырь и перевязал его шнурком, подготовил к транспортировке. Мясо и шкуру распределили по рюкзакам и с чувством выполненного долга пошли на базу готовить шулюм и отдыхать...

Следующий день выдался такой же хороший. Старший повел нас дальше. По крутому подъему я «прополз» вверх около двухсот метров, дыхалки совсем нет. Но наконец-то пришли. «Стань возле вон того пенька. Впереди заросли лавра, оттуда медведь на тебя и выйдет. На этом месте стопроцентно будешь стрелять», – получил я указание. Кругом все было вытоптано свежими крупными следами, зверь утром кормился, даже кучу навалил.

В приподнятом настроении, с надеждой на удачу я начал настраивать камеру и маскироваться ветками и вскоре уже был готов к свиданию со зверем. Тишина, лишь издалека доносились крики загонщиков. Справа, метрах в ста, тревожно закричала сойка – может, зверь рядом? Издалека, со стороны номера Марковича, раздались два выстрела.

«Наверняка добыл, – решил я. – Ему уже повезло». Сойка закричала совсем рядом – пора включать видеокамеру. И в это время справа колыхнулись верхушки рододендрона, что-то мелькнуло за деревьями, и в каких-то пятидесяти метрах от меня нарисовался медведь. Он остановился, посмотрел на меня и, не торопясь, пошел через поляну.

Надо стрелять, ведь уйдет, и мужики не простят. Ударил навскидку в угон, под левую лопатку. Медведь повалился назад и покатился прямо ко мне. Благо на его пути лежало толстое дерево, которое его задержало. Перебив лапой гнилой сук и поднявшись, Потапыч с ревом перевалил через него. Я ударил вторым выстрелом по шее. Медведь снова повалился и... Все, затих!

Только тогда я понял, что все у меня получилось: я одолел, добыл зверя, горизонталочка меня не подвела. Первым удачным выстрелом по месту я свалил мишку и этим обезопасил себя. Повезло мне! Как когда-то шутил и радовался классик: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! – так теперь и я мог про себя сказать и добавить: – Ай да молодец!»

– Что, Юра, взял? Кабан или медведь? – спросил подошедший Иван.
– Медведь, – с волнением в голосе просипел я.
– Молодец!

Зверь был килограммов сто пятьдесят. Сфотографировались, разделали его, мясо распределили по рюкзакам: Альберт нес самое ценное – желчный пузырь и печень, а я самое тяжелое – шкуру с головой (еле дотащил до машины). Нас ожидал довольный Маркович. Он-таки добыл достойного, ничуть не меньше моего медведя, который после первого выстрела встал на дыбы и пошел на него. Маркович, подпустив зверя метров на десять, добрал его выстрелом в голову. Хладнокровию охотника можно было только позавидовать.

В общем, все оказались молодцами, в том числе и мы с Сергеем. Будучи на медвежьей охоте впервые, мы добыли зверя, не меняя памперсов, и не опозорились, хоть нас и старались застращать и заинструктировать. Особое спасибо нашим егерям и загонщикам – без них не было бы этой замечательной охоты.