Технологии гор и спорта

Для отечественных потребителей значение утилитарных снегоходов трудно переоценить. Без этих «рабочих лошадок» у нас вообще никакого снегоходного рынка в принципе не существовало бы.

Тем не менее нельзя сбрасывать со счетов, недооценивая спортивные машины и так называемые кроссоверы и «горники».

Да, их в нашей стране в разы покупают меньше. Однако именно на спортивных «зажигалках» и горных снегоходах обкатываются и внедряются в жизнь новейшие технологии и конструкторские решения. И только потом они появляются на утилитарных машинах.


Американская компания Polaris, занимаясь традиционно ежегодной модернизацией своих аппаратов, никогда не скупится на внедрение множества обновлений и последних современных технологий. Хотя в этом году туристические и утилитарные снегоходы на платформе IQ в целом остались без изменений, но если говорить о всей модельной линейке, то смело констатируем: янки отлично поработали, подготавливаясь к грядущему сезону 2013 года, и четко обозначили тренд развития своих снегоходов на будущее, выпустив абсолютно новую модель Polaris Indy 600 и кардинально переработанный «горник» 800 PRO-RMK 155.


Впрочем, стоит вспомнить, что когда-то у Polaris был уже снегоход под названием Indy. Этот аппарат в 80-х годах прошлого столетия завоевал статус культового снегохода. На нем впервые, как на серийную машину, была установлена оригинальная независимая подвеска лыж IFS. Модель TX-L Indy долгое время удерживала лидерство на рынке в сегменте любительских спортивных снегоходов. И именно тогда был заложен фундамент современной концепции компании под названием Terrain Domination. Возвращая на рынок Indy, естественно, в современном техническом прочтении, Polaris нацелен на возвращение титула лидера среди кросс-кантрийных снегоходов, выпускающихся серийно для фанатов яростного отжига по подготовленным трассам.

В стандартную комплектацию Indy SP входит: электростартер, лыжи Pro-Steer с увеличенным коньком, высокая проставка руля, J-образные ручки. 
 
Эргономика до миллиметра «заточена» под активный драйв. Высокий руль, узкое и короткое сиденье (ох, как же удобно с коротким сиденьем переносить ногу с одной стороны на другую), в меру широкие подножки (настоящее произведение искусства мастера-фрезеровщика)… короче, этот снегоход создан для наслаждения от драйва. 


Так уж получилось, но впервые мне посчастливилось опробовать Polaris Indy 600 SP (за буквами SP «скрывается» расширенная комплектация базовой версии Indy 600) не на разбитой финской трассе, не на кроссовой «гребенке» спортивного кольца и даже не на малоснежных, укатанных дорожках Подмосковья. В Хибины, занесенные по самые верхушки, – вот куда угадил тестовый Indy 600 SP вместе с немногочисленным отрядом (всего-то 5 человек) отечественных журналистов. Забегая вперед скажу, что нам на растерзание дали еще несколько Polaris 800 PRO-RMK 155 из 2013 модельного года. Естественно, они были фаворитами по cтепени внимания к себе. Indy 600 SP поначалу журналисты особо не жаловали, так как резонно рассуждали, мол, в заметенных межгорных распадах и на крутых склонах с рыхлым покровом глубиной до полутора метров с этим аппаратом будет не езда, а одно мучение. В общем, когда пришла моя очередь пересаживаться на Indy 600 SP, восторг внутри меня не бурлил. На горизонте маячил крутой перевал, а сверху, не переставая, уже с самого утра сыпал снег.


Внатяг мягко дозирую подачу топлива, так как на «горнике» с Indy 600 SP по глубокому «пухляку» пройти не удалось. Гусеница HackSaw (длиной 3073 мм, шириной 381 мм и грунтозацепами высотой 25 мм) принципиально не желала выводить снегоход на плавное глиссирование и перманентно пыталась закопаться, что называется, по «самое не балуйся». Но в какой-то момент (после двух-трех откапываний, с переворачиванием «снежика» вниз по склону) наконец-то мой мозг озарила мысль: черт, подо мной один из самых легких аппаратов (на минуточку, 204 кг) с «бешеным» двухтактным шестикубовым двигателем Cleanfire мощностью 125 л.с., способного вселенную взорвать, не то что какой-то там снег-пух. В общем, «газ в пол» — и никаких сомнений. И пусть подножки загребают белый покров, как бульдозерными ковшами, а сам снегоход по руль (без всяких аллегоричных преувеличений) скрывается под тобой в бездонной пучине холодного пуха. Мощности двигателя с лихвой хватает вытолкнуть аппарат из снежной западни даже на крутом склоне, а за счет узкой и короткой гусеницы он великолепно ложится на боковой курс и отлично маневрирует в лесистом пространстве. Понятно, в глубоком снегу трак Indy 600 SP перманентно склонен зарываться, но за счет активного управления (переноса тела с одной подножки на другую) и мощного мотор с этой проблемой можно успешно бороться. К тому же, есть определенный кайф — обмануть сам снегоход и тех, кто его конструировал. Взять и пройтись на чисто кроссовом «снежике» фрирайдом по нетронутой целине. Тем не менее родные стихии Indy 600: разбитая «укатанка» и подготовленная кроссовая трасса. И здесь никаких компромиссов и половинчатых решений. Indy 600 SP — полноценная «зажигалка» с таким спортивным потенциалом, который далеко не каждый матерый снегоходчик способен будет раскрыть целиком и полностью.


Передние облегченные лыжи Pro-Steer новой формы c высоким и коротким коньком. Такие лыжи облегчают управление, снижая прилагаемое пилотом усилие на руль, и лучше держат «снежик» на заданной траектории в повороте. К слову, лыжами Pro-Steer будут еще оснащаться модели 2013 года из семейств: Rush, Switchback, Adventure и Switchback Assault.


Задняя и передняя подвески Indy 600 SP однозначно ориентированы на жесткий спорт. Впереди полностью регулируемые PRO-RIDE с амортизаторами FOX ходом 229 мм. Задняя подвеска для Indy 600 была создана с нуля и вобрала в себя весь богатейший опыт инженеров Polaris, полученный ими при создании снегоходов для профессионального сноукросса. Ход задней подвески 350 мм (что для короткогусеничного снегохода впечатляет) и опять же полностью регулируемые амортизаторы FOX. Подвеска отрабатывает все кочкари и ухабы с неимоверной продуктивностью. Снегоход не пускается в расколбас после прохождения череды неровностей, на приземлениях не пытается катапультировать своего седока, а на поворотах он послушен как воспитанное дитя. Станет ли новый Indy 600 SP завсегдатаем призовых подиумов любительских гонок по сноукроссу? Мой ответ: «Даже не сомневайтесь!»

Новый Polaris 800 PRO-RMK 155 — вариант для ортодоксального экстремала, которому по большому счету наплевать, как выглядит его аппарат, и готов смириться с некрасивыми кнопочками на руле в пользу технического совершенства. 
Polaris 800 PRO-RMK 155 
Polaris 800 PRO-RMK 155 


Модель горного снегохода 2013 года Polaris 800 PRO-RMK 155 была создана в тесном сотрудничестве заводских инженеров c известным снегоходным фристайл-райдером Крисом Бурандтом. Если говорить очень грубо, то подход к проектированию нового «горника» был таков: «Парни, давайте не будем ничего мудрить. Нам нужен мощный сверхлегкий «горник» без всяких дизайнерских изысков». Cказано — сделано!


Нужны прочные, но с гигантскими отверстиями подножки? Берем кусок алюминия и фрезеруем. Вуаля! Перед нами эталонные по прочности подножки для фрирайда. На них удобно стоять и активно перемещаться по всей длине туннеля. Снег на этих подножках вообще не задерживается. Требуется высокий и крепкий руль? Вписываем любимый экстремалами тюнинговый руль Pro-Taper в базовую комплектацию! Говорите, снегоходные тюнингеры давно научились менять цепь привода на мягкий ремень? Точно, так и сделаем! Ремень не требует обслуживания. Если он даже порвется, то не расколошматит изнутри половину снегохода, как это бывало с цепью. Потом, инерция вращения снизится на 21%. В итоге снегоходом станет еще проще управлять, ну и конечно же существенно уменьшится общий вес машины! Так, а на чем еще можно «срезать» лишний «жирок»? Есть идея! Облегчаем карданный вал и тормозной диск, а чтобы максимально разгрузить передний «клюв» снегохода в пирамидальную конструкцию верхней части рамы, вместо труб из алюминиевого сплава устанавливаем из углеволокна. Конечно, карбоновые элементы в раме вызовут массу сомнений у обычного потребителя по части их прочности и ремонтопригодности. Но инженеры Polaris все просчитали и утверждают, что рама с карбоновыми элементами не только легче, но и прочнее своего стального аналога. Хотя понятно, если случится краш, то алюминиевую трубу и выгнуть можно, а вот если раскрошить карбон — по-любому придется покупать новую запчасть. Что ж, лидерство в индустрии просто так не дается. Американцам же, как ни крути, а удалось- таки довести вес своего нового Polaris 800 PRO-RMK 155 до рекордных 189,1 кг в сухом виде. И, что немаловажно, они умудрились удержать новую модель Polaris 800 PRO-RMK 155 в своем среднем ценовом сегменте, «зарядив» машины высокотехнологичными тюнинговыми штучками по полной программе. Про модель Indy 600 SP также нельзя сказать, мол, она стоит как чугунный мост. Ценник за Indy 600 удержали в пределах 350 000 рублей. Так что технологии тюнингеров горных машин и профессиональных спортсменов, оказывается, могут быть задействованы на серийных снегоходах для обычных пользователей. Через некоторое же время многие из конструкторских «находок», безусловно, появятся на туристических и утилитарных моделях снежных машин.
 

Что еще почитать