Чехонь люблю, люблю за ее упорство и бойкость на тонкой леске, за ароматный жирок и непередаваемый вкус. Потому на следующий день, после того как мне сообщили радостную весть о начавшемся ходе чехони, я решил отправиться на злачные места ее обитания.

Чехонь каждый год почти в одно и то же время начинает свой путь куда-то к самым верхам водохранилища, которые ее влекут. При этом она активно поедает все на своем пути. Поднимается чехонь и вдоль правого, и вдоль левого берега, и по фарватеру, и по мелководным плесам. Она идет по бурлящим потокам, вкладывает огромные усилия и все для одного – ради нереста. Оставить «след», пустить потомство – вот простая цель ее жизни. Она заходит в волжские притоки, поднимается к их верхам, с завидным упорством преодолевает мелководные перекаты. Какая-то ее часть здесь останется, какая-то скатится обратно в Волгу. А рыболовы только и ждут начала грандиозного шествия.

В былые времена по весне все наши рыбаки только одним и занимались, что ловили крупную волжскую чехонь. Донка с резиновым амортизатором, десяток крючков и пенопластовый поплавок – немудреная снасть позволяла им добывать чехонь просто в огромных количествах. На этот праздник жизни выходил посмотреть (и поучаствовать, конечно!) весь город. В периоды самых пиков ее клева приходилось пройти вдоль берега не один километр, чтобы найти хоть один-два метра свободной полосы берега.

В наше время ничего не поменялось: все те же столпотворения страждущих рыболовов на особо лакомых местах, все те же «резинки», да и поплавки, видимо, с тех давних времен и сохранились. По-другому, не как в былые времена, одно: чехонь измельчала и очень внушительно. Сейчас и полукилограммовая чехонь - чуть ли не мировой рекорд. Поймавший такую особь не один день будет ходить  в героях.

Песчаные косы – вот где можно поймать рекордную чехонь. Такие места занимают еще с вечера пятницы и ловят здесь и днем, и ночью, благо чехонь не знает перерывов в клеве, превышающих полчаса-час. Обыкновенная местная снасть – это так называемая «резинка», донка с резиновым амортизатором. Количество крючков каждый рыбак ставит по своей совести, но учитывая запреты, более двух все же не рекомендуется. К слову, принцип «больше крючков – больше рыбы» здесь действительно работает. Не раз приходилось наблюдать, как рыболов за заход снимал с донки до десятка чехоней.

Казалось бы, и все, но без одной важной детали вы ни одной чехони не поймаете. Чехонь – рыба пелагическая, большую часть своей жизни проводит в верхних слоях воды, поэтому солидный поплавок, который будет удерживать крючки в полводы, поможет нам. На конце «резинки» ставится большой груз, его роль часто играют массивные камни, кучами валяющиеся на берегу.

Такая «резинка» забрасывается на максимальное от берега расстояние. Большинство рыбаков ловит «на тягу»: они держат леску в руках и водят ее вправо-влево, играя своими приманками. Поклевка чехони – хоть событие и нередкое, тем не менее всегда захватывающее и неожиданное. Ее хватка сопоставима с ударом изголодавшегося солидного судака.

Но сама ее поклевка – не сигнал к началу вываживания, рыболов слегка подсекает и ждет, когда на остальные его крючки польстится следующая чехонь. А она, как правило, не заставляет себя долго ждать. Убедившись, что на снасть «насело» достаточно рыбы, рыбак начинает вытаскивать, но делает это медленно – хитрый, понимает, что и на движущуюся приманку чехонь возьмет.

Насадка у всех рыбаков одинаковая – как правило, это опарыш. Именно белая личинка является в большинстве случаев самым любимым лакомством нашей чехони. Знал, правда, я одного рыболова, который ловил на простой пенопласт, он сажал на крючки небольшие шарики и не менее удачно ловил крупную чехонь. Попытки ловить «саблю» на червя часто приводили к полному фиаско, потому на червя у нас ловить не рискуют. Был и еще один индивид, который умудрялся ловить чехонь на голый крючок. Он специально, еще по зиме, выискивал в магазинах крупные серебристые крючки и ловил на них без насадки, уж поверьте, не хуже всех.

Клев чехони на косах начинается лишь часов в восемь-девять утра, до этого можно даже и не пытаться. Объяснение простое: чехонь – любительница сильных струй, ждет, когда дадут наконец течение на ГЭС. Как только пойдут первые несмелые струи, начнутся такие же несмелые поклевки чехони. Сначала берет чехонь помельче, затем, когда течение войдет в полную силу, активизируется и подойдет  к берегу крупная чехонь. Клев этой рыбки с небольшими перерывами продолжается весь световой день, лишь ближе к середине дня, когда неслабое весеннее солнце будет «в зените», чехонь начнет капризничать: она будет плескаться, играться на перекате, но на опарыша даже и не взглянет, лишь не успевшая насытиться по утру одиночная чехонька станет бодаться с насадкой. Будьте уверены, это лишь временная блажь, пройдет некоторое время и очередная подошедшая стайка начнет смело атаковать крючки, и все это будет продолжаться до вечера и достигнет своего максимума часов в пять вечера, когда усилится течение. Затем оно начнет затихать, вместе с ним – и клев чехони, но все преобразится часов в одиннадцать вечера – вот тогда и будет ночной клев чехони! Ночная чехонь – это вам не бойкая утренняя, теперь она желает клевать только лишь на неподвижную насадку, поэтому, рыболов, ну-ка, убирай руки от лески, не дергай, поставь лучше звонкий колокольчик и жди – она обязательно клюнет! В ночной ловле есть своя романтика – с этим любой согласится. Бывает, кстати, что самая крупная чехонь берет по ночам.

По ходу ловли будьте осторожны, судаки уже отнерестились – они только и ждут, чтобы сорвать с крючка законно вами пойманную чехонь, так что попытайтесь их опередить – поставьте на дальний крючок снулую тюлечку, а лучше – твистерок (такая ловля у нас очень развита), и судаки пополнят ваш улов.

И совет один. Друзья-рыболовы, весна – праздник жизни не только нашей, но и рыбы, так давайте постараемся, чтобы этот праздник не стал последним ни для нас, ни для рыбы, соблюдайте правила ловли, не берите из Волги больше, чем нужно!

Что еще почитать