Изображение «Бросьте города, глупые люди…»
Изображение «Бросьте города, глупые люди…»

«Бросьте города, глупые люди…»

Проезжая на машине по Тверской области, я вспоминал эту строчку из стихотворения Владимира Маяковского. Ленинградка вела меня вдоль глухих лесов, раскинувшихся под Торжком. И я снова и снова убеждался в том, что красоту природы невозможно сопоставить ни с одними творениями рук человеческих.

Ели в Тверском крае совсем не такие, как в моей, Липецкой, области. У нас они какие-то безысходно-горемычные, да и растут всего лишь в одном месте, городском парке. А здесь повсюду мощные, настоящие. Невольно ловишь себя на мысли, что вот-вот на дорогу выскочат герои фэнтезийного романа Юрия Никитина «Трое из леса». А что? Мрак, Олег и Таргитай очень уместно бы смотрелись в этой местности. Поэтому скорость держишь адекватную, дабы не задавить ненароком диких невров. Удивительное сочетание современности и дремучести…


Вдоль дороги раскинулись деревеньки. Один дом «облачили» в модный сайдинг желтого цвета, закрыв бездушным пластиком старые бревна. Рядом — новый кирпичный дом с коваными решетками на окнах. И все это неинтересно, обыденно и безлико. Но вот взгляд останавливается на старой избе. В ней есть что-то такое, что заставляет притормозить, что-то настоящее, как будто видишь живое лицо. Особенно красиво смотрятся наличники на окнах — резные, с замысловатыми узорами. Радует, что таких уникальных домов в этих краях много. И почти на каждом висит табличка с надписью «Червяки». А все потому, что рыбалка в этих местах отменная. Не редкость таблички с надписями «Рыжики», «Черника» и «Веники».


Я остановился возле одного дома, надо было перекурить и раздобыть свежей водички. Разговорился с хозяйкой, пожилой женщиной, от которой узнал, что обосновались в здешних дремучих лесах потомки новгородцев, выселенные когда-то с родных мест московитянами…


Прихватив, помимо воды, лукошко грибов, я отправился дальше, думая о том, что здесь люди намного ближе к природе, чем мы. И вдруг увидел сруб и деревянные фигуры животных. Над ними вывеска с ничего не говорящим мне названием «Доманиха», а внизу — телефон. Стало интересно, что же скрывается в этой деревянной избушке? Вышел из машины, позвонил. Женский голос сообщил, что будет через пару минут. Я огляделся. Помимо фигур животных, резные качели и множество скворечников самых разнообразных форм. А женщина, с которой я разговаривал по телефону, жила через дорогу. Улыбаясь, она открыла двери. Я зашел в темную комнату, даже не представляя, что меня там ждет. В полутьме удалось лишь рассмотреть какие-то непонятные силуэты. Женщина щелкнула выключателем, и… прямо надо мной оказалось чучело огромного, готовящегося к прыжку волка. Так это музей трофеев? Отлично!


— Из Аляски он, — тихим голосом сказала женщина. — У нас такие крупные не водятся. Если будут вопросы, обращайтесь. Мешать не буду.


Я поблагодарил, а про себя подумал: «А ведь она понимает, что посетитель оказался в лесу и тревожить его нельзя». Странное дело, смотришь на чучела животных, но вспоминаются не многочисленные охотничьи байки, мол, посмотри, какого я кабана добыл выстрелом с переподвыподвертом. Вовсе нет, их место занимают истории живых зверей. Рысь — это вылитый Мурзук из рассказа Виталия Бианки. Кабан — это Сломанное копыто, описанный Василием Песковым. Росомаха — Черный, опять из Бианки. Как будто я попал не в музей, а на собрание героев из разных рассказов. Так и хочется дотронуться до них... Щетина кабана жесткая, у рыси, наоборот, мех мягкий, а росомаха облачена в очень густую, теплую шерсть.


Потихоньку я добрался до второй комнаты. Там стоит медведица с медвежатами, а рядом, на стене, висит ковер из медвежьей шкуры. Он моментально возвращает в реальность. Вспоминаешь, что это охотничий трофей, и начинаешь приглядываться, выискивая отверстия от пуль. Но, конечно, найти их мне не удалось. Несмотря на то что чучела находятся не под стеклом, они не портятся. А ведь многие из них сделаны довольно давно. Видимо, таксидермист — настоящий мастер своего дела.

Изображение
 


От размышлений меня отвлекли два парня, зашедшие в музей. Сначала они бурно восторгались, а потом притихли, почти с благоговением рассматривая волков, рыжую и черную лисицу, семейство медведей, рысь, кабаргу, енотов, бобров, росомаху, кабана, норок, куниц, глухарей, уток... На несколько минут задержались возле головы лося.
— А эти звери наши? В смысле, местные? — поинтересовался один.


— Да, — ответила женщина. — Создатель музея Юрий Рулин попытался собрать здесь наиболее интересных животных, обитающих на территории бывшего Союза.
— Простите, — вмешался я. — Так вы же мне сами сказали, что этот волк — житель Аляски.


— Ну да, — ничуть не удивилась она. — Аляска же раньше входила в состав... не Союза, конечно, а Российской Империи. Но ведь все едино, только название другое.
Мы, улыбнувшись, покачали головами и продолжили рассматривать экспонаты, которые, кстати, можно купить. Но многие по цене они сопоставимы с автомобилем. Понятно, адски трудное дело проворачивает таксидермист. Но покупателей нет или почти нет. Вот и делай выводы о рентабельности искусства.


На стенах кое-где висят таблички с текстами народной мудрости. И на одной из них я увидел знакомое — «Бросьте города, глупые люди». Совпадение, как в романе.
...Уже на выходе я спросил нашего экскурсовода, сколько времени уходит на изготовление чучела и какое сделать труднее всего. Как абсолютный дилетант в этой области, решил, что бизона. Его висящая на стене голова впечатляла. А оказалась... сороку! У нее перья расположены так, что все время распадаются. И превратить тушку птицы в красивое чучело под силу только настоящему мастеру.
— А хотите, я вам легенду местную расскажу? — спросила женщина.
Мы втроем кивнули.
— Вон того кабана видите? Юрий Анатольевич в него аж двадцать раз выстрелил и ни разу не промахнулся! А тот все равно в бой кидался! Чуть не убил охотника. Но потом все-таки сдался...
Мы вышли на улицу. Так как посетителей больше не было, женщина закрыла музей, а потом рассказала немного о самом Юрии Анатольевиче Рулине.


Таксидермией Юрий увлекся в десять лет. Ему повезло учиться этому искусству у известных отечественных специалистов: Назимова, Степанова и Заславского. Через восемь лет его коллекция чучел насчитывала 170 видов птиц! А потом судьба закинула его, лихославльского егеря, в США. Юрий оказался в числе группы молодых российских таксидермистов, которых направили на стажировку за океан. Побывал в штатах Миссури и Техасе, познакомился с их технологиями. Изготовление чучел в Америке — индустрия, в которой заняты миллионы людей. Юрий впитывал в себя все новшества и, вернувшись в Россию, стал применять полученные навыки на практике.


А через некоторое время вместе с семьей перебрался за океан и обосновался в штате Юта. Там открыл свою таксидермическую компанию, быстро завоевавшую авторитет. К этому бизнесу его подтолкнули... мормоны — фанатичные охотники, которых в Юте пруд пруди. В охотничьих кругах Запада Юрия называют «русским мастером». Но чтобы дослужиться до такого звания, он вкалывал по 16 часов каждый день, без выходных и праздников, охотясь с клиентами по всему Земному шару.


И, тем не менее, Юрий Анатольевич променял прерии и снежные вершины Юты на родные болота, где он разводит фазанов, восстанавливает храм и помещичью усадьбу. В деревне Доманиха Рулин вместе с женой создал два хозяйства — пчеловодство и выращивание медоносных трав для пчел. Другое — состоящее из фазаньей фермы и мастерских по производству чучел.
Распрощавшись со смотрительницей музея, я сел в машину. Жаль, что мне лично не удалось встретиться с Юрием Рулиным. Не было его на тот момент в стране, охотился где-то в Азии. …И снова Ленинградка и грохот машин. Но реальность цивилизации начала казаться такой ненастоящей и фальшивой. Ведь там, за мощными елями, находятся охотничьи угодья. Я про них знаю давно, и каждый раз, проезжая мимо, клятвенно обещаю себе, что обязательно пройдусь по полям с ружьем…
 

Что еще почитать