От медведя спасли удочки

Изображение От медведя спасли удочки
Изображение От медведя спасли удочки

Наша северная природа богата на всевозможные неожиданные сюрпризы. Нередки и встречи человека с ее обитателями. Но случай, о котором мне рассказал ветеран МВД Владимир Ильич Глушко, много лет отдавший службе в транспортной милиции на Северной железной дороге и теперь находящийся на заслуженном отдыхе, не мог не произвести на меня сильного впечатления.

Со своими родственниками он находился на осенней рыбалке в верховьях реки Большой Кочмес Интинского района Республики Коми недалеко от местечка, называемого в народе «Три березки»... Откуда пошло такое название, никто пояснить не может. Возможно, пошло оно из-за трех берез, одиноко стоящих на берегу реки Большой Кочмес посреди мелкого, приземистого кустарника. Из-за жаркой летней погоды река сильно обмелела, и рыбалить приходилось почти на самой ее середине. Казалось бы, ничего не предвещало неожиданностей – знакомый пейзаж, прекрасная погода, тихое течение обмелевшей от летней жары северной реки. И вдруг непонятный звук, похожий больше всего на храп, нарушил эту размеренную тишину. Косолапый немалых размеров, с сероватым отливом шерсти, оказался между двумя рыбаками и попытался схватить одного из них, родственника Владимира Глушко, встав на задние лапы.
Для обороны от непрошенного гостя в ход пошло все, что находилось в этот момент под рукой: рыболовные снасти, удочки. Но косолапый не унимался и продолжал вести себя агрессивно. Схватка была нешуточной. На косолапого сыпались удары рыболовных снастей и удочек. Видимо, удары подручными средствами и громкие, пугающие крики рыбаков напугали мишку, и он нехотя вылез из воды на берег реки и растворился в прибрежных зарослях ивняка.
Немного подождав, не вернется ли косолапый обратно, и окончательно придя в себя после случившегося, по мелководью реки Б.Кочмес рыбаки продолжили свой путь к дому, забыв о рыбалке. Итогом встречи с медведем оказались сломанные рыболовные снасти и неприятное состояние от близкого знакомства с косолапым.
В разное время от охотников и других людей мне довелось услышать несколько историй, а может, просто, как в народе говорят, охотничьих баек о встрече с косолапым, вот некоторые из них.
Рыбачили два приятеля на лесном озере. Один из них, встав пораньше, решил проверить сеть, поставленную накануне вечером. Сел в лодку и поплыл, проверяя сеть, раскинутую от одного берега к другому, попутно вытаскивая улов и бросая рыбу на другой конец лодки. Так доплыл до противоположного берега, причалил к берегу, посидел в тишине, покурил и решил вернуться тем же путем, проверяя сеть и очищая ее от мусора. Отплыв от берега, он услышал непонятные звуки за спиной и, обернувшись через плечо, обмер со страха. На другом конце лодки сидел косолапый и с легкостью уплетал улов. Холодея от страха, рыбак вернулся на лодке к тому берегу, от которого только что отплыл, подождал, пока косолапый докончит свою трапезу и уйдет восвояси. Дождавшись с нетерпением ухода медведя, рыбак вернулся на другой берег и рассказал о встрече с косолапым поднятому будто по тревоге своему приятелю. Они в спешке собрали свои вещи и снасти и больше уже не рыбачили на этом лесном озере.
Бригада одного из предприятий города занималась заготовкой на зиму сена для подсобного хозяйства в пойме реки Кожим Интинского района Республики Коми.
Один из работников бригады решил сходить в туалет, как это делается на природе, присев около кустов смородины, густо разросшихся на краю луга. Устроившие в это время перекур другие члены бригады решили подшутить над своим приятелем и обкидали кусты смородины камнями, в надежде, что тот испугается шума в кустарнике. Каково же было их удивление, когда из кустов показалась медвежья морда. Видно, косолапый лакомился ягодами смородины. Увидев медведя, вся бригада, побросав инструмент, наперегонки бросилась к спасительному балку, и самое удивительное, что тот, кто сидел по делу под кустом, оказался в числе первых, кто укрылся в балке от косолапого. Но потревоженный медведь так и не приблизился к балку, видимо, хороша была смородина и не стоило отвлекаться от трапезы на всякие пустяки.
Ранние осенние сумерки заставили приятелей-охотников вернуться в охотничью избушку, где уже расположились двое других охотников, готовивших нехитрый ужин из охотничьей добычи. Ну а для знакомства нашлась бутылочка горячительного напитка за дружбу, да и чтобы спалось хорошо долгой осенней ночью. Перед сном приятели-охотники вышли покурить и подышать свежим лесным воздухом. Недалеко в кустах кто-то копошился. Приятелям показалось, что это горе-охотник заплутал в темноте и не может найти дороги к избушке. Они громко позвали неизвестного и предложили ночлег. В ответ шум прекратился и наступила тишина. Приятели подумали, что ошиблись, приняв за охотника посторонний лесной шум, и вернулись в избушку. Утром один из них решил сходить к ручью за водой, но буквально ворвался в избушку через несколько минут, переполошив всех ее обитателей. Причиной тревоги послужило то, что он обнаружил недалеко от избушки, в кустарнике, где накануне раздался странный шум. Охотники обнаружили там свежую тушу оленя, наполовину объеденную и присыпанную землей, сучьями и опавшей листвой. Видно, мишка, полакомившись свежатинкой, хотел припрятать остаток на следующий день, а тут услышал неожиданное приглашение в гости и решил уйти от греха подальше, а может, еще по какой причине. Хорошо хоть не откликнулся на приглашение охотников, а то как бы оно повернулось.
Вот такое приходилось слышать мне в разное время о встрече с косолапым в наших северных краях.
Сам же я незаядлый охотник, но когда выпадает время, то люблю прогуляться по нашему северному осеннему лесу, попить чайку на смородиновом и брусничном листе около костра, ну и подстрелить боровую или озерную дичь, если, конечно, повезет.
С косолапым пришлось встретиться один только раз, так, мимоходом, между прочим, и встреча наша с ним была на удивление добрая, почти дружеская. Была обычная северная осень. Долгий дневной переход закончился сумерками около одной из охотничьих избушек, уютно расположившейся в густом ельнике на берегу речки, берущей свое начало в предгорьях Приполярного Урала, с незатейливым названием Черная. Переночевав в теплой избушке, с рассветом я решил умыться в реке и, раздевшись по пояс, спустился к воде. Я с удовольствием плескался в прохладной воде, фыркая от удовольствия, и когда уже решил растереться полотенцем, невольно окинул взглядом противоположный берег реки и от увиденного буквально остолбенел на месте. На песчаном плесе около густого кустарника, мирно и непринужденно, опустив морду в воду, косолапый жадно пил воду, останавливаясь на мгновение, озираясь и снова продолжая свое занятие. Шерсть его лоснилась темно-коричневым отливом в лучах восходящего солнца. Конечно же, как бывает в таких случаях, страх буквально овладел всем моим телом, да и мысли уже печальные промелькнули в голове. Ведь до косолапого было совсем недалеко, и единственной преградой была горная речка, которую он бы преодолел в несколько прыжков. Но это оказался совсем не злой мишка. Напившись воды, он так же исчез в кустарнике, как и неожиданно появился у реки. И наверное, поэтому от этой встречи с косолапым у меня на всю жизнь сложилось мнение о медведе как о добродушном животном, обитающем в наших северных лесах.