Полная загрузка

За долгие годы увлечения пешим туризмом мне «посчастливилось» перепробовать множество разных рюкзаков. В прошлых походах ни один заплечный мешок не мог обеспечить полного комфорта. И только совсем недавно удалось найти для себя эталон.

Рюкзак является, пожалуй, самым важным компонентом снаряжения туриста и охотника в случае, когда требуется переносить груз на более или менее значительные расстояния. Его выбор требует очень тщательного подхода. Недостаточно просто прийти в магазин, торгующий туристическим снаряжением, и взять вещмешок, который вам понравился камуфляжем, формой или модной фирмой-производителем. Гораздо важнее обратить внимание на конструкцию и детали рюкзака, которые обеспечат надежность и комфорт в походе. Согласитесь, плечи в синяках, натертая поясница и усталая спина доставят мало радости, а оторванные лямки и вовсе могут послужить срывом всего мероприятия.
Разнообразие рюкзаков велико, все зависит от их назначения. Они бывают разного объема, который, как правило, измеряется в литрах. Те, что до 30 литров, принято считать однодневными. От 60 до 100 литров позиционируются как экспедиционные многодневные. Между этими категориями существуют рюкзаки от 30 до 60 литров, их иногда называют трехдневниками. Исходя из моего опыта, они наиболее универсальные, так как их можно использовать как для ПВД (поход выходного дня), так и для недельной автономки, при правильном подборе снаряжения.


Если говорить о материале, то для изготовления рюкзаков используют брезент, авизент, нейлон и другие ткани. Я знаю, что во время эксплуатации мой заплечный мешок будет подвергаться сильным нагрузкам. Вместе со мной он будет пробираться через бурелом в тайге, тереться о камни в горах, держать удар ледяного дождя и пройдет еще тысячу испытаний матушки-природы. Поэтому ткань, из которой изготовлен рюкзак, должна быть устойчивой к истиранию, прочной на разрыв, оставаться гибкой при низких температурах, быть непромокаемой и легкой. Всем этим требованиям отвечает ткань кордура. Также при выборе я уделяю внимание качеству фурнитуры — молнии, фастексы, трехщелевки и т.п. Все они должны быть прочными и надежными.


КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД

Сегодня на рынке представлено множество рюкзаков в стиле «милитари», с нашитыми по всей площади стропами с ячейками для внешней навески всевозможных подсумков. Эта система хорошо работает для военных, так как они могут быстро менять компоновку снаряжения в зависимости от поставленной задачи. Но мне эти излишества ни к чему. Стропы, швы ячеек и подсумки с креплениями сильно увеличивают вес рюкзака, который и без того будет немало весить при загрузке. К тому же все эти навесы здорово цепляются за сучки при проходе через захламленные участки леса.


Выбрать форму рюкзака среди представленного многообразия задача не из простых. Они бывают с верхней, фронтальной и комбинированной загрузкой. Бывают с многочисленными карманами и без них. Как и во многих других вещах, я пользуюсь простым правилом — чем проще конструкция, тем меньше шансов, что что-то сломается при использовании. Я отдаю предпочтение рюкзаку в форме мешка с верхней загрузкой и минимальным количеством карманов или вовсе без них. Карманы добавляют вес и имеют свойства отрываться, а это грозит потерей снаряжения. Неплохо, если он будет иметь возможность крепления снаряжения снаружи, если в какой-то момент не будет хватать его внутреннего объема.

ДЕРЖИМ ВЕС
Неважно, какой расцветки, какого стиля и какой формы вы выберете рюкзак, но он не будет эффективно «работать», если нет правильного каркаса. Его задача состоит в том, чтобы совместно с поясом снять нагрузку с плеч и спины и перенести ее на ноги. Каркас может быть выполнен в виде отдельной грузовой рамы с прикрепляющимся к ней мешком или в виде направляющих, встроенных в спинку. Грузовая рама, как правило, используется на рюкзаках большого объема при значительном весе переносимого груза. Направляющие имеют меньший вес по сравнению с рамой и применяются на мешках объемом от 30 до 60 литров, позволяя переносить грузы до 30 кг с высоким уровнем комфорта.
Направляющие представляют собой две изогнутые алюминиевые полоски несколько сантиметров шириной и длиной, равной длине вашего торса, которые вставляются в специальные карманы в спинке. Если направляющие будут короче вашего торса, они не смогут эффективно снять нагрузку с плеч и передать ее на ноги.


Другой неотъемлемой частью рюкзака являются плечевые лямки. Многие люди ошибочно считают, что во время эксплуатации лямки держат весь груз на себе. Однако при правильном использовании этого быть не должно. В процессе «ходьбы под рюкзаком» плечевые лямки не должны быть нагружены, а должны лишь поддерживать заплечный груз от отклонений по осям. Поддержку всего веса выполняют направляющие и пояс, которые переносят вес на ноги. Поэтому совсем не обязательно, чтобы плечевые лямки были слишком широкими и супермягкими, с воздушной


сеткой на основании. Слишком широкие лямки неудобно сядут на плечах, излишняя мягкость скажется на плотном прилегании лямок к плечам, а в сетку будет забиваться мелкий лесной мусор и колоть плечи. Хорошо если на лямках будет присутствовать ремешок грудной стяжки, чтобы они не раздвигались в стороны при ходьбе. Еще нужно, чтобы лямки были надежно пришиты к основанию, так как именно за них поднимается нагруженный мешок и надевается на спину.


Очень важно, чтобы рюкзак имел правильный пояс, это не просто ремень на талии, а важный элемент конструкции, который помогает снять нагрузку с плеч и перенаправить ее на ноги — самую мощную часть нашего тела. Пояс должен быть достаточной длины и ширины, чтобы полностью плотно обхватить талию. Исходя из своего опыта прошлых походов могу сказать, что внутренняя сторона пояса, прилегающая к талии, ни в коем случае не должна быть изготовлена из воздушной сетки, так как в нее забивается мелкий мусор, который натирает талию во время движения при застегнутом ремне. Очень удобно, когда затяжка ремня передней пряжки пояса регулируется движением вперед, а не назад. Это позволяет одним движением затянуть пояс на талии до нужной степени даже на ходу.

ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
Помимо важных ключевых признаков правильного рюкзака, описанных выше, есть некоторые дополнительные детали, которые могут сделать переноску грузов еще комфортнее. Очень хорошо, если на спинке по бокам располагаются две продольные подушки поддержки спины с каналом вдоль позвоночника. Этот канал является «трубой» для эффективного отвода излишнего тепла и пота от спины во время интенсивного движения.


Удобно, когда на внешней стороне пояса размещаются небольшие карманы или точки для их крепления. Это нужно для того, чтобы у вас под рукой всегда были навигатор, телефон, компас и другие мелочи, которые можно достать на ходу, поскольку с надетым рюкзаком пользоваться карманами на одежде не всегда удобно.


Многие современные рюкзаки позволяют разместить во внутреннем отделении гидратор питьевой системы или мягкую пластиковую флягу с питьевым шлангом, пропущенным через отверстие в верхней части рюкзака и закрепленным на плечевой лямке. Использование питьевой системы во время движения намного удобнее обычных фляг или бутылок, поскольку можно экономно расходовать воду, руки остаются свободными и не нужно останавливаться и доставать флягу или бутылку с водой. Также из дополнительных деталей, которые повышают общую комфортность вещмешка, хотелось бы отметить регулировки пояса — верхние и нижние дельта ремни и ремни плечевого подъема, размещенные на плечевых лямках. Эти регулировки позволяют более точно «посадить» рюкзак по фигуре. Регулировки на поясе позволяют приблизить центр тяжести груза ближе к телу. Настройки плечевого подъема отвечают за хороший баланс рюкзака на спине.


После выбора подходящего рюкзака неплохо было бы опробовать его в полевых условиях. Все начинается с загрузки снаряжения. Основной принцип здесь такой — тяжелые вещи должны располагаться в средней части и ближе к спине. Если загрузить тяжелые вещи на дно, центр тяжести будет смещен и рюкзак будет излишне сильно тянуть вниз. Если загрузить тяжелые вещи слишком высоко, он будет неустойчив. Старайтесь загружать мягкие вещи ближе к спинке таким образом, чтобы они образовывали мягкую плоскую подушку, Разумеется, острые и жесткие части снаряжения не должны упираться в спинку.


Загруженный снаряжением рюкзак может быть весьма значительного веса. Его надевание самостоятельно может доставить некоторые сложности. Для того чтобы надеть тяжелый рюкзак без лишнего напряжения, сначала ослабьте все регулировочные пряжки плечевых лямок и пояса. Возьмите его двумя руками за плечевые лямки и поставьте себе на бедро. Затем резким движением полностью просуньте одну руку в плечевую лямку. Затем вторую руку. Подтяните плечевые лямки, чтобы пояс рюкзака был на уровне талии, и очень плотно затяните его. Следите за тем, чтобы под пояс не попали складки одежды. После того как вы почувствуете, что вес рюкзака держится на поясе, немного подтяните плечевые лямки, чтобы он выровнялся по спине. Чтобы он не отклонялся назад, подтяните ремешки плечевого подъема вперед. Если вы свободно сможете поднимать руки вверх и не чувствовать нагрузки на плечах, значит лямки отрегулированы правильно. Если нет, плотнее затяните пояс выше на талии и ослабьте плечевые лямки.
Надеюсь, что мои советы по выбору правильного рюкзака кому-нибудь пригодятся, и вы обретете «надежного друга», проверенного походной жизнью.

Что еще почитать