На прошедшей неделе в столичном регионе произошел переход от продолжительной оттепели к затяжному похолоданию, то есть наблюдался возврат к нормальной февральской погоде, которая с умеренными морозами, видимо, продержится вплоть до марта. Данная ситуация, похоже, и определяла целиком поведение и клев рыбы практически на всех водоемах на исходе отчетного периода: вновь активность большинства рыб значительно понизилась, а ловиться она стала нестабильно, причем лишь в определенных местах и, как правило, на больших глубинах. Кроме того, рыба явно негативно отзывалась на избыточное прикармливание, что выражалось в долгом ожидании первой поклевки после подачи прикормки, даже состоящей полностью из качественного мелкого мотыля.

 В течение всего зимнего сезона, когда условия обитания рыбы и подходы к ее ловле постоянно меняются, прикармливание служит одним из основных технических и тактических приемов рыболова для достижения положительного результата на рыбалке. Особенно важна прикормка на просторах больших водохранилищ и озер, где рыболов может лишь предполагать район сосредоточения той или иной интересующей его рыбы, но в месте ловли ее необходимо как можно плотнее сконцентрировать, тогда поклевки станут более частыми и носить они будут верный характер. Однако бездумное, механическое пользование прикормкой зачастую может сослужить на рыбалке и плохую службу, что как раз и определяется отношением рыбы к корму по мере того как зима все более втягивается в свой самый тяжелый период, обычно называемый глухозимьем.

В эту нелегкую пору у большинства рыб даже в благоприятных по содержанию кислорода водоемах сильно замедляются обменные процессы в организме, что, видимо, связано с внутренней перестройкой накануне нереста и с длительным периодом обитания практически в полной темноте, когда лед покрывает толстый слой снега. По этой причине рыба мало двигается, а питается понемногу, порционно, причем чаще живым мелким кормом. В такой ситуации вряд ли придется что-то решить в деле привлечения рыбы разовым и объемным внесением прикормки, что чаще всего приходится наблюдать на февральских водохранилищах, когда, во-первых, рыболовы располагаются слишком близко друг от друга, что уже само по себе приведет к избытку корма на локальном участке. А во-вторых, чтобы «оттянуть» от конкурентов рыбу, многие рыболовы опускают в лунки чуть ли не «ведерные» по объему кормушки. В итоге не ловит рыбу никто, лишь изредка беспокоит мелочишка, а клев в данном месте, возможно, начнется через пару дней, когда корм постепенно «рассосется», чем успешно пользуются рыболовы-пенсионеры и работающие посменно, продуктивно облавливая насиженные ранее места.

В середине и на исходе зимы лучше применить другой метод подачи прикормки, когда есть возможность ловить только один день. Это способ кормления рыбы называется «раскармливанием», когда небольшие порции прикормки, если нет течения, подаются в лунку сверху. И вот эта «манна небесная», понемногу падая на дно, издает акустические волны в воде, что рыба слышит издалека, подходит под лунки, но сразу не может насытиться, поэтому хоть как-то клюет, и клев усиливается по мере того, как увеличивается количество рыбы в месте ловли. Бывает, что рыбу приходится «раскармливать» долго, и она подойдет лишь во второй половине дня, поэтому рыболову в глухозимье следует проявлять определенное терпение и зря не суетиться.

Итак, субботний морозный день на Рузском водохранилище в районе Акатово, где до этого воду сбросили почти на четыре метра, затем уровень стабилизировался. На льду водоема в районе русловой зоны, где глубины колеблются в диапазоне 9-11 метров, очень много рыболовов, палатки стоят плотно, все усиленно прикармливают, но февральские реалии приводят к однозначному результату – после полудня большинство «палаточников», не дождавшись леща на богатой прикормке, цепочкой потянулись в сторону берега. Оно и понятно: мало того, что получился перекорм рыбы, которая была на участке скопления рыболовов, но и той рыбы, которая хотела клевать, всё равно бы не хватило на всех желающих.

Гораздо лучшего результата добились те рыболовы, и автор этих строк тоже, которые ушли на «чистые» поляны льда, где делали «дорожку» из 5-10 лунок в направлении с малой глубины на большую в диапазоне глубин 4-8 метров, ориентируясь не на капризного в феврале подлещика, а на более подвижных в поисках корма плотву и окуня. Желаемый эффект привлечения и активизации рыбы давало внесение небольших порций прикормки прямо в лунку сверху, чтобы она медленно опускалась ко дну. Клев на фоне похолодания был, конечно, плохой, но через пару часов после начала кормления он все же начался – постоянное перемещение по лункам с мелкой мормышкой на тонкой леске с наживленным мотылем давало то тут, то там одну-две поклевки. Вначале первым «эшелоном» попадались окуни весом 100-200 граммов, затем подошла плотва весом до 300 граммов, а уже ближе к вечеру прикормку на дне «добирали» некрупные подлещики и густера, однако большинство из этих пойманных широкотелых рыб оказались пораженными солитером. В итоге за день при аккуратной ловле удалось поймать больше десятка полновесных окуней и плотвиц, что потянуло почти на два килограмма, что не так уж и плохо при общем бесклевье.

Более стабильная ситуация с ловлей рыбы на Можайском водохранилище в районе Красновидова, где уровень воды пока высокий и неизменный. Здесь на больших глубинах подлещик и лещ практически не клюют уже давно, возможно, рыба сейчас активно мигрирует в верховья водоема, где никто не ловит. На этом фоне неплохо ведет себя многочисленная местная плотва, некрупная и потому довольно активная – она редко попадается весом более 100 граммов. Такая плотва довольно быстро подходит на прикормку не только на обычных для нее глубинах в диапазоне 4-6 метров, но и на 10 метрах вполне успешно можно ловить плотву, только здесь к ней добавляются густера и мелкий подлещик, зачастую солитерные.

На Озернинском водохранилище также вода пока высокая, а значительная масса рыболовов сейчас на льду собирается в районе основного плеса около автомобильного моста через водоем и под Ремянницей. На данных участках водоема над всеми рыбами по численности преобладает подлещик весом около 200 граммов, которого в течение всей зимы с переменным успехом ловят на глубинах 8-12 метров. И в прошедшие выходные дни, невзирая на все погодные коллизии, он тут продолжал повсеместно ловиться – во всяком случае, в отличие от Рузского или Можайского водохранилищ, рыболовы на Озерне оставались на льду до сумерек.

На Оке в районе Каширы, в частности под Белопесоцким монастырем, накануне похолодания наблюдался неожиданный всплеск активности клева, правда, это касалось в основном ловли белоглазки на сильном фарватерном течении. Однако уже в выходные дни рыба почти совсем не брала ни под Каширой, ни в районе Васильева (Коломенский район), где до этого дела всегда шли лучше, чем где-либо на других участках Оки.

И на прудах, густо населенных вечно голодной и активной мелочью, похолодание негативно и своеобразно отразилось на клеве обычных тут окуня и плотвы. Например, на известном пруду в Лобаново (слева от Каширского шоссе) рыба через какое-то время всё же подходила на прикормку и затем очень аккуратно клевала, но происходило всё это почему-то на максимальных русловых глубинах. Несмотря на работы аэраторов, пока не расклевалась толком рыба на пруду №2 в системе водоемов слева от с.Никитского (Рязанское шоссе). Впрочем, может это и не так, поскольку на водоеме почти не бывает рыболовов, видимо, многие не знают, что рыбалка тут зимой бесплатная. 

Что еще почитать