Изображение Измерение деформации пыжей в динамике
Изображение Измерение деформации пыжей в динамике

Измерение деформации пыжей в динамике

Дискуссия на страницах РОГ о деформации пыжей не угасает, и число комментарий приближается к полусотне. Разумеется, у разных людей есть разные точки зрения по этому и по другим вопросам, что вполне естественно. Как известно, в споре рождается истина, а критерий истины – практика.

Попробую немного расширить эту тему, добавив к статическим испытаниям (см. РОГ №10) испытания динамические. Для этой цели было изготовлено устройство, изображённое на рисунке

Испытания проводились следующим образом. Во втулку 3 вставлялись два пыжа-контейнера донцами, направленными навстречу друг другу. Промежуток между пыжами заполнялся жидкостью. В контейнеры вставлялись штоки 6 и 7, а на оба конца втулки 3 надевались разрезные втулки 1 и 5 так, чтобы их края находились вровень со штоками.

При испытании устройство ставилось вертикально на жёсткую поверхность, а сверху на шток падал груз. Измеряя расстояние между втулками до удара и после можно было определить степень деформации «амортизирующей» части пыжей. А измеряя расстояние между концами штоков до и после удара можно было найти степень остаточной деформации пыжей.

Так как капсюль «Жевело» по данным А.Можарова способен создавать давление в гильзе до 42 кгс/см.кв. (41 бар), а площадь внутреннего диаметра гильзы и канала ствола 12 калибра равна 2,96 см.кв., то сила давления составляет 1210 Н (124 кгс).

Под действием такой силы «амортизирующая» часть пыжа сминается до 7 мм, а при 75 барах пыж сминается еще на 1 мм, после чего дальнейшей деформации не происходит. Чтобы сжать пыж на 7 мм, необходима энергия равная 8,5 Дж, а на два пыжа 17 Дж. Поскольку я использовал груз массой 9 кг, то высота падения составила.19 см.

Испытания показали, что при многократных измерениях деформации двух пыжей находились в пределах от 9,5 до 10,5 мм, то есть в среднем 10 мм. Таким образом, эти испытания дают возможность представить, как пыж-контейнер ведёт себя при выстреле.

Итак, при снаряжении патрона порохом «Сокол», завод-изготовитель пороха рекомендует сдавливать порох усилием 10 кгс, что составляет 8% от статической деформации пыжа. При взрыве капсюля «Жевело» деформация составляет 5 мм или 71% от статической деформации, что в сумме даёт 79%.

Начавшееся горение пороха продолжает увеличивать давление в гильзе, продолжая сминать пыж, и к моменту достижения максимума давления 600-650 бар (!), пыж ПОЛНОСТЬЮ СМЯТ. А именно при максимуме давления имеет место и наибольшее ускорение, и наибольшая деформация дроби.

Таким образом, получается, что «амортизирующая» часть пыжа-контейнера не только не полезна, но даже вредна, поскольку, деформируясь, уменьшает плотность заряжания и начальное давление («давление форсирования»). А в то время, когда, действительно, была бы нужна амортизация, то её нет и быть не может, поскольку эта часть пыжа уже сплющена. Так что кроме ПРУЖИНКИ «амортизирующая» часть пыжа-контейнера никакой другой роли играть не может.

Может быть мои эксперименты поставлены неправильно, или выводы не соответствуют опытным данным? Тогда любой желающий может поставить свой эксперимент и доказать правильность своих выводов.

Что еще почитать