Изображение Тяжкие муки: где ловить и чем

Бывают в жизни рыболова мучительные моменты, когда трудно решить, где ловить на долгожданной завтрашней рыбалке и чем ловить. Особенно когда есть несколько мест, где вероятность отличного клева очень высока, и есть самые разные снасти, на которые наверняка клюнет. В таких случаях часто все решают какие-то мелочи или, как говорят рыболовы, знаки.

Когда мы с Сашей Юрьевым в субботу отправились на Оку, знаков не было.

Единственное, почему я все-таки выбрал одно из двух мест, был низкий уровень воды в реке.

Значит, каменистые мысы обнажились, перекаты обмелели, а это сулило отличную ловлю голавля нахлыстом.

Другая причина — близость к месту рыбалки склона холма, где был просто рай для небольших серых кузнечиков, на которых я уже более 50 лет ловлю голавля.

Оставив Сашу на его любимом месте, где глубина вблизи каменистого берега реки была почти сразу два с половиной метра, я пробежал с тележкой по тропинке полтора километра вниз по течению и оказался на кузнечиковой поляне, где быстро наловил с полсотни этих милых насекомых.

На берегу было довольно многолюдно — четверо рыболовов с ночи ловили на фидер, а пятый, усевшись на сооруженных моим приятелем Валерой мостках, ловил экзотическим способом – донкой-закидушкой, и делал это мастерски. Легким движением он далеко забрасывал снасть и потом держал ее внатяг в руке, чувствуя поклевки пальцами.

Правда, ловились на донку только бычки, а на вторую донку, куда он насаживал бычков, клевали почти такого же размера окуньки. Однако по рыболову было видно, что все это ему нравится.

Читайте материал "История необъяснимых промахов по утке"

Я расположился в тридцати метрах от него, на берегу, который от чистой воды отделяла полоса аппетитных с точки зрения охотников на хищника «кувшинок». Когда я позже вспоминал этот день, то подумал, сколько же всяких дел мы, рыболовы, делаем за одну рыбалку, и решил на этот раз запротоколировать все эти действия максимально подробно.

Итак, еще по дороге на Оку мы остановились у карьера и набрали тяжелой глины для прикормки, высыпали в нее геркулес, покупную карамельную сыпучку и смочили водой из лужи, чтобы смесь созревала, пока мы едем. Оказавшись на своем месте, я прежде всего размотал мальковую удочку с полуграммовым перьевым поплавком, насадил на микрокрючок кусочек мелкого красного червя и забросил совсем рядом с кувшинками. Тут же клюнул микроголавлик, потом другой, но мне нужны были не они. Наконец, клюнул небольшой бычок – это было то, что надо.

Я размотал мощную шестиметровую щучью живцовую удочку с концевым грузом, поплавком и металлическим отводным поводком, насадил на крючок бычка и забросил снасть недалеко от границы кувшинок, где в прошлом году у меня каждую рыбалку клевали по две-три щуки. Удочку положил на листья кувшинок. Живец быстро забегал на поводке, поплавок заплясал на воде, но больше ничего не произошло.

Чтобы освободить ведро для живцов, я окончательно перемешал прикормку, подсыпал в нее пареной пшеницы, сухой крови, которую мне дал Саша, налепил штук 20 шаров размером с апельсин и положил их на берегу подсыхать.

Помыл ведро после прикормки, налил воды и поселил туда еще пяток тут же пойманных бычков. Подготовил живцовую удочку на окуня – у нее тоже концевое грузило и скользящий поплавок, но отводной поводок из монофильной лески и крючок номер 10. Насадил бычка и забросил эту снасть чуть подальше предыдущей.

Поскольку поклевок на живца не было, достал поплавочную ноттингемскую удочку для дальнего заброса с трехграммовым поплавком и грузом, сделанным из железного гвоздя, насадил на крючок номер 18 пареную пшеничку и забросил эту снасть в известную мне ложбинку между берегом и находящимся в тридцати метрах от берега мелким перекатом.

Спуск был настроен так, чтобы груз тащился по дну, тормозя всю снасть. Наклоненный по течению поплавок проплыл около метра и исчез — оказалось, что это довольно крупная окская плотвица. Тогда я взял мою трубку для дальнего заброса пареной пшеницы и метнул с десяток зерен в ту же ложбинку.

Однако последующие забросы удочки были безрезультатны — плотвица оказалась дежурная, то есть такая, которая стоит специально в каждом месте, чтобы клюнуть первой и заставить рыболова думать, что у него тут на каждой проводке будет клевать хорошая рыба. Увы!

Читайте материал "Своенравная река Кадор"

Место, где я расположился, отличалось одной особенностью — река, переливаясь через идущий в отдалении от берега перекат по направлению к берегу, образовывает два противоположных течения — одно совпадает по направлению с течением реки, а второе идет вдоль правого берега в обратную сторону. Вот этой «обраткой» я и решил воспользоваться и забросил поплавочную снасть примерно метров на 30 от берега так, чтобы ее тащило обратное течение.

Поклевки крупной плотвы начались сразу: как только поплавок начинал двигаться по течению, он вдруг всплывал и начинал мелко дрожать. Это было очень похоже на лещевую поклевку, но каждый раз это была плотва.

Когда у вас клюет на каждой проводке, начинаешь верить, что так будет всегда, вот и я решил, что клев теперь на весь день гарантирован, но надо бы привлечь на это место рыбу покрупнее.

Надо сказать, что как-то по большой воде после долгих дождей я в этом самом месте в бурном мутном потоке поймал на поплавочную удочку леща на два с половиной килограмма. Поклевка этого леща была единственной поклевкой за весь день. Привлекать таких лещей я решил прикормкой и забросил 17 шаров в приглянувшуюся мне точку.

К этому времени уже наступил полдень, и на перекат возле каменистого мыса вышли крупные голавли, проявлявшие себя мощными атаками на стаи мелочи. Я решил, что пока крупная рыба соберется на мою прикормку, я половлю голавлей нахлыстом.

Особенно было приятно, что ветер был восточный, а это значит, что я мог забрасывать далеко против течения, а это при ловле нахлыстом на кузнечика очень хорошо. Ведь голавль всегда стоит «лицом» против течения, а я подбираюсь к нему «со спины», он меня не видит, и как только у него перед носом на воду падает кузнечик, он клюет без опаски и мгновенно.

Читайте материал "Черноморская рыбалка: чем и как ловить"

Я перешел на каменистый мыс и с него зашел на перекат. Забросы получались отлично — ветер уносил мой шнур очень далеко, но голавль не клевал. Тогда я провел кузнечика поперек переката, и вот первый красавец оказался у меня в подсачеке.

Увы, он был весом всего 400 граммов, а ведь на этом самом перекате я пару раз вытаскивал нахлыстом голавлей больше килограмма, а мой знакомый рыболов Андрей Исаев из Мценска поймал здесь на болонскую удочку голавля на 2.900. Однако, все же было приятно поймать и небольшого голавля. Больше на перекате не клевало, и я вернулся к своей поплавочной удочке.

Как это часто бывает на Оке, после заброса прикормки клев прекратился. Предположений, почему так происходит, множество: на прикормку собралась мелочь, за ней пришел хищник и разогнал крупную рыбу, а сам не клюет, или пришла очень крупная «белая» рыба, разогнала мелочь, а сама не клюет, или – у прикормки какой-нибудь не такой запах и т.п. Так или иначе, бесклевье установилось кромешное.

На живцовые удочки тоже не клевало. Пришел Валера и рассказал, как они с Сашей выше по течению хорошо половили крупную плотву. Когда он ушел, я подумал, а не перейти ли к Саше, может быть, и у меня под вечер клюнет? Стал собираться, и тут сюрприз — жена ловившего с мостков рыболова приготовила шашлык.

Я отдал им рыбу, они угостили меня шашлыком, познакомились — Вадим и Евгения рассказали мне, как в прошлом году я научил их сына ловить щуку на живца, и он тут же ее поймал. Было приятно!

Покинув гостеприимную семью, я рванул по жаре вдоль берега с тележкой и надеялся, что за этот марш-бросок уж точно сброшу полкило лишнего веса (не получилось). Саша ловил на своем любимом месте и на моих глазах запросто поймал жереха граммов на 600, который увлекся его перловкой при подтягивании снасти.

У меня же и здесь хорошо клевали лишь микроголавлики и какие-то совсем уже микроскопические бычки. Я все же поставил живцовые удочки и через какое-то время Саша заметил, что на щучьей удочке поплавок утонул, но потом он вынырнул, и его прибило к берегу.

При осмотре снасти выяснилось, что бычка схватил своими клыками судак, но бросил. Это обычная история в этом месте. Я уже несколько лет пытаюсь стабильно ловить здесь судака на живца и вижу множество поклевок, но поймать клыкастого мне удалось лишь однажды.

Читайте материал "Схватка с медведем: редкое спасение"

Солнце уже приближалось к горизонту. После множества забросов я поймал лишь одну плотвицу и решил напоследок пройтись вдоль берега с нахлыстом.

Сначала мне попались три незачетных голавлика, а потом клюнула небольшая плотвица и тут произошло неожиданное: когда я эту плотвицу подтягивал к себе, то на самой мели у берега ее дважды атаковал крупный судак, так что мне досталась плотвица без хвоста.

Поскольку это был такой эффектный знак, то на нем и закончилась наша рыбалка. Саша почистил свою рыбу, чтобы отвезти домой, я смотал все свои пять удочек, и мы двинулись к машине. Солнце уже село, и только его последние лучи освещали небо над потемневшим противоположным берегом.