Вся минувшая неделя в столичном регионе прошла под знаком ясной и морозной погоды, что сопровождалось ростом давления значительно выше нормы. Особенно сильным холод был в ночные часы. Данная погодная обстановка для рыбалки стала полезной лишь в том смысле, что еще глубже промерзла под толщей снега вода на льду, поэтому на некоторых водоемах ледовый покров приобрел сплошной, монолитный вид, что облегчает сверление лунок. Однако на большинстве водоемов лед все еще двойной или даже тройной. А вот клев рыбы повсеместно на фоне солнечной, тихой погоды был очень посредственным, причем наблюдался он в определенные часы в течение дня, что требовало от рыболова максимальной отдачи, чтобы продуктивно потратить это короткое время.

На исходе февраля день становится уже длинным, а солнце поднимается высоко и светит очень ярко, причем эффект избытка света намного усиливает прозрачный зимний воздух. На фоне такой внешней обстановки, которую можно назвать жесткой для всего живого, учитывая мощность излучения и широкий ход суточных температур воздуха, рыба в водоемах словно замирает, затаивается – вопреки ожиданию хорошего предвесеннего и весеннего клева, когда в природе все вроде бы должно оживляться, приходить в движение. Вероятно, толстый ледовый покров не служит такой уж непроницаемой преградой для мощного потока солнечного света, поэтому, замечено, что чем ближе весна, тем лучшей рыбалка бывает в темные, пасмурные дни с осадками. При этом не раз приходилось отмечать: чем сильнее с неба льет или заметает мокрым снегом, тем более жадно берет рыбацкие приманки самая крупная рыба, которая водится в данном водоеме. Особенно благосклонно на исходе ледового сезона относятся к ненастью щука, плотва, лещ, крупный окунь. Правда, при затянувшемся ненастном периоде клев всей рыбы постепенно выравнивается и становится стабильным, тогда успешна ловля и судака, и берша, и налима, и синца, и голавля. Однако, когда сейчас длительное время солнечно, то рыболову никак нельзя упустить случающиеся короткие моменты прохождения атмосферных фронтов с облачностью и легкими снегопадами, как это было в середине отчетной недели. Тогда жесткая обстановка как бы смягчается, а изголодавшаяся рыба буквально набрасывается на любой съедобный объект – в эти особые дни среди затяжного бесклевья и явного глухозимья уловы бывают необычайно высокими и трофеи попадаются самые неожиданные.

Итак, как раз строго в середине прошедшей недели обширный антициклон словно был рассечен небольшим атмосферным вихрем со слабым падением давления и осадками в виде крупного, пушистого снега. Рыболовы, которые в эти дни оказались на водоемах, где водится крупная рыба, рассказывали буквально чудеса, поскольку сейчас наблюдается самый тяжелый период глухозимья, когда и мелочь-то поймать непросто. Например, вдруг ожил клев очень крупных плотвы, густеры и подлещика на обширном окском Ланьшинском затоне, где рыба почти не проявляла себя с периода первого льда. При этом вместе с плотвой весом далеко за полкило отмечены поимки нескольких солидных карасей, которые вместе с другой рыбой взяли при ловле на «чертика» без насадки. Также был всплеск хорошего клева и на затоне «Цимлянка» под Серпуховом, где отмечалась активизация судака, берша и окуня, а около протоки случались «выходы» крупной плотвы. На Белопесоцком затоне под Каширой, где нынешней зимой клев стабилен в течение всего сезона, на этот раз тоже были поимки крупных подлещиков, густеры и плотвы, причем рыба по-весеннему ловилась в полводы. И на самой Оке среди недели в определенных местах порадовала клевом мерная белоглазка, попадалось много очень крупного ерша. Однако уже к выходным дням, когда мороз стал наиболее крепким, на Оке и ее затонах и заливах дела резко ухудшились, рыба практически перестала брать – лишь довольно вяло клевала на самые тончайшие снасти разнообразная мелочь, да и то только на течении.

Удручающее впечатление оставило посещение Можайского водохранилища в районе Красновидова в самый морозный и очень солнечный субботний день. Озадачило то, что после подачи даже небольшой порции качественной прикормки найденная с немалыми трудами рыба сразу же исчезала в неизвестном направлении, а под лунками на малых и больших глубинах в невероятных количествах собирался очень мелкий ерш, который мгновенно садился на крючок с мотылем и на мормышку без насадки. Создается впечатление, что при таком всплеске популяции ерша на Можайке здесь теперь никак нельзя использовать прикормку с кормовым мотылем в ее составе. На сей раз клев все же начался, но уже во второй половине дня, когда ерши, видимо, съели всего мотыля на дне: на глубинах 3-6 метров стала неплохо брать мерная плотва, но и она через пару часов почти перестала ловиться, когда из-за горизонта показалась полная луна. Что касается рыбалки на глубинах 8-12 метров с ориентацией на леща, то здесь в прошедшие выходные дни очень вяло клевал лишь подлещик весом до 150 граммов. Следует отметить начало хорошего клева уклейки на Можайском водохранилище – значительные уловы этой рыбки уже случались под Троицей. Думается, дела на этом водоеме в дальнейшем пойдут лучше, что обусловлено началом интенсивного сброса воды – за короткое время уровень тут упал более чем на два метра.

На разных участках Рузского водохранилища, где уровень понизился почти на четыре метра, подлещик и лещ клюют как и прежде плохо, а плотва хорошо проявила себя только в середине недели – на фоне короткого смягчения погоды. Ловилась она довольно глубоко – в основном на уровне 6-8 метров. В выходные дни клев плотвы и окуня был посредственным и в Акатово, и в Щербинке, и в Курово, и в Глазово, при этом рыба сносно начинала брать на тонкие снасти где-то в середине дня, но затем рыбалка постепенно ухудшалась.

На Озернинском водохранилище, напротив, всю неделю в прибрежной полосе брали лишь некрупные окунь и плотва, причем клев был довольно нестабильным. Зато в середине отчетного срока был отмечен всплеск активности крупного подлещика, часто попадались настоящие лещи весом до полутора килограммов. Наиболее успешной рыбалка была в русловой зоне большого плеса около моста через водоем.

На Угличском водохранилище ледовая обстановка постоянно ухудшается из-за усиленного течения в результате постоянного сброса воды. Сейчас уровень водоема понизился почти на два метра, а лед полностью сошел вплоть до Белого Городка: на акватории, расположенной ниже по течению, во многих местах воду прикрывает лишь толстый слой смерзшегося снега, что делает рыбалку в русловой зоне очень опасной. По этой причине многие рыболовы пытаются ловить на прибрежных поливах, в зонах ослабленного течения, где глубина не превышает четырех метров. Однако здесь клев пока очень плохой, даже мелочи – рыба явно еще не покинула места зимовок и не тронулась на мелководья и в притоки, что произойдет, вероятно, при дальнейшем снижении уровня воды.
На многих прудах Подмосковья глухозимье, кажется, вошло в самую суровую фазу – трудно поймать даже малявку. Однако есть водоемы подобного типа, где и сейчас можно рассчитывать на успешную ловлю некрупных плотвы и окуня. В качестве характерного примера благополучного пруда вновь приходится назвать большой водоем с плотиной у с.Лобаново (слева от Каширское шоссе). Здесь, невзирая на мороз и яркое солнце, на глубинах 3-5 метров стабильно клевали плотва и окунь весом около 100 граммов, изредка крупнее. Лучше ловить на «чертика» без насадки. 

Что еще почитать