Планируются изменения в законе об оружии

Предложения, изложенные в этой статье, касаются в основном продолжающейся кампании о разрешении гражданам России приобретать для целей самообороны нарезное короткоствольное оружие (проект ФЗ № 302993-6). Добиться его трудно, и поэтому в конце 2013 года в ряде регионов России провели мероприятия, посвященные этому.

«РОГ» достаточно подробно информировала о прошедшем 31 октября 2013 г. в Москве II Общероссийском съезде МОО «Право на оружие».
10 декабря 2013 года в Общественной палате РФ состоялось заседание «круглого стола» «Конституционные права граждан на защиту, право на самооборону», а 11 декабря прошли уличные акции с требованием принятия конституционных правок, направленных на закрепление прав граждан на оружие и самооборону в основном законе страны.


На этих мероприятиях, как сообщили СМИ, обсуждались возможные поправки в Конституцию РФ в области права на безопасность, пути реформирования института необходимой самобороны.
Информируя наших читателей о происходящем с сфере законодательства об обороте оружия, обращаем внимание на проект ФЗ № 282023-6, обсуждение которого ожидается на пленарном заседании ГД РФ. Есть надежда, что он изменит положения статей 3 и 13 Федерального закона «Об оружии».


Предлагаются, на первый взгляд, технические поправки. К примеру, абзац 2 пункта 2 статьи 3 изложен в следующей редакции: «1) оружие самообороны: огнестрельное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия».


В действующей редакции прописано: «1) оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия». Разница и открывающиеся возможности видны невооруженным глазом.


Проект предлагает в пунктах 1, 2, 5, 11, 14 статьи 13 заменить «длинноствольное гладкоствольное огнестрельное оружие самообороны» на «огнестрельное оружие самообороны». С принятием этих поправок открывается возможность к оружию самообороны приравнять нарезное короткоствольное оружие (далее — НКО).


Проект ФЗ № 302993-6, также ждущий своей очереди на рассмотрение пленарного заседания ГД РФ, напрямую касается НКО. Он предлагает разрешить приобретение такого оружия при условии владения огнестрельным гладкоствольным оружием более пяти лет. Как уже сказано, этим правом могут воспользоваться законопослушные граждане России, имеющие в собственности гражданское гладкоствольное оружие для целей самообороны, спорта и охоты более пяти лет. По аналогии с гладкоствольным длинноствольным оружием разрешено хранение и запрещено ношение нарезного короткоствольного оружия. По НКО давно кипят страсти, но справедливости ради стоит отметить, что в споре участвуют далеко не все наши соотечественники.


Мнение о вышеназванных проектах у меня уже сложилось. Я их не поддерживаю. И не только как офицер запаса, много лет владеющий боевым оружием, в том числе и НКО, но и как независимый эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе, Считаю, что для безопасности граждан важно не вооружение населения, а улучшение работы сотрудников правоохранительных органов. У них правовых возможностей и оружия для исполнения обязанности по обеспечению безопасности граждан достаточно. Сегодня, особенно после волгоградских террористических актов, необходимо усилить профилактическую и оперативно-розыскную работу. Ведь правоохранители и депутаты ГД РФ знают, что в незаконном владении находится до 12 млн единиц оружия. Вместо того чтобы устраивать проверки законопослушных охотников, нужно больше заниматься выявлением граждан, незаконно владеющих оружием, понуждать их к добровольной сдаче или изымать его.


Кроме того, покупка НКО — это недешевое удовольствие. Депутаты, чиновники, олигархи и другие богатые люди всегда имели и имеют возможность владеть НКО. Поищите информацию в СМИ — и вы будете очень удивлены, узнав, каким оружием награждали (и продолжают награждать) отдельных граждан.


Может, все же продажа НКО выгодна оружейникам-бизнесменам и их лобби? К сожалению, к такому выводу я пришел, когда в прошлом году проанализировал рынок ножей, в том числе подпадающих под категорию холодного оружия. Чтобы завезти ножи в Россию из других стран, используют всевозможные лазейки и даже пересылают их по почте. Конечно, при этом страдает отечественный производитель. Регулярное посещение оружейных выставок убеждает, что на мировом рынке оружия на нашу страну смотрят как на неосвоенное рыночное пространство.


Депутаты на одном из своих последних заседаний, к сожалению, отклонили проект ФЗ № 287006-6, предусматривающий статьи 9, 15–16 Закона «Об оружии». Целью этого проекта являлось правовое регулирование вопросов, связанных с комплектованием коллекций оружия отечественными оружейными музеями. Необходимость принятия такого закона обусловлена тем, что за последние годы в музейной практике возникли трудности с приобретением экспонатов. В коллекциях видны значительные пробелы по отдельным видам оружия. Музеям зачастую приходится тратить значительные средства на поиск и приобретение уже снятого с производства оружия. Проект же предоставляет им право приобретать все виды, типы и модели оружия, а его производителям передавать и дарить их музеям для включения в государственную часть музейного фонда Российской Федерации, в том числе за счет увеличения срока действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему для юридических лиц до пяти лет, а также расширение перечня случаев приобретения оружия без лицензии. Как и многие любители оружия, я надеюсь, что работа над этим вопросом будет продолжена.


10 декабря депутаты ГД РФ одобрили в первом чтении проект ФЗ № «Об оружии». Он был подготовлен во исполнение Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 16-П «По делу о проверке конституционности положения части 10 статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина» и предусматривал установление срока действия запрета на приобретение огнестрельного (в том числе нарезного) оружия гражданами, совершившими административные правонарушения против общественного порядка и общественной безопасности, установленного порядка управления либо правонарушения, связанных с нарушением правил охоты или незаконным оборотом наркотиков.


Проект предлагает в часть 20 статьи 13 внести следующие изменения:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, имеющим снятую или погашенную судимость за совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление с применением оружия» (здесь и далее выделено мной. — Авт.);
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию».


Думаю, большинство охотников- любителей согласятся с этими планируемыми изменениями закона об оружии.

Что еще почитать