Изображение Горнякам дороги нет! Охотники и рыболовы Аляски встали стеной
Изображение Горнякам дороги нет! Охотники и рыболовы Аляски встали стеной

Горнякам дороги нет! Охотники и рыболовы Аляски встали стеной

Жители штата боролись против создания промышленного коридора через знаменитый хребет Брукс, который нарушил бы среду обитания рыб и разделил бы пополам древние пути миграции карибу (северных оленей)

Еще в ноябре 2023 года появилась информация о растущем движении населения штата за прекращение предлагаемой стройки промышленной дороги, проходящей через сердце одного из самых нетронутых мест для охоты и рыбалки на Аляске.

Так называемая дорога Эмблер протянулась бы на 211 миль (почти 340 км), обеспечивая горнодобывающим предприятиям легкий доступ к месторождениям полезных ископаемых в предгорьях южного хребта Брукс, недалеко от Полярного круга. Оппоненты в то время утверждали, что это также создало бы серьезную угрозу для таких знаковых видов дикой природы штаты, как лоси и карибу.

Изображение Аэрофотоснимок хребта Брукc. Фото: Fieldandstream.com
Аэрофотоснимок хребта Брукc. Фото: Fieldandstream.com 

Теперь, во многом благодаря постоянному противодействию организованных охотников и рыболовов Аляски, Бюро землеустройства США (BLM) объявило о своем намерении отказать в разрешении любому подрядчику на строительство дороги через хребет Брукс.

«BLM признает, что риски от предлагаемой дороги Эмблер-роуд намного перевешивают выгоды», — сказала Джен Лихи, старший менеджер программы на Аляске Партнерства по охране природы Теодора Рузвельта (TRCP). «Эта веха является результатом широкой оппозиции этому проекту, возглавляемой местными жителями и коренными племенами Аляски и поддерживаемой тысячами охотников и рыболовов со всей страны, заботящихся о сохранении природы»

BLM пришло к своему решению после нескольких месяцев анализа возможных последствий, которые дорога могла оказать на рыбу и дикую природу, местный образ жизни и отдых на свежем воздухе в пределах хребта Брукс и вокруг него.

«Пока агентство не примет окончательное решение, охотники и рыболовы будут продолжать участвовать в протесте, чтобы обеспечить положительный результат и защитить хребет Брукс от будущих угроз», - добавила Джен Лихи

Дорогой карибу

Дорога Эмблер прорезала бы сердце среды обитания одного из крупнейших оставшихся стад карибу на Аляске, и потенциальное воздействие на оленей в Западной Арктике, несомненно, было в центре внимания этой истории. Но не только потенциальное воздействие самой дороги вызвало беспокойство среди местных жителей.

Джим Дау, биолог на пенсии, почти три десятилетия проработавший в Департаменте охоты и рыболовства Аляски, рассказал как открытые шахты и проторенные горные дороги на хребте Брукс могли бы повлиять на оленей, которые уже и так борются со значительным сокращением своей популяции:

«Эмблер-роуд — не единственная проблема. Нам не сказали, что произойдет с точки зрения роста добычи полезных ископаемых, или что произойдет, когда ресурсы шахт окончательно истощатся»

Джим Дау пояснил, что когда шахты высыхают, они оставляют огромные кучи вредной грязи, которая просачивается в воду и почву. А также, что при строительстве было бы проторено множество других подъездных дорог, отходящих от каждого отдельного горнодобывающего предприятия. Из-за этого хребет Брукс мог бы навсегда потерять ощущение отдаленности, которое сделало его таким известным среди охотников и рыболовов по всему миру.

Изображение Стадо западно-арктических карибу — одно из крупнейших сохранившихся стад на Аляске. Фото: Fieldandstream.com
Стадо западно-арктических карибу — одно из крупнейших сохранившихся стад на Аляске. Фото: Fieldandstream.com 

По словам Дау, численность карибу, скорее всего, будет еще больше сокращаться, что может ограничить количество разрешений на охоту как для местных, так и для нерезидентных охотников.

Спасение природы

Карибу были не единственными видами, вызывающими беспокойство жителей. Дорога Эмблер должна была пересечь 11 основных водных путей на пути к горнодобывающему району, образовав около 3000 водопропускных труб, которые, как известно, нарушают естественный поток диких рек.

Одна известная река на перекрестке дороги — Кобук. Здесь водятся арктический хариус, северная щука и озерная форель, но больше всего он известен своим настоящим речным чудом, крупной рыбой, которую часто называют «северным тарпоном».

Изображение Вид сига, который обычно называют «северным тарпоном». Фото: Fieldandstream.com
Вид сига, который обычно называют «северным тарпоном». Фото: Fieldandstream.com 

Профессиональный рыбак и гид Грег Хальбах каждый год ведет группы приезжих туристов на Кобук, которые хотят поймать этого красавца на удочку. По его словам, трофейные экземпляры тарпона весят до 60 фунтов (27 кг) и достигают длины более 40 дюймов (порядка 1 метра).

Он пояснил, что дорожные стоки и горнодобывающие отложения могут оказать очевидное влияние на прозрачность воды, которая делает ловлю рыбы на Кобуке гораздо проще, а также могут изменить способ размножения рыбы.

«Рыба поднимается на пару сотен миль (320 км), и большинство нерестится в том верхнем участке реки, где они хотели построить дорогу», — говорит он. «В мире осталось ограниченное количество по-настоящему диких и отдаленных мест, и Кобук — одно из них. Прокладывать промышленную дорогу через один из последних кусочков отдаленной страны, которая у нас осталась, было бы безумием»

Что дальше?

Сегодняшнее объявление примечательно для защитников природы, которые хотят, чтобы дикий и отдаленный хребет Брукс остался полностью нетронутым, однако даже самые ярые противники Эмблер-роуд не собираются отказываться, например, от использования газа в своих домах.

Окончательное решение по поводу дороги будет принято не раньше конца этого года. Бюро землеустройства США сообщило, что будет продолжать получать комментарии от охотников и рыболовов до тех пор, пока это решение не будет принято окончательно.

Что еще почитать