Изображение Необычный юбилей
Изображение Необычный юбилей

Необычный юбилей

Круглые даты тем и хороши, что есть повод собраться с друзьями и коллегами, посидеть за столом, поговорить, вспомнить общие увлечения и дела.

Раз в два-три года ходим мы с друзьями в водный рыболовный поход по реке Жиздра. Красавица река тянет к своим водам и берегам всю жизнь. Есть в России красивые реки, взять ту же Карелию, Кольский. Целый «хоровод» строгих северных красавиц, одна лучше другой. Но родная Жиздра как первая любовь, любовь на всю жизнь – первая твоя река. Первый раз ты прошел по ней и потом полюбил и все реки, по которым пришлось плавать. Так и в этом году, как дань уважения любимой реке, шли мы по ней на байдарках, любовались ее берегами, ловили на зорьках рыбу и просто отдыхали от работы и городской суеты.
Места знакомые, ну если не с детства, так с далекой молодости, когда на стареньком залатанном «Салюте» прошли мы с другом первый раз по Жиздре. Потом были поездки на рыбалку на машине. Стояли лагерями по две недели. Приезжали и весной, и летом, и осенью и часто встречали одну семейную пару – Хохловых, Валерия и Галину.
Мир велик и в то же время тесен. Нашлись общие знакомые. Мой знакомый Николай оказался Гале и Валере общим другом, чуть ли не одноклассником или сокурсником. Еще с 70-х годов я познакомился с этой удивительной рыболовной семьей. Удивительной тем, что ловили все: и тесть, и теща (родители Гали), и сами супруги, а потом и дочери и их мужья. Все всегда были при удочках и садках, при спиннингах и куканах.
Каждый год, проплывая место, где обычно стояли Хохловы, я смотрел, нет ли на берегу машины и палатки, есть ли какие признаки «жизни» в лагере и каждый раз ждал с ними встречи. И не было ни одного похода, когда бы они не стояли.
И на этот раз на крутых земляных ступеньках на берегу стоял Валера с ведром воды.
«А вот и гости, – крикнул он, – смотри, жена, кто к нам на юбилей пожаловал, целая рыболовная флотилия».
А Галина уже машет руками с берега и кричит: «Мы вас уже давно заметили и рыбу сразу на сковородку жарить. Пока причалите, она готова будет. Вот так, с пылу, жару, а вы все к столу».
Такой дружественный прием не удивителен – так было всегда и всегда были жареная рыба и уха. Пока мы разгружались, вытаскивая на берег походные веши, Галина уже накрыла стол. Валера достал из машины бутылку.
«Милости просим к нашему столу», – позвала она нас.
И за столом, за рюмочкой, под ушицу да жареных карасей пошли разговоры «за жизнь», «за рыбалку», за детей и внуков.
«А в чем собственно юбилей? – спросил я. – Думаю, вас поздравить с серебряной или уже золотой свадьбой, но вроде серебряная прошла, а до золотой еще дожить надо».
Но у Галины и Валеры юбилей необычный. У него было даже официальное название «Сорок лет стояния семьи Хохловых на одном месте на реке Жиздра». Особо подчеркивалось «на одном месте». Один мой питерский приятель, участник похода, даже не поверил, что можно, считай, всю жизнь простоять хоть и на красивом, рыбном, ягодном, грибном, но на одном месте. Рыболовы обычно народ непоседливый и всегда ищут новые интересные места, ведь приедается все. Все дружно стали его уверять, что так оно и есть, что сколько мы ни ходили по Жиздре, Хохловы всегда были на своем месте.
Действительно, в 1971 году Валера и Галя молодой семьей приехали на берега Жиздры на рыбалку и с тех пор приезжают сюда каждый год. На недельку, на две, на весь отпуск, как получится. С этого места увезли Галину, прямо с реки, в родильный дом. И родила она в ту ночь первую дочку Юлию.
«Благо дождей не было и проехали спокойно, не застряли по дороге, – говорит Валера, – а то бы и родила на Жиздре».
И потом уже, с дочерьми, зятьями и внуками, с дизельной электростанцией, с бассейном для малышей, с насосами, плитками, с граблями и вениками, стояли они все эти сорок лет. Знаю людей многих, любящих свои речные места с многолетними обустроенными лагерями, приезжающими из года в год в отпуска на «запавшую в душу красоту», но постоянству Хохловых можно действительно позавидовать.
Ну, а с удочкой и спиннингом Галина знакома с девичьих лет и своими трофейными щуками на 5-6 килограммов да большими златобокими лещами удивляет не только мужа-рыболова, но и всех нас.
«Порой даже меня облавливает, и не только за день, за неделю, каждый раз у нее бывает больше рыбы, – смеется Валера, – а на ней и кухня, и внуки, все лагерное хозяйство. У нас как бы негласное соревнование по ловле рыбы. Но женщины на рыбалке намного терпеливее и усидчивее, чем мужчины, в этом и успех. Она часами может сидеть на одном месте, прикармливать, менять насадки, но своего леща возьмет, как говорится, высидит».
За Галиной уже давно закрепилось гордое звание рыбачки. «Рыбачка Галя» – так называют ее знакомые рыболовы-мужчины, ну а более близкие знакомые добавляют и географическую принадлежность, называя Галина Алексинская, ведь живут Хохловы в городе Алексин, что на Оке. Хотя я думаю, что больше бы подошло ей Галина Жиздринская, ведь стояние на Жиздре сорок лет срок сам по себе немалый.
Родились Хохловы в Сухиничах, после учебы получили распределение в Алексин, а вот отпуск всегда проводят на Жиздре. Такая вот география.
Вечером, за разговорами о рыбалке, я заметил, что раз такая страсть к ловле, съездили бы на Волгу, Ахтубу, Дон, в Карелию. Нельзя же простоять всю жизнь на Жиздре, но, оказывается, можно. И как говорит Галина, это и есть Малая Родина. Здесь все родное – от реки и леса, до стариц и дорожек, обвалившихся окопов со времен войны. Душа здесь отдыхает, а куда душа тянет, туда и едем, не променяем ни на что на свете.

Что еще почитать