Гимн рыбалке 24

Oднажды уважаемый мной человек, уже в годах, увидев меня, «навьюченного» рюкзаком, палаткой, с удочками и в резиновых сапогах, сочувственно сказал:

– Какая нужда заставляет тебя так мучиться? Неужели так уж нужна тебе эта рыба? Да сходи в магазин, купи себе рыбы сколько надо. Дешевле обойдется и без хлопот.

Мне жаль стало этого человека. Не стал я его ни в чем переубеждать. Чувствовал, что это бесполезно. Никогда не понять ему радости общения с природой, не почувствовать всю прелесть рыбалки, не пережить рыбацкое счастье.

Ну, а настоящие рыбаки, уверен, меня понимают. Любой из них согласится со мной, что нет ничего прекраснее рыбалки – этого увлекательного и активного вида отдыха. Невозможно передать словами чувства, когда встречаешь рассвет у задумчивой глади сонной реки или озера, дышишь свежим бодрящим утренним воздухом. Или когда выплываешь на лодке в укутанное легкой туманной дымкой озеро, раскинешь удочки и в трепетном волнении наблюдаешь за поплавками, ожидая первой поклевки.

Особо следует сказать о рыбалке с ночевкой. Разве можно забыть вечер у костра, над которым в котелке варится уха из только что пойманной рыбы! Сколько задушевных разговоров, разных рыбацких баек можно услышать в такие вечера у костра! Свежий чистый воздух придает бодрости, близкое общение с живой природой повышает настроение.

Благотворно влияет рыбалка и на здоровье. Я знаю немало людей преклонного возраста, которые небезосновательно утверждают, что сохранили свое здоровье и продлили жизнь только благодаря рыбалке. Многие из них даже на девятом десятке лет продолжают ездить на рыбалку. Как тут не вспомнить о надписи на древних ассирийских плитах, обнаруженных археологами: «Боги не засчитывают в срок жизни время, проведенное на рыбной ловле». Ибо доказано, что регулярное пребывание человека у воды благотворно сказывается на его здоровье.

Так, известный кардиолог академик А. Мясников утверждает, что у человека, находящегося вблизи реки, озера или пруда, пульс на 5-7 ударов меньше, а легочная вентиляция возрастает на 12-15 процентов. И не зря, значит, врачи рекомендуют заняться рыбалкой тем людям, которые страдают истощением нервной системы, бессонницей и повышенным кровяным давлением. И совсем не случайно в некоторых санаториях врачи в обязательном порядке предписывают клиентам зимой так называемую «ледотерапию» – посидеть над лункой с зимней удочкой, а летом – побыть на берегу опять же с удочкой в руках.

Помню, как в годы службы в армии после очередной диспансеризации военный врач записал в качестве рекомендации в моей медицинской книжке: «Чаще выезжать на рыбалку». Прочитав это, я вначале с возмущением подумал, что врач издевательски пошутил, узнав из беседы со мной о моем рыбацком пристрастии. Но он вполне серьезно подтвердил, что рекомендует чаще выезжать на рыбалку. А через некоторое время, поехав с группой рыболовов из военно-охотничьего общества порыбачить на одно из подмосковных водохранилищ, я в одном из рыбаков узнал того самого врача. Разговорились. Оказалось, он сам заядлый рыболов. Я напомнил ему о той записи в медицинской книжке.

– А вы разве не согласны со мной? – спросил он с улыбкой и добавил, – Наш главный улов – не рыба, а здоровье.

Согласитесь, трудно возразить что-либо против этого. И ошибаются те, кто думает, что рыбаки едут за сотни верст исключительно за рыбой. Скажи так истинному рыболову-любителю – и он может обидеться. Нет, рыбаки едут не за рыбой, а на РЫБАЛКУ. Я не имею в виду хапуг-браконьеров, к которым, полагаю, надо применять самые жесткие карательные меры.

Рыбу при желании действительно можно купить в магазине, а на РЫБАЛКЕ человек испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие, переживает радостные, незабываемые мгновения единоборства с крупной рыбой. Здесь он как бы отключается от всех земных, домашних, бытовых забот и хлопот, от повседневной суеты и разных житейских передряг, общается с живой природой, отдыхает морально и психологически.

Помнится, после одной из рыбалок предложил я знакомому рыболову взять у меня часть рыбы, чтобы он вернулся домой с более солидным «уловом», так как он поймал тогда мало. И что вы думаете? Мой знакомый даже обиделся за эти мои слова. Сказал, что он приехал не за рыбой, а ПОРЫБАЧИТЬ. А мне самому стало как-то неловко за свое предложение.

Иногда можно слышать, что рыбалка – это своего рода болезнь. Если это так, то я хотел бы только одного: чтобы как можно больше людей заразились этой болезнью и не излечились от нее никогда. Ибо уверен: каждый из «заболевших» рыбалкой будет всю жизнь благодарен ей за ту тихую и светлую радость, которую доставляет она человеку с удочкой в руках. Он всегда будет счастлив уже от того, что вырвался к реке, к озеру, пруду.

Казалось бы, простая, немудреная снасть – удочка. Но возьмешь ее в руки – и сколько разных эмоций сразу охватывают рыбацкую душу! Невольно испытываешь и блаженное чувство покоя на душе, и восторг. И теплеют глаза рыбака, а счастливая, забытая с детства улыбка светится на его лице.

И все-таки предвижу, как кто-либо из упертых скептиков, прочитав это, изречет равнодушно: подумаешь, мол, рыбалка, нашли чем заняться. Что ж, если мои доводы оказались недостаточно убедительными, призываю на помощь известных людей, чье авторитетное мнение, думаю, не подлежит сомнению. Послушайте, что они говорят об этой самой рыбалке:

Антон Чехов: «Ловить рыбу удочкой так приятно, что и выразить не могу». «...Я думаю, что многие произведения русской литературы задуманы за рыбной ловлей».

Константин Паустовский: «Любой человек, если он проведет хотя бы один день с удочкой на реке или озере, если он вволю надышится ароматом цветов, услышит пересвист птиц и курлыканье журавлей, увидит в темной воде бронзовый или серебристый блеск крупной рыбы, если он, наконец, почувствует ее упругий бег на тончайшей звенящей леске, будет потом долго вспоминать этот день, как один из самых счастливых дней своей жизни».

Фазиль Искандер: «Удар рыбы, подсечка – и в следующий миг мокрая, сверкающая форель трепыхалась в воздухе. Я перегнул отяжелевшее удилище в сторону берега, и перед моими глазами закачалась леска с гневно трепещущей тяжелой рыбой. От волнения я не сразу поймал ее. Наконец ухватился за нее одной рукой, плотно зажал, чувствуя живой холод ее тела... Я разогнулся, чувствуя, что надо слегка развеяться от слишком большой и потому несколько тошнотворной дозы счастья».

Ефим Пермитин: «Даже крошечный налимчик-«веретешка», пойманный в далеком детстве, не забывается на всю жизнь. Бережно хранит память первые радости юного рыбака. И какой бы толщью не отделяли годы первое биение крови в сердце, пережитую дрожь в ногах при вываживании добычи, бессильны они заслонить мельчайшие подробности события».

Ян Моравек, чешский писатель: «Рыболов терпеливо сидит и ждет, и наслаждается первыми минутами своего счастья. С него достаточно, что он у воды. И если вы его спросите: «Ну что за удовольствие сидеть так целый день на берегу, дрожа от холода, и уходить потом домой ни с чем?» – он ответит вам немного смущенно:

– Главное – я у воды. Я ее вижу и чувствую, вид ее ласкает глаза и радует мое сердце. Это невозможно выразить - это надо почувствовать».

Николай Старшинов: «Счастливые мгновения, минуты, часы, отданные рыбалке, - лучший отдых... Я могу целые сутки сидеть в лодке, не есть, не пить, лишь смотреть на воду и на поплавки. Только были бы иногда поклевки...».

Михаил Пришвин: «Смотреть на поплавок – не значит созерцать природу. Это сложное действие, подобное прицелу из винтовки».

Сергей Аксаков: «Ужение, как и другие охоты, бывает и простою склонностью, и даже сильною страстью».

Василий Белов: «Мы удим, а это значит, мы уже как бы и не мы, мы растворились, сравнялись с вечной природой, произошло то самое слияние с рекой, с кустами и травой, с небом, ветром и питцами, когда забываешь самого себя, Наверное, в этом и есть главная тайная прелесть уженья...».

Иван Бунин: «Люблю под шорох волн рыбацкие напевы».

Федор Шаляпин: «Я,брат, теперь и петь брошу, буду только рыбу ловить. Ведь это черт знает какое удовольствие!».

Николай Крючков: «Лет шести взял я впервые в руки удочку и с тех пор всю свою жизнь не расстаюсь с ней даже на съемках. Говоря откровенно, когда мне предлагают участвовать в кинофильме, меня интересует не только роль – я выясняю, будет ли поблизости съемок какой-нибудь водоем».

Сергей Бондарчук: «Я рыбачил почти всюду, куда ездил».

Игорь Северянин: «Люблю сидеть над озером часами, следя за ворожащим поплавком».

Иван Шмелев: «Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке, видишь смутные камыши, слышишь сонные всплески рыбы, и расходящийся круг воды холодком заливает сердце».

Остап Вишня: «Вы когда-нибудь переживали такое мгновение, когда на ваш крючок «сел» карп? Переживали? Если нет, обязательно переживите, а тогда вам захочется это мгновение пережить еще раз. До боли, до ярости, до крика захочется».

Думается, этих авторитетных высказываний вполне достаточно. Ну и что теперь скажешь, неисправимый и упрямый скептик? Молчишь? Возразить нечего? То-то же.

 

Что еще почитать