Секреты точильного камня

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

 

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

Можно долго изучать и сравнивать разные марки стали, технологии их производства, закалку. Все это здорово, но!.. Ни один нож не будет выполнять свои функции, если он тупой. и если еще вчера он вас радовал своей бритвенной остротой, то сегодня его нужно точить или хотя бы подправлять.

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно. И вот настает извечный российский вопрос: «Что делать?» Можно отнести в киоск «Точу ножи, ножницы, бритвы правлю» где-нибудь у базара (в провинции я такие видел практически в каждом городе). Но вид небритого «дяди Васи», дышащего на вас перегаром и пытающегося провести заскорузлым пальцем по лезвию, явно отбивает всякое желание не только отдать ему в руки нож стоимостью несколько сотен «зеленых», но и доверить даже ржавый колун. А случайно заглянув в окошко этого заведения, по недоразумению названного гордым именем «мастерская», и увидев в сумраке помещения огромный точильный станок с камнем диаметром в полметра, зернистость которого видна даже с расстояния двух метров, понимаешь, что на таком оборудовании точить можно только якоря с небольшой баржи.

Я в молодости после третьего курса института проходил практику в штамповочном цехе завода по производству комбайнов. Здесь точильных станков не было, и я пошел к приятелям с факультета обработки металлов в токарный цех, чтобы наточить любимый складной ножичек с рукояткой в форме попугая. По сравнению с современными ножами, он, конечно, ничего собой не представлял, но тогда этот ножичек мне очень нравился, и я им дорожил. Так вот, пришел я его поточить, мне указали, где стояло точило, на котором затачивали твердосплавные резцы.

Включил я станок, обороты жуткие, меня чуть ветром не сносило от вращения камня (это я, конечно, утрирую немного). Не успел я поднести лезвие к точильному камню, «вжик» — и в руках у меня одна рукоятка и пара миллиметров оставшегося клинка. Хорошо, что пальцы остались целы! Так я поучился точить на станках ножи. Много воды утекло с тех пор, и арсенал клинков количественно и, главное, качественно у меня изменился, и точильных камней разных фирм приобрел немалое количество. О них и хочу я вам поведать.

Точильные камни бывают натуральные и искусственные. К натуральным относят Вашиту и Арканзас, к искусственным все остальные (алюминиевую керамику, алмазные...). Кроме того, камни условно подразделяются на водные и масляные. Что это значит? А это значит, что перед использованием одни камни нужно замачивать в воде 10-15 мин, на другие достаточно капнуть капельку специального масла. Смысл этих манипуляций прост, и не надо из этого делать шаманства и танцев с бубном, что я встречал у некоторых авторов. Тайного смысла тут нет, просто нужно четко представлять, из чего состоит процесс.

Абразивное зерно в натуральных камнях связано между собой более мелким зерном, в искусственных камнях абразивное зерно держится на клеевой связке. В японских камнях Naniwa связку традиционно делают более мягкой, чем в европейских, но это еще зависит от серии: в Corase stones и Super stones связка более вязкая и жесткая по сравнению с серией Media, Economical. Смазка нужна для того, чтобы промежутки между зернами не забивались, то есть камень точильный не заглянцовывался стальными опилками.

Теоретически процесс заточки прост, как «колумбово яйцо»: берешь нож и плавно проводишь режущей кромкой по точильному бруску, плоскость ножа держишь под определенным углом к камню. Но вот тут-то для новичков лежит «подводный камень»! Поскольку клинки в большинстве своем не просто прямая полоска стали, а имеют зачастую изогнутый профиль, угол нужно держать постоянным, а наклон лезвия менять. Но все приходит с опытом, для новичков же выпускаются разные приспособления — от простеньких до достаточно сложных и дорогих. К примеру, камень фирмы Naniwa Combo 1000/3000 серии Economical комплектуется простеньким держателем угла, а мой любимый и недешевый прибор для восстановления угла Lansky позволяет не только восстановить утраченный при неоднократных заточках угол жала клинка, но и изменять этот угол. На приборе нанесена соответствующая маркировка: 17', 20', 30', в комплект входят пять камней с различной зернистостью для полировки режущей кромки и натуральное масло. Вот мы подошли и к масляным камням.

Доморощенные «специалисты» имеют особое мнение, дескать, фирменное масло для заточки ножей — это все ерунда, можно любым маслом пользоваться, в том числе и нейтральным оружейным, и WD-40. Да, можно, конечно, но только клинок потом нужно отмывать полчаса моющим средством для посуды. Иначе эту же химию вы будете кушать вместе с теми продуктами, которые режете этим ножом. Может, кому-то и все равно, а мне как-то не хочется, чтобы печень отвалилась через некоторое время.

Ближайший конкурент прибора Lansky Crock Stick — это Spyderco Tri-Angle, конструкция которого состоит из пластиковой подставки и двух пар камней разной зернистости, которые вставляются вертикально в подставку и составляют рабочими поверхностями V-образную щель между камнями. Лезвие ножа проводят от рукояти до кончика, при этом перемещая клинок сверху вниз и на себя. На мой субъективный взгляд, чисто дилетантское приспособление, которое стоит немалых денег, а дает минимальную пользу.

Такое мнение сложилось из того, что качественную заточку произвести практически невозможно, можно лишь слегка подправить кромку, а при неосторожном движении и вовсе испортить ее. Так что кажущаяся привлекательность этого прибора весьма сомнительна. В походных условиях весьма неплохо зарекомендовал себя алмазный брусок. У меня он еще советского времени выпуска, как написано на невзрачной упаковке, для правки опасных бритв. Это небольшой брусок 30×10 × 100 мм из алюминия с напылением около 2 мм алмазной крошки; подобную конструкцию имеют и фирменные точилки (например Lansky Double-Sided Folding Diamond). Они более компактны, пластиковый чехол при раскладывании становится удобной ручкой, но напыление алмазного абразива всего несколько микрон, изнашиваются достаточно быстро, а стоят несоизмеримо дороже нашего камня. На алмазном камне подточить лезвие можно достаточно быстро.

К сожалению, то, что быстро точится, так же быстро и тупится. Смысл тут прост: алмаз формирует агрессивную режущую кромку с более высокими и крупными вершинками (собственно, они и режут материал), но они и быстрее выкрашиваются, а следствие — затупление режущей кромки. Водные же камни с мелким абразивным зерном формируют соответственно и более мелкие вершинки кромки и выкрашиваются медленнее, поэтому режущая кромка долго не затупляется. Точно такой же результат дает камень из натурального Арканзаса, и поэтому останавливаться на нем я не буду.

Твердый Арканзас у меня был от фирмы Boker, и мне он совершенно не понравился, не смог я к нему приноровиться. Это не значит, что он плохой, просто к моему стилю заточки он не подошел. А вот мягкий камень от фирмы Norton в комплекте со специальным маслом для заточки той же фирмы живет у меня до сих пор, и пользуюсь я им с неизменным удовольствием. Из довольно большого разнообразия точильных камней я формирую комплект для каждого конкретного случая.

Если я отправляюсь на однодневную охоту по перу, то беру легкую и компактную двухстороннюю точилку Spyderco, этого достаточно, чтобы в полевых условиях подправить клинок, более серьезную заточку можно и дома при надобности провести. На зверовую охоту беру алмазный брусок, шкура у кабана, а главное, его щетина вкупе с песком и грязью, в которой он валялся, затупляет клинок намного быстрее, чем, скажем, шкура лося. Мне заточки ножа в среднем хватает на разделку двух кабанчиков (на самом деле тут масса факторов, влияющих на конечный результат: марка стали, ее закалка, угол заточки, размер кабана...). Всю основательную заточку делаю дома в спокойной обстановке, не спеша и не отвлекаясь. И хотя я и упоминал об отсутствии таинства при заточке, все же это действо сродни медитации: клинок вперед, назад, вжик-вжик. Не знаю, как вас, но меня этот процесс завораживает и успокаивает. Чем больше размеры клинка, тем большего размера следует выбирать и камень — удобнее точить. И совсем здорово, если в комплект камня входит
препятствующая скольжению подставка. На моих японских камнях Naniwa она есть, на двустороннем Economical 1000/3000 она из формованной резины. А вот Naniwa Super 10000 на пластиковой подставке с резиновыми вставками закреплен неподвижно.

Как-то в одном солидном охотничьем журнале я прочитал статью про заточку ножей. Автор рекомендовал перед заточкой взять газету, намочить ее, положить на стол, а уже на нее точильный камень, тогда, дескать, камень не будет скользить по поверхности стола. На свою беду я решил попробовать сей опыт. Да, камень не скользит по столу, и мокрая газета прилипла к нему, все вроде здорово. Но какой скандал закатила мне моя благоверная, после того как газету я отодрал от крышки стола, на которой можно было читать передовицу местного печатного органа! Я минут сорок с тряпкой и моющими средствами оттирал это безобразие под неумолкаемый шепот супруги, переходящий порой в шипение.

Но вернемся к нашим баранам, то бишь к точильным брускам из Страны восходящего солнца. При пользовании ими есть маленький нюансик: замачивать-то их, конечно, в воде надо, но вот в чем изюминка: когда брусок вынут из емкости, в которой он отмокал минут этак 10-15, надо выждать некоторое время, чтобы влага впиталась, а поверхность бруска осталась влажной, но не сырой, в этот момент камень становится наиболее агрессивным по отношению к клинку и врезается в металл с максимальной эффективностью. Если на рабочей поверхности будет стоять вода, брусок точит лезвие хуже и изнашивается быстрее. Когда я первый раз точил, то подумал: «Э, брат, так тебя надолго не хватит!» Но потом уловил момент, и все встало на свои места. Поскольку зернистость абразива очень мелкая, то и очень быстро заглянцовывается рабочая поверхность. Во время заточки я несколько раз промываю брусок под струей проточной воды с губкой и моющим средством для ванн.

После окончания заточных операций брусок промываю опять и сушу в вертикальном положении, чтобы доступ воздуха был со всех сторон. В последнее время арсенал моих клинков пополнился ножами с серейторной и полусерейторной заточкой. Сначала я их покупал ради интереса, но с некоторой долей скепсиса, а потом они мне настолько понравились, что сомнений при очередной покупке не вызывают. Но тут возник вопрос, как и чем править и подтачивать их волнистую режущую кромку? У разных фирм-производителей профиль серейтора разный, поэтому выбор пал на универсальные абразивные камни, позволяющие приспособиться к любой форме серейтора. Как всякое новое дело, первоначально получалось довольно коряво, но при соответствующей практике все вышло замечательно. Под заточку серейтора я пользуюсь тремя видами камней: набор Spyderco — два бруска разной зернистости и камень от Lansky с каплеобразным сечением. Все три камня из алюминиевой керамики, очень удобные и эффективные.

Об эффективности разных камней


Раньше в подавляющей массе клинки выпускались небольшой или средней твердости, в пределах 54-56 HRC, и точились, и правились практически любыми точильными камнями без проблем. В настоящее время высококлассные ножи выпускаются из экзотических сортов сталей. Даже известные и популярные сорта сталей выпускают с применением новейших современных технологий, отсюда твердость и износостойкость их становится все выше и выше, порядка 58-62 HRC. И это здорово. Но ножи с такой твердостью точить на натуральных камнях (Арканзас) несколько затруднительно. Почему? Потому, что твердость абразивного материала должна быть тверже, чем сталь клинка.

Вот что я нашел в литературе. Оказывается, у абразивных точильных камней существует своя шкала твердости — твердости минералов по Моосу. Стали клинков обычно обладают твердостью 5,0-6,5, а алмаз 10,0, но алмаз самый твердый материал, а у натуральных камней значение твердости 6,5-7,2. Если твердость клинка приближается или равна твердости абразива, путного ничего не получается. Клинок скользит по поверхности точильного бруска без должного эффекта. И нам, простым потребителям, приходится еще раскошеливаться на достаточно дорогие точильные камни, но, впрочем, кто считает потраченные деньги, когда дело касается наших увлечений? Тут уж если имеешь в арсенале высококлассные клинки, то и точилки к ним приходится такого же класса подбирать, иначе и быть не может.

А вывод из всего сказанного такой: если клинок твердостью 54-56 HRC, то подойдет любая точилка или абразивный брусок, а если 58-62 HRC, то я рекомендую (исходя из своего субъективного опыта) обратить внимание на японские водные камни фирмы Naniwa зернистостью 1000/3000, 4000, 10000, серий Economical, Super, Finishing. На данный момент я лучше абразива для домашнего использования не встречал, а перепробовал много, уж поверьте мне на слово. А для походных условий наилучший (на данный момент) Spyderco Pocket Stones Fine & Medium или Lansky Double-Sided Folding Diamond Sharpening Paddles.

А если вам вдруг покажется, что в магазине слишком дорого стоит хороший точильный камень, вспомните «дядю Васю» из киоска «Точу ножи, ножницы и бритвы правлю». Поверьте, вам сразу полегчает, потому что лучше потратить деньги на действительно нужную и классную вещь, чем корить потом себя за то, что доверил свой любимый клинок неизвестно кому и получил, к сожалению, известно что... Ибо сказано давно и не мной: «Скупой платит дважды».

А. Лопухов

27 ноября 2011 в 00:40






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑