Мне несколько раз удавалось ловить рыбу в Заполярье у нас в России. На этот раз мы с другом отправились в Финскую Лапландию, чтобы принять участие в «Кубке Севера» по лыжному ориентированию, а заодно и половить рыбу. Ожидания оправдались: кроме плотвы и окуня, удалось поймать гольца и форель, обитающую в естественных природных условиях.

Поселились вместе с четырьмя ведущими спортсменами-ориентировщиками в лесной избушке (кстати, оборудованной получше многих московских квартир). Километрах в двух от нее, на берегу озера находилась спортивная база Эске Юконена — рекордсмена мира по гонкам на скутерах. Один из наших спортсменов хорошо знал его и договорился, что тот нам устроит рыбалку. Мотыля мы привезли с собой из Москвы.

На другой день Эске уже ждал нас с Александром на базе, выдал нам ледобур и сказал, что окунь, форель и прочая рыба неплохо берет под крутым лесистым берегом недалеко от его базы. Показав ориентиры, он умчался на снегоходе по каким-то неотложным делам.

Лед, несмотря на конец ноября, был 30 см! Окунь граммов на 100-150 стал довольно активно ловиться под самым берегом на глубине 0,5 м. Иногда стая полосатых отходила, и тогда начинал брать матросик с мизинец и довольно крупный ерш. Рыба покрупнее лучше клевала на кусочек червя.

Однако такая рыбалка нам быстро надоела, и я стал искать рыбу на глубине 4 м. Вскоре ко мне перебрался и Александр. Он тут же поймал довольно увесистую плотву, потом еще одну. У меня плотва не клевала. Я стал сверлить еще лунки, чтобы наткнуться на какое-нибудь донное углубление или бровку, где очень любят обитать стайки плотвы. Вскоре труд мой увенчался успехом. Вот мормышка с двумя нацепленными через середину мотылями дошла до дна. Я немного выждал и медленно, с плавными колебаниями стал поднимать ее. Через десять сантиметров подъема кивок резко тюкнул и задержался в согнутом положении. Я подсек и ощутил приятную тяжесть. Плотва бойко ходила по кругу на леске 0,1 мм, но вскоре вместе с хлынувшей в лунку водой была поднята к поверхности и подхвачена ладонью. Руки мои дрожали от азарта. Вот он, первый стоящий трофей финского озера! По приблизительным прикидкам в серебристой красавице было граммов четыреста. Потом из этой лунки я вынул еще пять плотвиц, но уже раза в два меньшего размера. У Саши тоже с переменным успехом клевала стандартная плотва.

Разведка новых мест

Замечено, что погода в Лапландии зимой не постоянна, в ней прослеживается некоторая цикличность: в течение одного-трех безветренных дней стоят сильные морозы, потом с Балтики идет циклон, и температура значительно повышается, но зато начинают дуть ненужные ветра. Потепление наступает также, как правило, не надолго, потом снова на какое-то время устанавливается морозная погода. И в нашу поездку было так.

На следующий день резко похолодало до – 23. Дождавшись очередного потепления, мы с Александром решили пойти к Эске на рыбалку на лыжах. Но свой маршрут мы начали с реки, полукругом опоясывающей курортную зону Леви. Дальше, соединенные протоками, шли озера, на одном из которых находилась база Эске. Нам хотелось по пути разведать новые рыболовные места.
У нас был план местности, который мы вырвали из рекламного проспекта. Однако он был довольно схематичен, к тому же компас взять забыли. Поэтому мы приняли необходимое нам озеро за другое и сильно углубились в тайгу. К счастью, вдали, в той стороне, где виднелись избы деревеньки, в туманном мареве чернела фигурка рыболова.
— Лось, — сказал Александр и сам себя поправил, — нет, похоже, человек.

Приблизившись, увидели, что финн долбит пешней лед — то ли делает отдушины для рыбы, то ли ставит сети (в лунку почему-то были воткнуты сосновые колья). Умевший говорить по-английски человек объяснил, что это озеро Сирка (в переводе Кузнечик). Очевидно, оно названо так из-за того, что сплошь заросло травой — зеленая, замерзшая осока повсюду торчала на поверхности льда. Объяснив, как протоками выйти к нужному нам озеру, финн снова принялся долбить лед, а мы отправились дальше.
Когда уже отошли, Саша сказал, что у финна все руки в чешуе. Что он делал, так и осталось для нас загадкой, потому что сетей мы не видели.
Примерно через полкилометра встретили старика с ездовой лайкой (на ней были лямки, что-то вроде сбруи). Собака сначала залаяла, но потом стала приветливо тыкаться мордой в ноги. Старик по-английски не говорил, но объяснил знаками, что он ставит мережу (он стоял возле небольшой полыньи, расположенной у частокола, перегораживающего часть протоки). Пожилой финн также дал нам направление на озеро Иммет.

Пройдя по бездорожью прибрежный кустарник, еще одну деревеньку, мы вышли на след снегохода. Все проложенные лыжни и дороги снегоходов были отмечены на плане, и мы через полчаса оказались на берегу незамерзшей быстрой реки. Неподалеку по левую сторону увидели освещенную горнолыжную трассу. В прогале между соснами пробегали по шоссе машины. Тогда мы поняли, что озеро Иммет совсем рядом — по этому шоссе мы возвращались с рыбалки.
Однако уже было 13. 00 по местному времени, и скоро должно было начать смеркаться.
— Похоже, на рыбалку мы опоздали, — заметил я.

На необычный тандем

От нашей избушки ближе всего была речная плотина. К тому же, пойманный накануне голец доказал изложенную мной Александру версию о том, что зимой лососевые держатся у мест наиболее обогащенных кислородом. Но значительно опустившаяся на другой день температура воздуха снова разрушила наши планы: оставшиеся на реке от рыболовов лунки вряд ли можно было разбить топориком.

На следующий день Александр купил ледобур. Непросто было решиться на это человеку, который только осваивал азы ловли, ведь инструмент стоил целых 68 евро. Зато финский, с особой заточкой ножей!

На следующий день начинались соревнования, но я решил пропустить два дня и участвовать только на третий. С Александром договорились, что на обратном пути с соревнований его высадят на шоссе возле озера и он придет ко мне ловить рыбу.

И вот наступил долгожданный день. Термометр на окне избушки показывал — 5. Я посмотрел на вершины деревьев - они застыли, ветра не было. Собрал в рюкзак рыболовные принадлежности и зашагал по направлению к центру Леви, чтобы в спортивном магазине «Сирка» купить путевку. Но в итоге лицензию купил в отеле «Бешеный олень» у администратора. День рыбалки на озере Иммет стоит 10 евро.

В заливе кроме меня никого не было. Я просверлился прямо по старым лункам и стал ловить на мормышку с подсадкой мотыля. Очень скоро поймал несколько плотвичек, но форель не клевала. Спустя час пришел на лед рыболов. Он поприветствовал меня и попросил бур, потом опустил в просверленную лунку тандем блесны и мормышки. На крупный крючок мормышки он насаживал полоску, вырезанную со спины принесенной с собой плотвички. Он очень выразительно продемонстрировал, как нужно готовить насадку, положив на свой мясистый язык мороженное рыбье мясо, грея его во рту.

Я решил, что финн, применявший слишком толстую леску и грубую магазинную мормышку, дилетант в рыбалке, но он вдруг что-то закричал, завозился и сунул руку по локоть в лунку, выхватив из нее примерно килограммовую форель.

Я снова принялся ловить на мормышку, меняя различные насадки. Но плотва вообще перестала клевать. Финн между тем поймал еще одну форель, даже крупнее, чем первая.
Тут я как следует призадумался. Быстро настроил балансир, но поклевок не было. Тогда к нижнему тройнику балансира привязал поводок с мормышкой и финн вырезал мне для насадки полоску со спины плотвички. Однако поводок при движениях балансира все время путался. Я решил, что все же добьюсь успеха при ловле на мормышку, и воткнул удильник балансира над лункой так, чтобы леска находилась в натянутом положении. Для эксперимента насадил на крючок прикрепленной к балансиру мормышки целого червя. Крючок №10 позволял это сделать.
Я ловил и посматривал на воткнутый в снег удильник. Вдруг увидел, что он дергается, но, подбежав и сделав подсечку, тяжести рыбы не почувствовал. Мелькнула мысль: «Форель здесь крупная и реагирует только на крупную насадку». Потом вспомнил, что в финской телевизионной программе все только и делали, что ловили на тандем блесны и мормышки.

«Хорошо», — я поискал в коробочке с рыбацкими принадлежностями подходящую для тандема блесну, но плоской не нашел, а соорудил оснастку из легкого посеребренного «Гвоздика» и прицепленной к нему на поводке бордовой «Козы». Показал все это финну. Тот одобрительно закивал головой, затем подумал и, взяв глаз выловленной форели, посадил его на крючок «Козы». Я отошел, но он позвал меня снова, показал на крючок блесны, схватил финку и быстрым движением вспорол брюхо уже одноглазой рыбы. Оторвав кусочек икры, он подсадил его к моей блесне.
Только оснастка дошла до дна, у меня кто-то стал ее вырывать из рук. Подсек, но безуспешно. Икра на крючке блесны отсутствовала. Я попросил у финна еще насадки. На сей раз он мне дал крупную частичку жира с кишок. Снова плавный спуск ко дну и незамедлительная поклевка. Теперь я был более осторожен и немного подал леску вниз, потом, решив, что рыба успела захватить насадку, подсек. Живую тяжесть почувствовал сразу. И теперь на хорошей леске 0,15 мм я ее вытянул довольно быстро. Килограммовая форель прыгала, извивалась на снегу, а ко мне бежал финн с поздравлениями…