Охота с ловчими птицами — это целый пласт древней культуры туркмен.
Ловчая птица украшала походные шатры Огузхана, участвовала в царских охотах сельджукских султанов, была главным героем в десстанах, эпосах и легендах, написанных сотни лет назад.
Множество фактов в мировой истории показывают присутствие в знаковой символике государства образов хищных птиц.
Мудрый Огузхан все свои двадцать четыре тамги — родовые знаки обозначил видами пернатых, пять из которых считались ханскими — это символ беркута, сапсана, кречета, балобана и ястреба.
И вот что интересно — за всю историю человек на охоту брал именно этих ловчих птиц, помогающих в ловле. Они были носителями государственной символики.
Книги, написанные для правителей, описывали национальные виды охот. Глава 19 книги «Ковус-наме» (1081 год) называется «Об охоте». «... Если тебе нравится охота, то бери с собой ловчую птицу и быстроногую тазы. И ты не будешь знать горя и печали».
Философия религиозных учений более конкретна в подходе к описанию ведения охоты с ловчими птицами. Законодательный канон мусульман — шариат — разъясняет необходимые условия дрессировки сокола и собаки и напуска их на охоте. Дозволенные и запретные методы добычи дичи и зверей детально регламентируются согласно исламским нормам бытия.
В произведениях классиков туркменской литературы Азади, Махтумкули Фраги, Сейиди, Зелили часто встречаются образы птиц:
Мы не птицы — он и я,
Знай, владыка бытия
Нас послал в твои края
Испытать тебя, Али!
Сокол с голубем взвились,
Из мечети унеслись
И, летя все выше в высь,
Скрылись в голубой дали!
Махтумкули Фраги. Стих «Голубь»
Поэт Байрам (1871-1925) философски отнесся к своему горю по поводу отлета ловчей птицы:
Зачем судьбу теперь корить?
Зачем теперь мне дальше жить?
Как слезы горя осушить —
Лишился, брат, я ловчей птицы.
Байрам, конечно, ты поэт,
Каких не видел божий свет,
Но и тебе отрады нет —
Лишился, брат, я ловчей птицы.
Процесс соколиной охоты — пример принципов демократии в человеческом общении. Там, вдали от дома, на лоне дикой природы все равны. За общим столом собираются стар и млад, люди разных профессий и рангов, которых объединяет любовь к природе.
В нелегкие дни прошлого в жизни туркменского народа сокол был добытчиком пропитания, а в период мирной и благополучной жизни ловчая птица была помощником в прекрасном времяпрепровождении на охоте.
Наставник многих сокольников у нас, в Туркменистане, 76-летний Аннаман Мовлямов во время Великой Отечественной войны вместе с отцом, занимаясь соколиной охотой, помогал прокормиться многим семьям у себя в ауле.
Он рассказывает, как вечерами к ним в дом приходили дети, в семьи которых он отдавал дичь. Они приносили кусочками мясо для птиц. Дети просили покормить мясом сокола, чтобы он и завтра мог поохотиться.
Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее — так говорили наши предки. Древность туркменской школы воспитания ловчей птицы была гарантией ее подлинности, в силу чего она сохранилась в природной истинности.
Традиция наших предков — охота с ловчими птицами не стала теорией, она имеет практическое воплощение в жизни нашего народа, который сегодня может созерцать и гордиться своим искусством.