Изображение Другими глазами
Изображение Другими глазами

Другими глазами

Купидон — бог любви, он же Эрос, он же Эрот, он же Амур. Казалось бы, что может быть общего между божеством, считающимся порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или сыном Неба и Земли, и охотничьим ружьем?

Любовь во все времена, равно, как и охота, прежде всего, страсть. Амур господствует над нравственным миром людей, владеет сердцами, управляет волей, а разве красивая, удачная охота не делает то же самое? Охота и любовь — два мира, которые могут находить отражение в одном предмете: охотничьем ружье.
Тема эротики на оружии известна ровно с той поры, когда человек сознательно стал украшать оружие. И в наше время мастера из других стран тему эту не забывают. Часто путая эротизм с вульгарностью, покрывают штуцера узлами из женских тел от затыльника до мушки.
Эротика это ведь не только фрагменты обнаженных тел, это еще и сюжетная линия, рассказ, ситуация. Но рассматривая работы иностранных мастеров, чаще натыкаешься на ракурсы и позы. Элементы девичьих тел могут быть перемешаны с элементами автомобилей, самолетов, цветов, птичек, животных.
Сюжет, ежели хочешь, придумай сам. Граверу не до «мелочей».
А что у нас, в России? Есть ли сюжетные
линии у наших граверов? Оказывается, есть, но не многие знают. Почему? Причина проста — ружья, имеющие художественно-эстетическую ценность, до выставок не доезжают. Такие работы, в лучшем случае, остаются только на фотографиях, плакатах и каталогах.

Изображение
 


Что можно увидеть на выставке из называемого по традиции у нас художественным оружием? В основном ружья-медали, чтобы отметить заслуженных людей. Ружья-памятники, посвященные какому-либо значимому для завода или города событию. Ружья-портфолио с ликами героев, директоров, конструкторов. Ружья-мемориальные доски — в честь городов-героев, вечная им слава. Городам, конечно. Ружья-лимпопо, эти не приурочены к датам, событиям и персоналиям. Они приурочены только к коммерческим интересам. Ценность таких ружей обусловлена количеством граммов драгметаллов на квадратный сантиметр площади оружия, умноженным на количество ручных человеко-часов, потраченных на забивание этого богатства в изделие. Не все, конечно, художественные ружья такие, но их много. Иногда слишком много.
Работа заводского гравера оплачивается выше работы художника и дизайнера. Поэтому чаще всего они участия в процессе изготовления оружия, которое уже потом назовут «художественным», и не принимают. А мастеру, опять же, не до мелочей.
Отвлекся. Вернусь к Купидону. В честь бога любви, точнее в честь его трофеев (в какой-то степени малыш с луком и стрелами тоже охотник), появилось ружье «Трофеи Купидона — 2». Его создатели — творческий союз художника, ученика Ильи Глазунова, преподавателя Школы оружейного мастерства при Ижевском механическом заводе — Дениса Никонова, гравера I класса Александра Коробейникова и работников ЦВО-90. Собственно, это не первый их совместный проект. Тема любовной лирики в стиле живописи Франсуа Буше была отражена ранее в ружье «Трофеи Купидона — 1».
Концепция художественного оформления далеко не сразу была одобрена руководством завода, ссылавшегося на отсутствие
«таких» традиций. Но она получилась очень и очень удачной и интересной.
Свидетельство тому — моментальная раскупаемость таких ружей еще на стадии изготовления. Не имея возможности показать свои таланты на ружьях высокого разбора, мастера взяли заводской ИЖ-43. Тщательно отобранные, выхоженные стволы, скрупулезная подгонка всех деталей механизма, все это послужило достаточно приличной базой для воплощения очередного проекта.

 

Изображение ГРАВЕР — НЕПРЕМЕННО ХУДОЖНИК

Далеко не каждый художник владеет граверным искусством, однако каждый гравер должен быть художником. Под этим понимается, что будущий мастер должен развивать в себе наблюдательность и зрительную память. С будущими граверами проводят занятия высококлассные специалисты разных специальностей. В программе их обучения есть рисунок, основы композиции и живопись. Их знакомят с основами металлообработки, инструментальной техники и, разумеется, граверными технологиями. На фото: выпускник Российской академии художеств Денис Никонов проводит занятия по живописи с будущими граверами. Многие ученики подают большие надежды.
ГРАВЕР — НЕПРЕМЕННО ХУДОЖНИК Далеко не каждый художник владеет граверным искусством, однако каждый гравер должен быть художником. Под этим понимается, что будущий мастер должен развивать в себе наблюдательность и зрительную память. С будущими граверами проводят занятия высококлассные специалисты разных специальностей. В программе их обучения есть рисунок, основы композиции и живопись. Их знакомят с основами металлообработки, инструментальной техники и, разумеется, граверными технологиями. На фото: выпускник Российской академии художеств Денис Никонов проводит занятия по живописи с будущими граверами. Многие ученики подают большие надежды. 


Судите сами по фотографиям. От себя добавлю: увлекательный сюжет, объединяющий и любовь и охоту, преисполнен деликатнейшим эротизмом, грамотное композиционное решение, безукоризненное техническое исполнение — разве может это оставить кого-либо равнодушным?
«Ружейная коробка как опера в трех частях, в ней должен быть последовательный рассказ», — говорит Денис.
Вглядитесь: прыткая собака громким лаем распугала уток, и её приходится удерживать, охота не состоялась. На затыльнике лось упал. Потрогал — холодный. Намаялся стрелок, перенервничал, прилег. Но вот барышня подкралась и перышком щекочет нос притомившегося охотника. Явно не просто так. Может, она на что-то надеется? И судя по тому, что парочка амурчиков, отложив луки, держат фазана, дело своё они сделали. И охотник сам стал трофеем Купидона, попав в сети молодой обольстительнице.
А можно сюжеты в другую сторону прочитать: охотник, ища покоя от назойливого предмета своей любви, не дающего поспать даже днем, прихватив ружье и собаку, бежит на охоту (и по сей день многие так делают), разгоняет уток на озере, будит уснувшего лося. Отдыхает по-своему человек. Силы копит. Скоро опять наступит ночь. А там Купидон с Эротом в придачу. Вон они снизу притаились. Фазана ощипывают.
Каков простор для воображения! Разве голая фройляйн или даже их целые связки, растянувшись на холодном австрийском металле, могут рассказать нечто подобное?

Изображение
 


Вот и подумайте — нужен настоящий художник настоящему граверу или нет? Я лично уверен, что нужен! А у нас принято считать каждого мастера по совместительству еще и художником. Отсюда ружья-лимпопо.
«Ни гравер, ни я, как художник, какого-то особого стимула в создании этих ружей и сюжетов не имеем. Мы создаем это исключительно из творческого азарта, да и хочется показать что, несмотря на отсутствие возможности гравировать ружья высокого разбора, мы можем показать результат не хуже законодателей мод в этой области», — вполне справедливо, на мой взгляд, сетует Денис.
Откуда же истоки и мастерства, и творческого азарта? Где люди черпают вдохновение? Где прививают граверам, ложейникам, сборщикам именно творческий подход, любовь к своей профессии, стремление делать не хуже, а лучше Европы? Где помогают сохранять оптимизм и надежду на лучшее, несмотря на мизерные зарплаты. Откуда, в конце концов, приходят люди в ЦВО-90? ЦВО — это цех высоко-художественного оружия! Есть ли еще где-либо целый цех по производству художественного оружия — мне не известно.
Ответ на все вопросы — Школа оружейного мастерства им. Л.Васева.
После революционного развала ижевской граверной школы в 1917 году она была возрождена уже после войны. Васев привнес новый подход к разработке художественного оформления. А именно — многократная прорисовка сюжета в увеличенном виде с последующим уменьшением (это в наше время, благодаря развитию электроники, стало просто и доступно, а тогда…) и художественный поиск лаконичного и выразительного силуэта исходя из натурных набросков. Кстати, он стал первым применять растяжку фона разными по цвету сплавами серебра и золота. Получая плавный переход цвета от почти белого до красного, что хорошо видно на сюжетных восходах и закатах.


Изображение
 


ШОМ — пожалуй, единственное в своем роде учебное заведение, проводящее системное обучение мастеров для оружейной промышленности. Здесь готовят граверов по художественному оформлению оружия, слесарей-сборщиков, ложейников, резчиков по дереву, слесарей по ремонту, контролеров-приемщиков вооружения. Обучение занимает от одного до трех лет.
С 2008 года стали производить набор и обучили уже около 30 ребят с ограниченным слухом.
Для этого преподавателям пришлось выучить специальный язык жестов.
Более того, школа открыта для всех желающих получить оружейную специальность на коммерческой основе. В условиях сжатой (чуть более месяца), но очень насыщенной программы можно приобрести навыки и получить диплом ложейника, гравера, слесаря по ремонту служебного и гражданского оружия. Надо просто прислать запрос в Школу, получить список необходимых для поступления документов и согласовать сроки приезда для обучения. И любой приехавший будет окружен вниманием и заботой в лице всего педсостава и персонально закрепленного мастера-наставника. И проведут по всем цехам, и покажут весь цикл производства. В нашей огромной стране просто катастрофический недостаток мастеров-оружейников. Казалось бы, что мешает приехать, пройти курс обучения и потом открывать свое дело (я ремонт имею в виду)? А мешает неосведомленность. Многие ли знают о такой пока еще доступной и уникальной возможности? В процессе обучения ученики под контролем опытнейших мастеров-наставников производят оружие в разных художественных и ценовых категориях: «Делюкс», «Эксклюзив», «Коллекционное». За вполне приемлемые деньги можно заказать себе ружье с учетом практически любых пожеланий заказчика. В пределах заводского модельного ряда, конечно. Такое ружье не откажет, не подведет. Технологии сборки и изготовления в Школе соблюдаются безукоризненно! Требования к качеству намного жестче, чем в условиях массового производства. А многие ли знают о такой возможности, как заказать ружье, как говорится, для себя любимого?

Изображение ИЖЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ
До революции 1917 года оружейников-граверов обучали на Ижевском Оружейном заводе (сегодня ИЖМАШ). Еще во время строительства завода А.Ф. Дерябин в1808 году организовал при нем школу детей мастеровых и оружейников. 
В 1827 году была учреждена школа арсенальных учеников, где готовили в том числе и граверов.
Школа ружейного мастерства при ИЖМЕХе была образована после Великий Отечественной войны по инициативе Леонарда Васева, выдающегося гравера и педагога. Сегодня эта школа — носитель лучших граверных традиций Ижевска.
ИЖЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ До революции 1917 года оружейников-граверов обучали на Ижевском Оружейном заводе (сегодня ИЖМАШ). Еще во время строительства завода А.Ф. Дерябин в1808 году организовал при нем школу детей мастеровых и оружейников. В 1827 году была учреждена школа арсенальных учеников, где готовили в том числе и граверов. Школа ружейного мастерства при ИЖМЕХе была образована после Великий Отечественной войны по инициативе Леонарда Васева, выдающегося гравера и педагога. Сегодня эта школа — носитель лучших граверных традиций Ижевска. 


К большому сожалению, кризис коснулся и оружейной промышленности. Из-за недостатка финансирования руководство завода вынуждено сокращать штатный состав уникального учебного заведения. В этом году было сокращено 7 человек. В том числе опытнейшие граверы Блинов Ю.С. и Кропачев Ю.И.
Вот только начал очень талантливый дизайнер, преподаватель университета Сергей Алексеевич Володских прививать будущим ложейникам и граверам понимание необходимости применения дизайнерского подхода к изделиям, как его предмет «Основы дизайна охотничьего оружия» оказался лишним. Такими темпами «оптимизации» через пару лет некому будет обучать специалистов.

Изображение Один из лучших граверов «ИЖМЕХА» Юрий Кропачев
не только активно работал сам, но и передавал свое мастерство молодежи.
Один из лучших граверов «ИЖМЕХА» Юрий Кропачев не только активно работал сам, но и передавал свое мастерство молодежи. 

А может, уже и незачем. Проблема профессионального образования — больная тема для всей страны. В современных условиях ту работу, которую ведет директор Школы Любовь Алексеевна Климова, чтобы сохранить коллектив, сохранить атмосферу, сохранить саму школу, не иначе как сподвижничеством не назовешь.
Следовало бы закончить статью на оптимистической ноте, но поскольку я смотрю на всё другими глазами, то мне делать этого не хочется.

Что еще почитать