Изображение Воспоминания ветерана о перламутровом перволедьи

Воспоминания ветерана о перламутровом перволедьи

В конце октября–начале ноября 1966 года простояло несколько морозных дней, не оставив никаких сомнений, что лед на реках встал, и 5 ноября мы с моим закадычным другом-рыбаком Володей Лохматовым отправились на долгожданную подледную рыбалку. Наш путь лежал на реку Хопер, в окрестности села Кучки, расположенного к юго-западу от Пензы на расстоянии около 50 км.

Село Кучки растянулось вдоль левого берега Хопра на большую длину – около 7 км.

В верхней по течению его части вдоль реки тянулась большая и глубокая яма, называемая селянами Кривкой и славившаяся щуками, куда мы и подъехали.

Стояло изумительное по красоте утро, солнца не было, и небо было затянуто светлой пеленой облаков, освещавших землю каким-то перламутровым светом.

Тишина стояла такая, что дым из деревенских труб поднимался вверх строго вертикально, как по отвесу.

На льду уже находилась кучка местных рыбаков, занятых блеснением.

Проходя мимо мальчонки лет восьми, мы увидели, как он, шмыгая носом, деловито перебирал леску, таща ее через край лунки, и наконец выволок на лед щуку под килограмм весом.

Тут же последовала веселая ухмылка друга: «Смотри, что дитя делает!».

Этот эпизод до предела увеличил наше возбуждение, и вскоре, зайдя в тыл местным рыбакам, мы приступили к блеснению.

Но в первые минуты не произошло ни одной хватки. Решил сменить место и перейти вниз по течению и, когда проходил мимо Володи, увидел, как в какие-то доли секунды с характерным «цыкающим» звуком от бешеного рывка щуки вдребезги разлетелись на куски и полетели на лед части винипластового шестика его удочки, как мощно потянула щука его руку вниз, и вслед за тем он с растерянным видом вынул из лунки конец оборвавнной лески.

Запасной шестик у Володи, конечно, нашелся, но проблема состояла в том, что вместе с леской щука унесла единственный имевшийся у него стальной поводок, который мы делали сами из стальной проволоки Ф 0,3 мм, длиной около 80 мм.

К сожалению, не было запасного и у меня. Поразмыслив, Володя махнул рукой и решил ловить дальше без поводка.

От одного знакомого рыбака, школьного учителя истории, мы слышали, что он с компаньоном очень удачно ловил щук на старице Хопра, расположенной вблизи Кривки, и мы с Володей вскоре направились туда.

Прибыв на место, Володя уселся вблизи от берега и вскоре выкинул на лед щуку средних размеров. Но когда стал вытаскивать блесну из ее пасти, хищница внезапно сомкнула челюсти, в результате чего заметно поранила пальцы Володиной руки. Из ранки начала обильно струиться кровь, которая, как известно, при рыбьих уколах быстро не останавливается.

Володю это поначалу озадачило, но тут его выручил проходивший мимо нас учитель-историк. Достав пачку сигарет, он оторвал от одной сигареты клочок папиросной бумаги и приклеил к ранке, после чего кровь остановилась, и ловля была продолжена.

Мне повезло: пробурил лунку вблизи какого-то куста, и с небольшими интервалами одну за другой вытянул несколько неплохих щук.

Изображение Фото: Яншевского Андрея.
Фото: Яншевского Андрея.

Время шло, и мы решили перекусить, направившись к берегу, где стоял мотоцикл с продуктами. Но здесь и у меня произошло небольшое ЧП, непростительное опытному рыболову. Я пошел к берегу через полосу прибрежных камышей, где, как известно, лед всегда тоньше, и провалился через него выше колен, «напоив» сапоги.

День был не очень морозный, и мы обулись в резиновые сапоги с теплыми носками. К счастью, у Володи нашлись старые запасные носки. Развели костер и, отжав и подсушив мокрые штаны, протерев ноги и подкладку сапог, я воспользовался ими, накрутил сверху сухие газеты и без колебаний продолжил ловлю.

Читайте материал "Сушка одежды и обуви возле костра"

На этот раз устроился на глубокой части ямы. Вскоре произошли два драматических случая. Одна за другой на блесну садились две крупные щуки не меньше двух кг, борьба с которыми отняла немалое время.

Сквозь прозрачный лед отлично видел, как они яростно кувыркаются в воде, пытаясь освободиться от блесны, и в обоих случаях им это удалось. Трудно было перенести охватившее чувство разочарования!

День подходил к концу и пора было подводить итоги. Вдвоем мы взяли 15 щук, причем счет был 8:7 в мою пользу. И что наиболее удивительно: хотя Володя рискнул ловить без поводка, у него ни одна щука не перерезала леску.

Не зря среди всех его приятелей, охотников и рыболовов, ходила молва о его необыкновенной везучести. Пострадал от подобной участи автор настоящих строк, но это уже предмет для особого рассказа.

Читайте материал "История одной фотографии"

Через два дня рассказал сослуживцам по НИИ про результаты выезда на перволедье и в ответ был покрыт дружным ржанием коллег, так и не поверивших, что на «железку» можно наловить столько щук...