Зимовка в Абхазии

Нынешняя зима оказалась необычайно суровой не только в центральных областях, но и на юге России. Когда в Москве хозяйничали тридцатиградусные крещенские морозы, Краснодарский край буквально завалило снегом. Весь январь сотрудники научной группы «Вальдшнеп», сменяя друг друга, работали в местах зимовок вальдшнепа, чтобы оценить степень опасности такой погоды для зимующих птиц.

 

В начале января в районе Адлера было тепло и солнечно, температура поднималась до +15оС. Первая группа наших сотрудников даже купалась в море. По наблюдениям Р.М. Аношина, температура воздуха в приморской части до 11 января не опускалась ниже +8оС. В курортном поселке Красная Поляна, на высоте более 600 м над уровнем моря, встречался снег, в понижениях почва была подморожена. В прошлом году в это время здесь было около двух метров снега. Весь вальдшнеп в такую погоду рассредоточился по горным склонам. Погода испортилась 12 января, пошли ливневые дожди и похолодало. Еще более сильное похолодание началось с 16 января, когда на побережье обрушился шквалистый ветер, а затем пошел снег с дождем. 21–23 января на землю даже лег снег, и ночью температура падала до –5оС. Днем было около нуля, что крайне редкое явление для зимы здешних мест.

 

Похолодание прижало вальдшнепов к морю. Они держались в Имеретинской бухте на приморских лугах в районе Адлера, близ границы с Абхазией. Здесь днем они встречались по заросшим бурьяном и чернолесьем канавам, в зарослях бамбука и ежевичниках. Поднимали их даже на местном кладбище. По вечерам они вылетали на ночную кормежку на огороды, посевы озимых и редиски. Некоторых удавалось обнаружить на открытых местах по берегам мелиоративных канав. В благоприятные дождливые ночи удавалось увидеть до 15 вальдшнепов. Подчас они здесь встречались у луж вместе с бекасами и гаршнепами. Но когда начало подмораживать и ночью, число встреч упало до трех. Возможно, часть птиц просто не вылетала на поля, отсиживаясь в местах дневок, но не исключено, что большая их часть переместилась южнее – в Абхазию. Туда, вслед за ними переехали и мы.

На пограничном посту у реки Псоу нас уже встречали наши коллеги – директор Пицунда-Мюссерского государственного заповедника Абхазии Геннадий Малия и молодой орнитолог заповедника Александр Шавлохов. Сегодня, 25 января, когда в столице Кубани Краснодаре –16оС, Новороссийск завален снегом, а от Туапсе до Сочи прочно лег снежный покров, здесь, в приморской Пицунде тепло (+4+6оС) и пасмурно. На следующий день еще более потеплело и пошел дождь. Вальдшнепиная погода! Так и кажется, что это не середина зимы, а самый настоящий апрель.

Гостеприимные абхазские хозяева Константин и Людмила – родители Александра, поселили нас на втором этаже своего уютного дома с видом на мандариновый сад и горы. Дождь не прекращается, но надо идти в угодья. Поднимаемся по горному ущелью, где вальдшнепы скрываются днем. Здесь – прекрасные места дневок для лесного кулика – грабовые, дубовые и буковые рощи, заросли ежевики, орешника. Склоны оврагов, по дну которых текут ручьи с кристально-чистой водой, поросли рододендроном. Уже распускаются подснежники и цикламены, тут и там кустики цветущего морозника. И здесь находим вальдшнепов. Александр показывает место, где несколько дней назад он из-под одного куста поднял сразу двадцать вальдшнепов!

Дождь льет и льет, не давая возможности вволю фотографировать уникальные пейзажи. Ночью идем кольцевать вальдшнепов. В сумерках они спускаются с гор и летят через нашу деревню на луга Лзинской низменности. Это уникальное для Абхазии место служит в периоды похолоданий местом массовой концентрации уток, лысух и гусей. Зимой оно заливается водой и здесь образуются обширные мелководья – настоящий рай для водоплавающих! Сейчас, когда в Турции внезапно ударили морозы, и резко похолодало на юге России, вся птица сконцентрировалась в Абхазии. Эта субтропическая страна является более благоприятной в качестве зимовочных стаций для перелетных птиц, нежели более суровая и гористая Грузия.

Идем через промокшие мандариновые плантации. Здесь, кстати, вальдшнепы также частые гости. Но вот и приморские луга. Незалитые водой сенокосы и пастбища сейчас буквально пропитаны водой. Тут и там в свет фары попадают кормящиеся бекасы, лысухи, пастушки. Утки, в основном кряквы и чирки-свистунки, кормятся прямо на земле у луж. Вот здесь-то и были обнаружены вальдшнепы! За 3 часа ночного обследования с помощью прожектора обнаружили 28 лесных куликов, трех из которых удалось поймать и окольцевать. Для Александра это был первый «тренировочный» отлов. Конечно, были и промахи, и досадные вспугивания птиц при неаккуратном подходе. Но уже стало ясно, что в Абхазии появился специалист по отлову вальдшнепа и его изучению. В ходе нашей экспедиции на базе Пицунда-Мюссерского заповедника была сформирована группа по регулярному мониторингу за зимующими и пролетными вальдшнепами и их массовому кольцеванию. Основные работы впереди: ведь пик пролета здесь, в Абхазии, по данным заповедника, наблюдается дважды в год – весной в марте и начале апреля и осенью – в ноябре. Не менее интересно и кольцевание вальдшнепов, постоянно зимующих в Абхазии. Ведь большинство их летит весной на размножение к нам, в Россию.

– Была ли эта зимовка экстремальной для вальдшнепа в Абхазии? – спрашиваем Александра.

– Нет, у нас вальдшнепа было много, снега и морозов не было, а дожди и температура воздуха около +8оС – самая благоприятная погода для него.

– Существует ли угроза распространения птичьего гриппа в Абхазии?

– Несмотря на то что в этом году у нас была закрыта охота на перелетных птиц, случаев птичьего гриппа обнаружено не было. Мы регулярно отбираем пробы и проводим соответствующие анализы. Знаю, что в Краснодарском крае в этих целях зимой отстреляли сотни водоплавающих птиц и птичьего гриппа у них также не обнаружили. Вальдшнеп же вообще не контактирует никоим образом ни с дикими, ни с домашними водоплавающими птицами и опасности как источник заражения не представляет.