Вот сейчас, на пороге начала осеннего сезона охоты за щукой, я сидел и вспоминал самые запомнившиеся поклевки этой хищницы. Принимал ведь ее и за клюющего мелкого окуня, и за коряжку, а раз боролся с воображаемым «сомом», который на поверку оказался щукой, и весьма приличной, но пойманной за бок.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОКЛЕВОК
Очень сложно как-то выделить отдельные типы щучьих поклевок. Очень уж разными они выходят по своей тональности и выраженности.
Вот, например, «удар» – это, по нашим понятиям, вполне конкретное проявление поклевки, которое невозможно не заметить. «Чуть спиннинг не выбила», – говорят спиннингисты. Но ведь удар в колебалку, что ведешь равномерно, и удар в паузе на джиг – очень даже различимы. Но все же, если не вдаваться в такие детали, то можно весьма грубо выделить пять основных типов щучьих поклевок: удар, прижим, тычок, повисание, и как я это называю – поклевка в ход.
С ударом еще все более-менее понятно, пропустить его сложно, и подсечка не замедлит. Чаще всего щука с размаху засекается, особенно если удар пришелся в бок приманки. Удар может произойти при любом положении атакующей хищницы – хоть, как говорится, «в лоб» (это самые сильные удары!), хоть при атаке сзади, когда хищница резко разворачивается.
Сложнее с тычками. В джиге еще ладно – мы ждем эти заветные тычки на паузе, когда только рыба или дно могут поколебать кончик нашего спиннинга. А вот когда ловишь равномерной проводкой на те же вертушки и колебалки – уже сложнее. Ведь на равномерной проводке «тычковать» может и какая-нибудь коряжка, и травинка – отличить ну очень сложно. А ведь и пропустить нежелательно – щука тоже может «тычковать» мягко. Да и корягу сечь как-то неприятно. Я в таких случаях прекращаю подмотку катушкой и плавно «рывкую» спиннингом. А на такой «подсечке» отличить щуку от коряги уже проще. Если все-таки щука – делаю повторную подсечку, если коряга – пытаюсь освободить приманку.
Бывает, щука повисает на крючках и ведет себя до последнего совсем безучастно – как какой-нибудь пассивный судачок, которого тащат с многометровой глубины. Три самые последние щуки прошлого сезона вели себя именно так. Рывковый воблер будто попадал в стену водорослей. Вываживание походило на выкачивание солидного пучка зеленой массы. Самое интересное, что щуки были не самые маленькие: 2200, 1600 и 1300 граммов.
Прижим – это такое жесткое повисание. И если удар – он однократный, то прижим куда более эмоциональный – спиннинг жестко кивает, мы поднимаем удилище вверх, а щука злобно «рывкует». Так клюют очень активные щуки, где-нибудь в период осеннего жора.
Бывает, щука клюет, догоняя приманку, ее положение – сзади, и часто бывает так, что, разогнавшись, щука берет приманку и по инерции идет вперед – мы замечаем это по провису лески. Это поклевка в ход. Часто она остается незамеченной неопытным рыболовом.
БЕЗ ПОКЛЕВКИ
И все бы хорошо, коли все поклевки были такие вот понятные и конкретные. Бывают разные случаи.
Как-то раз напросился ко мне на рыбалку один приятель. Спиннинга в руках до этого он не держал, соответственно, и опыта у него не было. Забрасывать и вести приманку научились мы быстро, и тут встал закономерный вопрос: «А как же будет выглядеть поклевка?»
Признаться, меня сильно утомили тренинги по забросу и проводке, посему, к своему греху, отделался дежурным «клюнет – почувствуешь», и главное, мол – подсечь. Дело было ранней осенью – у щуки жор, еще пару дней назад брала хищница с характерным ударом, думаю, не пропустит.
На том и разошлись по разным берегам речки, договорившись у моста встретиться. Однако в тот день щука клевала плохо, практически вообще не клевала. У меня случился лишь один сход, причем щука взяла, как мне показалось, совсем без поклевки. На что обратил в тот день внимание, так это на частые задевы блесной за, как я полагал, коряги. Уж слишком часто они происходили. Ловля велась действительно в очень сильно закоряженной речке, из разряда «коряг больше, чем воды». Сначала было подумал, что это поклевки, но несколько контрольных подсечек прошли в пустоту, а две – закончились мертвыми зацепами. В итоге «списал» эти частые задевы на низкий уровень воды – коряги вышли как раз на горизонт проводки вертушки и среднезаглубляющегося воблера.
Ни с чем подошел к мосту. А там уже дожидался отчего-то прям-таки сияющий новичок. Причиной хорошего настроения оказались восемь щучек в его рюкзаке, среди которых была одна ощутимо за трешник.
Оказалось, новичок последовал совету по поводу «подсекай!» совсем буквально, он старательно сек спиннингом после каждого подобного тычечка – и не важно было ему, рыба то или коряга. Ну и как результат – оставил в речке новеньких восемь вертушек и один воблер. Зато и улов его был неплох. Щука в тот день клевала слабо, подходила к приманке и била, фактически не раскрывая пасти. Мощная подсечка – и острый тройник находил, за что зацепиться – половина щук была поймана не «в рот».
Другой интересный случай произошел со мной, когда ловил на одной глухой речке на поппер. Над речкой нависали деревья и кустарник, много этого добра было и в воде – веточки-палочки часто цеплялись за крючки поппера. И вот в очередной раз, при рывке, поппер что-то подобное зацепил. Ну я потащил коряжку к берегу. Коряжка преспокойно дошла до берега и в двух метрах от меня выдала «свечку», тут же освободившись от крючка! Таких поклевок еще не было – чаще всего на поппер клюет так, что об этом тут же узнает вся речка – с плюхами, разворотами и т.п. Поппер был все время в поле зрения, вода была спокойна, ни ветерка – но щуку я так и не узнал. И ладно еще поклевка – так я ее протащил двадцать метров, и она безропотно пошла. Потом, правда, не выдержала и чуть не подарила мне инфаркт.
Бывают и такие случаи. Поклевка-то есть, но вот спиннингист обязательно скажет, вытащив такую щуку: «Ух ты, совсем без поклевки взяла». Надо быть ко всему готовым.
ЧЕМ КЛЮЕТ ЩУКА?
Чаще всего, конечно же, пастью. Бывают такие случаи, когда щука не берет приманку «в рот», а будто тюкает ее тихонечко «носом», что отлично видно. Эта картина очень похожа на зимнюю ловлю пассивного окуня, когда он не хватает жадно обманку, а будто бы отгоняет от себя.
Как-то раз в одном небольшом омуте малой речки, впадающей в Волгу, практически на устьевом участке, у меня произошел на джиг отличный удар – как при поклевке сомика килограммов на двадцать. Именно о сомике и подумал, когда подсекал – тяжесть была приличная. После десятиминутного вываживания у берега вместо сома показалась щука килограмма под три с моей джиг-приманкой в... анальном отверстии. Видимо, решила щука, как в той поговорке, «попой скушать», и ведь, что самое интересное – произошла поклевка не на подмотке, а на долгой паузе, где-то секунде на пятой.
Ну а за свою практику приходилось ловить щук за разные места – и за «галстук», и за «щеки», и за хвост, но тот случай особенный.
ПОКЛЕВКИ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ХИЩНИЦЫ
Это нормально – ловить щуку с третьей-четвертой поклевки, особенно если она не успела наколоться. Бывает, щука гоняется за блесной и периодически совершает короткие атаки, но по каким-то причинам не засекается или засекается, но раз на пятый. А бывает, стоит в укрытии – проводишь рядом блесну, атакует, но опять не засекается – и обратно в укрытие. Забрасываешь снова – опять мимо атакует.
Такие вот случаи могут вывести из себя.
В прошлом году был эпизод на речке Кокшаге. Щука вышла за вертушкой прямо под ноги, атаковала в метре от берега, засеклась и сошла. Однако далеко не ушла – осталась стоять в поле зрения. Больше на вертушку не реагировала. Поставил твистер, и щука атаковала снова – с того же места, где осталась стоять после схода – ее видно как на ладони! – снова засеклась и сошла! На меня посмотрела как-то недобро.
Вроде бы и отойти ей от берега – нет, стоит совсем близко, и не взять никак.
Прошу напарника попробовать. У него на спиннинге виброхвост. Что бы вы думали – щука снова атакует, засекается и у берега опять отваливается с крючка! Больше ни на что не реагирует и от берега не отходит. Постояли мы вдвоем, посмотрели на нее, стоящую вроде и близко совсем, да недоступную, и пошли дальше...
Комментарии (0)