Началось все с того, что мой племянник уговорил-таки меня взять лицензию на отстрел кабана.
Раньше я такой охотой не занимался. Зверь появился у нас не так давно, но быстро размножился и прижился. Поэтому на его отстрел по решению Министерства природных ресурсов стали выдавать разрешения. И местные охотники потихоньку начали вникать в промысел этого хитрого и осторожного зверя. Кто-то даже завел рабочих зверовых лаек и с успехом добывал кабана с подхода. А кто-то (и их оказалось большинство) предпочел строить небольшие вышки-засидки с прикормочными площадками. Дело это, конечно, хлопотное, но свои результаты приносит. Вот и мой племянник со временем пристрастился к этой охоте.
Как ни странно, но в краевом департаменте охоты без проблем и проволочек утвердили мою заявку. Лицензии там, как правило, разыгрывают по жребию: желающих всегда больше, чем выдаваемых разрешений. Мне повезло с первого раза. А так как заранее к этой охоте я не был готов, то собственную вышку-засидку не построил. Да и привадой не занимался. Поэтому племянник предложил мне воспользоваться одной из его вышек, построенных с отцом...
И вот как-то под вечер раздался телефонный звонок: долгожданная охота назначена. Оставалось быстренько собраться, так как машина должна была заехать за мной через несколько минут.
Понимая, что придется сидеть в засаде почти без движения несколько часов, я оделся потеплее. Все же осень есть осень. В карманах было несколько пулевых и картечных патронов, документы, фонарь — в общем, я был готов. В предвкушении предстоящей охоты, мы покатили на УАЗе в вечерний лес, за три десятка километров. И только к семи вечера я забрался на вышку, сооруженную между тремя близко растущими соснами. Устроившись поудобнее, я внимательно осмотрел сектор обстрела. В принципе меня все устраивало. Племянник укатил караулить зверя на другую засидку.
Рядом с каждой вышкой была насыпана привада — отходы от обработки семян подсолнечника. Запах привлекал кабанов, и они частенько выходили порыться в ароматной подкормке. Без этого трудно рассчитывать на удачную охоту.
Но не только кабаны охочи до дармового корма. Пока не стемнело, лесные пичужки буквально атаковали приваду. Поползни, гаички, синички с писком порхали вокруг. Схватив семечко, они деловито усаживались на веточку и расклевывали драгоценную добычу. В такие моменты, когда вы наблюдаете за жизнью лесных обитателей, вся их жизнь как есть проходит перед вашими глазами…
Через некоторое время стало относительно тихо. Длинные тени поползли по земле, обозначая начало сумерек. Только слабый закатный ветерок шуршал в кронах сосен. Пернатые разлетелись по кустам на ночлег. Лес погрузился в дремоту. Сверху хорошо просматривалась полянка и подходы к приваде. Округа постепенно наполнялась новыми звуками. Вот с ближнего болота подала голос цапля, затем прогавкала потревоженная кем-то косуля. Ночью в лесу невольно испытываешь трепет.
Слух и зрение максимально обостряются. Удивительно, но в отсутствие луны можно разглядеть окрестности. Единственное, что беспокоило меня, так это затекшее от длительного сидения тело. Хотелось подвигаться, разогнать кровь. Но нельзя. Вдруг зверь где-то рядом, на подходе? А подшуметь его — значит, сорвать всю охоту.
Около десяти вечера со стороны болотинки я отчетливо услышал шаги довольно крупного зверя. Кто-то смело шел в моем направлении. Прохлюпав по затопленной, заросшей кустарничком низинке, он остановился, прислушиваясь к ночному лесу. У привады все животные ведут себя очень осторожно.
Я замер, боясь пошевелиться. Пауза затянулась. Мне казалось, что зверь стоит на тропе, прикрывшись зарослями кустов, и изучает обстановку. Но вдруг прямо под своей засидкой я услышал, как зверь с шумом втянул в себя воздух. Он подошел ко мне без малейшего звука! Как? Когда? Я так и не понял. Но меня он не учуял, уловил лишь запах моих следов. И это его, видимо, сильно беспокоило.
Я потихоньку наклонился и посмотрел вниз. Темным пятном он выделялся на фоне пожухлой хвои. Его размеры были внушительны. Кто это? Ясно, что не лось. Но кто? Неужели огромный кабан пожаловал в гости? Вы представляете, как разыгралось мое воображение? Можно недели просидеть в засаде и не увидеть близко зверя. Причин тому много. А тут! Наверное, и правда, сработало правило «на новенького»…
Тем временем зверь, принюхиваясь, сделал пару шагов. Можно стрелять. Я осторожно поднял ружье (с такого расстояния надо умудриться промахнуться) и включил фонарь-подствольник. Мешкать никак нельзя: секунда — и зверя поминай как звали. Рука на спусковом крючке и… В ярком свете фонаря вместо кабана на меня смотрела лобастая морда медведя. От неожиданности мы оба замерли.
Не знаю почему, но присутствие такого опасного зверя меня нисколько не смутило. Наверное, ружье в руках дает чувство защищенности. Встреча вызвала скорее интерес. Несколько секунд мы смотрели друг на друга. Точнее, я смотрел, а косолапый видел только яркий луч фонаря. В этот миг сотни мыслей промчались в голове. С одной стороны, престижно добыть такой трофей и люди перестанут бояться ходить в лес. Да и медведи у нас в степном Алтае никогда не водились.
Это первый мною увиденный зверь. А с другой — охотники знают, чем может обернуться незаконный отстрел крупного животного. В общем, стрелять почему-то этого сильного зверя мне расхотелось, хотя его широкий лоб был на прицеле моей ижевки. С его стороны не было никакой агрессии. Понятно, что если бы он попытался подняться ко мне, то пришлось бы действовать по-другому.
Не знаю почему, но фонарик я выключил (может, это было моей большой ошибкой, но тогда я об этом не подумал). А медведь, к моему удивлению, не убежал, а подошел к приваде и пару минут сопел, чавкал. Затем все стихло. Видимо, подозрение и непонятный луч с неба все же возымели свое действие. А может, мишка засек движение на вышке. Он бесшумно обошел меня по ветру, затем ухнул и убежал. Все-таки он уловил мое присутствие. Судя по размеру, это был молодой медведь трех-четырех лет отроду. Но все равно любой медведь — грозный товарищ. Повстречаться с ним в лесу нос к носу нежелательно.
Беспокоило, что впервые появившийся у нас такой опасный зверь не мигрировал в тайгу, а остался. Зимой его может поднять из берлоги любой лесоруб, лес-то у нас можно проехать на транспорте вдоль и поперек. Тогда медведь может превратиться в шатуна, не знающего пощады.
Вот так закончился мой первый опыт ожидания кабанов на лабазе. Понятно, что свиней в ближайшее время там не будет: медведь своим присутствием всех распугал.
Только на обратном пути, когда раз за разом прокручивал в голове неожиданную встречу с косолапым хищником, я почувствовал запоздалый мандраж.
***
В степной части Алтайского края, где находится наш Угловский район, медведей никогда не было. Поэтому появление косолапого произвело информационный взрыв. Все только и обсуждали, что встречали его средь бела дня то там, то тут, но уже за десятки километров…
Был и у меня опыт встречи с ним во время подготовки к осенней охоте на уток. Правда, я его не видел, только вершинки кустарника выдали тогда присутствие убегающего зверя. Вот как это было.
Мы с друзьями поехали проверить свои угодья. Нужно было посмотреть ранее построенные скрадки и наличие птицы. При подъезде заметили прямо на дороге свежие следы медведя. Они четко выделялись на влажном грунте после недавно прошедшего дождя. Это было неожиданно. А главное, зверь шел туда же, куда направлялись мы.
Поехали дальше, шутили. Но стало не до шуток, когда медведь свернул в сторону островка, куда и мне нужно было идти к своему разливчику. Скорее всего, косолапый решил там устроиться на дневку, кругом-то вода. И как мне быть? Нужно было проверить состояние моего скрадка, может быть, подправить его, ведь на охоте этим заниматься некогда. Уговорить друзей пойти со мной не получилось. Пришлось топать одному. Взял с собой топор. Это конечно же смешно, но хоть как-то успокаивало. Настораживало еще то, что ветерок дул в мою сторону. В таком случае зверю сложнее почуять человека.
По тропе дошел до самого места. И тут неожиданно кто-то ломанулся сквозь кусты буквально метрах в тридцати от меня. Неприятный холодок пробежал по спине. Хотелось бы думать, что это косуля. Но все говорило о том, что это зверь посерьезнее. Лезть в кустарник проверять следы я как-то не решился. Так как выходных следов с островка я не видел, то мои предположения насчет медведя с высокой долей вероятности были верны.
Но откуда же он взялся? Думаю, все просто. Не так давно горела тайга в Красноярском крае. Вот и потянулись вереницы голодных зверей подальше от стихии. В Алтайском крае стали появляться животные ближе к осени. Но к зиме таких встреч уже не было. Звери мигрировали в тайгу — свою родную стихию.
А наш мишаня где-то удачно перезимовал, после чего рванул по ленточному бору в поисках своего звериного счастья. Так и дошел до нашего района к самой границе с Казахстаном. Хотя есть и другие предположения. Кто-то думает, что он забрел из казахстанских таежных предгорий. Но как бы то ни было, а зверь у нас появился. Следы его встречались повсюду. Уходить он никуда не собирался. В лесу давил косуль, лосей (в одном урочище задавил и лосиху-матку, и ее годовалого теленка), побирался на подкормочных площадках для кабанов. Так и дожил до зимы. Интересно, что рядом с сосновым бором, в полях, к осени вызрели зерновые, подошел подсолнечник. Но зверя это почему-то не заинтересовало. Он предпочел хищничать. Хотя всем известно, что на этом деле жира особенно не накопишь.
С выпадением снега стало ясно, что медведь не ушел, а залег где-то в лесной чаще. Было очень тревожно, ведь его могли поднять лесорубы. Успокаивало лишь то, что залег он в пограничной зоне, куда доступ людей все же ограничен. И все обошлось. Перезимовав, мишка остался. Но теперь, в отличие от прошлого года, его видели в конце лета уже жирующего в полях. Так что за вольно пасущихся коров с телятами можно было не беспокоиться: медведь нашел себе хорошую кормовую базу. Да и после встреч с человеком животное сторонилось его, не выказывало агрессии.
Пример тому — мое несостоявшееся «знакомство» с косолапым: он предпочел убежать, едва учуяв запах человека. Ну а дальше, после второй зимовки, зверь исчез совсем. Видимо, надоело ему скитаться одному без подруги. Вот и ушел в только ему известном направлении…