Небо переливается плавным градиентом от темно-синего на западе до ярко-оранжевого на востоке. Тысячи капелек росы на камышинках зажигаются в лучах восходящего солнца, как бесконечная электрогирлянда. Слух безошибочно распознает взмахи крыльев, когда сами утки еще скрыты на фоне леса. Мгновение — и четверка крякв вылетает из тени в свет.

Знакомая картина, не правда ли? А теперь загляните в свой фотоальбом и посмотрите, какие воспоминания о той зорьке зафиксировала беспристрастная оптика. А зафиксировала она — киньте в меня камень, если я неправ! — базовый сюжет: счастливый человек c добытыми утками. Высокий класс — это когда ружье, рюкзак и другие предметы охотничьего обихода дополняют ваш портрет с трофеем аккуратным и логичным натюрмортом. Низкий класс — когда неприкрытая «бытовуха» портит всю картину. Очень хорошо, если снимок сделан на фоне болота (леса, поля), а не на фоне «моей тачки». В любом случае минимум 99 % частных охотничьих фотографий — это портреты самих охотников. Но где красота природы?


КАРТИНКИ, КОТОРЫЕ РАДУЮТ ГЛАЗ


Очевидно, мы делаем фотографии для того, чтобы кому-то их потом показать, банально похвастаться трофеем. Зритель, стремясь продемонстрировать к нам уважение, делает вид, что ему очень интересно рассматривать наши фотографии. А на самом деле? Каждому из нас неоднократно доводилось разглядывать охотничьи фотографии друзей, коллег, случайных попутчиков. Вспомните, какие эмоции вызывали похожие друг на друга «картинки» из серии «Мужик с утками» или «Мужики с ружьями». Лица разные, а сюжеты одинаковые, в основном доказывающие: это я добыл! это здесь добыто! Даже набор трофеев один и тот же, как под копирку. В общем, не будем себя обманывать и признаемся, что рассматривать многочисленные клоны одних и тех же примитивных сюжетиков неинтересно и сравнимо разве что с добровольно-принудительным просмотром отпускных или застольных фотографий друзей и родственников (удивительно, но даже охотничья тематика не спасает от скуки).

Изображение Не стоит забывать, что не только хищные, но и крупные копытные животные могут представлять смертельную опасность для человека.
Не стоит забывать, что не только хищные, но и крупные копытные животные могут представлять смертельную опасность для человека. 


А теперь скажите, какие фотографии вам рассматривать интересно. В первую очередь это вожделенные охотничьи трофеи, но… до того, как они стали добычей. Иными словами, нам всегда интересно дикое животное в естественной среде обитания. Снято ли оно крупным планом или издали, движется или замирает в стойке — неважно: сюжетов море. Как и жанров. Это может быть и так называемый action, и портрет, и ландшафтная зарисовка, и полноценный пейзаж с животным или даже без него. Главное — это кадр, в котором зверь или птица запечатлены в привычном для них ландшафте.


Хорошая фотография решает сразу несколько задач: информационную, эстетическую, эмоциональную. Эстетический критерий оценки снимка наиболее прост: задайте себе вопрос, хочется ли вам повесить его у себя в гостиной, радует ли он глаз, — и все. А вот вес информационной составляющей у двух похожих, казалось бы, фотографий может различаться на несколько порядков. Один кадр нам подробно расскажет о характере местности, растительности, звериных маршрутах, особенностях поведения животного, и мы без всяких подписей поймем, в каких широтах это снято, в какое время


суток и года. Другой снимок того же самого зверя или птицы не даст нам ровным счетом ничего. Безусловно, ценнее и значимее те фотографии, к которым применимо выражение «история, рассказанная одним кадром». Но даже очень красивые, во всех отношениях качественные и максимально информативные снимки с точки зрения восприятия неравноценны. Как часто бывает, что и момент запечатлен интересный, и композиция идеально построена, и свет красив, но, как говорится, не цепляет — эмоциональная пустышка. А другая фотография, как магнит, притягивает к себе внимание и заставляет думать, переживать, волноваться.


Еще лет десять назад на страницах нашего журнала и «Российской охотничьей газеты» подавляющее большинство иллюстраций укладывалось в рамки «портрета охотника с трофеем». Принципиальные отличия от частных портфолио состояли лишь в разнообразии трофеев и персоналий, техническом качестве и контекстном соответствии. В последние годы «счастливые мужики с утками» уступили место животным в естественной среде. Такое изменение концепции не прихоть сотрудников редакции: мы печатаем те фотографии, которые нравятся нам и нашим читателям. Первую полосу «РОГ» теперь неизменно украшают живые и свободные звери и птицы.

МОЖЕТ ЛИ ОХОТНИК СТАТЬ ФОТОГРАФОМ?


Собственно, фотографии животных в дикой природе, которые нам так нравится рассматривать, отражают основной предмет интереса охотника в поле. Очевидно, и человек с камерой, и человек с ружьем одинаково концентрируют внимание на идущем звере или летящей птице, а в отсутствие таковых любуются природой: облаками на небе, силуэтом леса на горизонте, капельками росы на травинках под ногами. Может ли охотник, который не просто замечает красоту природы, но буквально живет ею, посредством оптики запечатлеть хотя бы ее частичку, чтобы порадовать коллег красивыми фотографиями? А если может, почему так редко радует? Ответ прост. Охотник приезжает на охоту, чтобы охотиться. Этот процесс настолько сложен и самодостаточен, что любая попытка совместить его с чем-либо еще не приносит успеха. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Если одной рукой вы ведете автомобиль, а другой обнимаете девушку, значит, и то, и другое вы делаете одинаково плохо». Охотник может быть фотографом либо до начала охоты, либо после (скудный спектр сюжетов, получаемых на выходе, мы уже обсудили). Всякие попытки щелкнуть вышедшего зверя, находясь на номере, в сухом остатке дают результат не просто посредственный, а откровенно унылый. И дело даже не в том, что подобные снимки чаще всего делаются «мыльницей», мобильником или еще каким-нибудь гаджетом с примитивной оптикой, — техническая сторона вопроса тут второстепенна. В конце концов все оборудование, которым сделан фоторяд к этой статье, в сумме весит около 3 килограммов, и едва ли такой детский вес «утомит» здорового мужика. Основная проблема, как мне думается, состоит в перестройке с одного процесса на другой. Приведу такой пример. Представьте, что на лесной полянке сидит человек, целиком поглощенный каким-то занятием, далеким от охоты: допустим, выискивает в грунте какие-нибудь камешки. «На всякий случай» он прихватил с собой ружье. И вот на расстоянии выстрела появляется зверь. У человека, увлеченного камешками, есть несколько секунд, чтобы сделать выстрел. Охота для него не основное занятие, он плохо помнит, чем зарядил ружье — мелкой дробью, картечью или пулей. Откуда и с какой силой дует ветер, есть ли в секторе обстрела еще люди (грибники или охотники), он тоже не задумывается, ведь к камешкам это не имеет никакого отношения. Как вы считаете, хороший выстрел у него получится? Вот и с фотографиями, сделанными в процессе охоты, та же беда. Кстати, оптика не менее сложна, нежели баллистика, и фотографу для создания хорошей картинки приходится учитывать множество факторов, совсем не важных для охотника: освещенность объектов (свет в фотографии вообще самое главное), фон, расположение предметов в кадре, точку фокусировки и глубину резкости, нежелательные предметы композиции и элементарные помехи…


Съемка дикой природы — процесс не менее сложный и самодостаточный, чем охота. Даже опытному природному фотографу, знающему все технические характеристики камеры и объектива, чувствующему свет и композицию, умеющему быстро и безошибочно установить параметры EXIF, выстроить кадр и поймать момент, нечасто удается сделать качественную картинку, где бы «все сложилось». У человека, поглощенного чем-то другим, шансов сделать красивую фотографию примерно ноль.


Конечно же, опытный охотник, владеющий хорошей камерой, сумеет запечатлеть богатство природы вокруг себя. Но для этого ему надо перестать быть охотником (хотя бы на время) и стать 100 %-ным фотографом. Без ущерба для основного хобби делать это удобно, к примеру, в сезон, когда охота запрещена правилами.

ПРЕИМУЩЕСТВА ФОТООХОТЫ


Самое время перечислить преимущества фотоохоты перед охотой огнестрельной. Выше я уже упомянул сезонность. Да, пока охотники в предвкушении открытия готовят патроны и снаряжение, человек с камерой в любой день года просто отправляется в угодья и снимает все, что ему хочется. Кроме того, у него есть ряд преимуществ перед человеком с ружьем. Сформулирую их по пунктам.


1. Правила охоты жестко регламентированы по срокам. Фотограф может снимать животных в любой день года и в любое время суток.
2. Охотнику требуется куча разрешительных и регистрационных документов, начиная с регистрации оружия и кончая лицензией на конкретный трофей. Фотографу никаких документов не требуется: купил любую камеру — и иди с нею куда хочешь, всюду зеленая улица. Даже железного ящика для хранения оптики не требуется.
3. Диапазон действий охотника ограничен географически — от угодий, закрепленных за обществом, в котором человек состоит, до конкретного номера на конкретной охоте. Фотограф же может снимать и в охотничьих угодьях, и в чистом поле, и на особо охраняемых природных территориях (кроме тех, проход на которые запрещен всем).
4. Право на охоту стоит денег. Лицензия на отстрел некоторых видов — немалых денег. Фотограф может снимать все бесплатно.
5. Норма добычи для охотников жестко регламентирована правилами и/или лицензиями. Фотоохотник снимает любых зверей и птиц в неограниченном количестве, хоть все стадо разом.
6. Список биологических видов, на которые разрешена охота, строго регламентирован. Природный фотограф снимает даже краснокнижные виды животных. По возрасту и полу трофеев у фотоохотника также ограничений нет.
7. У охотника есть возможность сделать только один выстрел по конкретному животному. После удачного выстрела зверь превращается в добычу. Трофеи фотографа многоразовые: с одним и тем же животным можно сделать неограниченное количество красивых кадров, с разных ракурсов и в разных ландшафтах. Никто и ничто не запрещает фотографу «стрелять очередями» серийной съемки.
8. На охотнике, стреляющем в живую мишень, всегда лежит громадная ответственность. Неудачный выстрел — это, как правило, подранок. Неудачный выстрел фотографа — всего лишь неудачный кадр.


Список можно продолжать, но и этих восьми пунктов, думаю, вполне достаточно. Охотники бывают в угодьях и в «сезон тишины». Ничто не мешает им попробовать свои силы в качестве фотографа дикой природы. Кому, как не охотнику, известны все особенности местности и поведения животных! Впрочем, обязан предупредить: взявшись за камеру, человек рискует по собственному желанию навсегда расстаться с ружьем.

Продолжение следует.

Что еще почитать