Изображение Два ружья мастера Тетеркина
Изображение Два ружья мастера Тетеркина

Два ружья мастера Тетеркина

Наверное, не будет особой новостью, что есть ружья не только редкие, но запоминающиеся особо. Порой с интересной историей, а чаще производящие впечатление работой мастера, их создавшего.

Жаль, что понимание эксклюзивности таких ружей приходит поздно. Что-то стерлось в памяти, а главное, отсутствует информация не только в каталогах, но и на «просторах» интернета.
Для меня такими раритетами стали два ружья тульского мастера Тетеркина.
Первое ружье по-настоящему «штучное»; официально было изготовлено всего два ружья. Меня в большей степени привлекла не только работа мастера, а имена знакомых, к истории этой вертикалки причастных.


В далеком 1958 году на 37-м чемпионате мира на руководство сборной и представителей ЦКИБа произвело большое впечатление ружье малоизвестного британского спортсмена Хегера (занял 4-е место) — бокфлинт компании Boss & Co.


Поэтому не стоит удивляться, что среди импортных ружей, закупленных после московского чемпионата для сборной СССР, оказалось данное изделие островных оружейников.


Тульский британец


В том же 1958 году вертикалка «Boss» попала в ЦКИБ СОО. Была поставлена задача, используя ее как образец, изготовить два аналогичных ружья. С этой задачей справился замечательный слесарь-сборщик Владимир Михайлович Тетеркин.
Кому достался «родной англичанин», неизвестно. А один из так называемых «советских боссов» был передан Владимиру Зименко, с которым мне в молодости пришлось встречаться на стендовых площадках.


Заслуженный тренер СССР Константин Евгеньевич Рачинский вспоминал о «тульском британце»: «Когда впервые я взял в руки ружье В. Зименко и опробовал его в стрельбе, то был буквально очарован: более совершенного ружья по маневренности, управляемости, посадистости, прикладистости я ни до, ни после не встречал».


Оценкой работы Владимира Тетеркина стала золотая медаль его тезки Владимира Зименко в индивидуальном зачете на чемпионате мира 1962 года в Каире.


Но и здесь не обошлось без «ложки дегтя». Как позже писал в своей книге чемпион, заслуженный мастер спорта: «Стали возникать какие-то задержки перед выстрелом. Всего лишь на доли секунды. Но они есть». Здесь следует упомянуть о спортивной солидарности, подзабытой в наше время. Помощь пришла от самих спортсменов, здесь нельзя не упомянуть итальянца Маттарелли (не раз побеждавшего на соревнованиях самого высокого ранга, хотя в тот момент соперника наших стрелков) и, конечно, своих товарищей по команде.


«Виновником» оказался так называемый «трехходовый односпусковой механизм Робертсона». Кстати, у меня, правда, на родной горизонталке «Босса», начала XX века, данный УСМ работал без замечаний, позволяя при осечке в правом стволе двумя нажатиями произвести выстрел из левого (за три хода).


«Короткий век оказался у двух экземпляров тульских копий английского «Босса». В течение пяти лет интенсивных стрельб тяжелыми отечественными патронами с навеской дроби до 36 г оба эти ружья, не выдержав нагрузки, буквально начали рассыпаться, и ружья списали.


Со слов Константина Рачинского: «Один экземпляр я приобрел и задался целью уговорить руководителей ЦКИБ СОО взять ружье на восстановление. Эту работу выполнил старейший мастер-оружейник Валерий Павлович Пастухов, и ружье получило вторую жизнь». После возвращения из Тулы односпусковой механизм ружья опять отказался работать как надо. Доводил его «до ума» мастер-любитель из Зеленограда Владимир Иванович Гаврилов. Второе ружье якобы тоже было восстановлено и находится в Одессе, но на нем обычный двухспусковой механизм».
Работа В. Тетеркина имела продолжение. В ЦКИБе было принято решение о создании собственного ружья такого же класса. Так появилось «МЦ-9». От оригинального «Босса» мало что осталось, разве что проблемы с односпусковым УСМ. Зато появилась, если ошибаюсь, поправьте, единственная в мире вертикалка с самооткрывающимися замками Бизли.


Другое «МЦ-9» — курковое, к редким ружьям, как «Босс Тетеркина», конечно, не отнесешь, особенно, когда с ЦКИБа производство передали на ТОЗ.


Мне посчастливилось быть обладателем этой курковки, как я сейчас понимаю, в эксклюзивном исполнении, в течение двух лет. Данное ружье, закрепленное за МРООиР, было передано мне, начинающему стендовику, как перспективному спортсмену. К сожалению, ни фото, ни каких-либо замеров произвести не удосужился. Только спустя много лет пришло понимание, что было в руках по-настоящему редкое ружье. Поиски чего-то похожего ни к чему не привели. Есть ружья, близкие по исполнению, но далеко не то.


Немного истории


Курковая горизонталка МЦ-9 выпускалось ЦКИБом в 1954–1960 гг. Основной калибр 12-й, но по отрывочным сведениям изготовлялась она и в других калибрах — 10, 16, 20, 28, 32-м с различной длиной стволов и весом. Лично я, кроме 12-го, это ружье в иных калибрах ни разу не встречал.


МЦ-9 выделывалось как в охотничьем, так и в спортивном (стендовом) варианте. Вся конструкция МЦ-9 довольно проста, как у всех тулок, но она качественно отличается от модели ТОЗ-БМ и других курковок ТОЗа, в первую очередь прочностью и надежностью (что отразилось на размерах колодки и стволов — сталь на стволы ставилась 40ХРА, 38ХНФА).


К выпуску курковой штучной модели МЦ-9 ЦКИБ приступил в 1954 году. Предназначение — стрельба «на траншее». Возможно, это была последняя в мире модель куркового стендового ружья, отвечающая всем требованиям того времени. Вес 3,75 кг; длинные, не менее 750 мм, стволы; сильные, 1,25 мм, чоки; диаметр канала ствола 18,5 мм. Прямая ореховая ложа.
Примерно таких параметров было и мое МЦ-9.


Подпружиненный передний спуск, «глухая» колодка, сверху украшенная глубокой резьбой, — дубовые листья и желуди, «доски» замков и остальной метал «покрыт» английскими арабесками. Прямая ложа с относительно тонкой шейкой цвета темного комлевого ореха предавала «тяжелому» ружью немалую толику изящества. Но больше всего «удивляло» цевье. Длинное, объемное, как принято говорить — бобровый хвост, но не портящее общей «архитектурной» законченности двустволки. Вместо традиционной для большинства отечественных ружей рычажной защелки — кнопка. Но не совсем обычная, спрятанная (утонувшая) в отверстии в передней части цевья, такое устройство мне ни разу не попадалось. На стволах надпись: «слесарь Тетеркин», «гравер…» — память имени его не удержала.


Искал в сети что-то похожее. Может, МЦ-9 из музея оружия г. Тулы в чем-то напоминает курковку Тетеркина. Ружье по-своему интересное, так же редким для МЦ-9 2-м калибром и сверловкой стволов — этакий вариант для охоты с подружейной собакой на красную дичь.


Внешняя поверхность ствольной коробки обработана способом цветной калки. Спусковые крючки позолочены. На казенной части стволов выбито: на площадке правого ствола — 20 к/2 Д.С.; на площадке левого ствола — 20 к/4 Д.С. На нижней, образующей правого ствола, выгравировано: сб. Уточкин И.Н., гр. Лявыкин А.В.; на ствольной коробке, замочных досках, рычаге отпирания стволов — растительный орнамент. Судя по номеру, ружью этому без малого 60 лет.


Жаль, что ТОЗ больше не выпускает традиционной для России курковой модели. Многие фирмы мира в той или иной степени производство таких ружей сохранили. Как выразился один охотник: «Старое курковое МЦ-9, изготовленное почти полвека назад, — немой укор дню сегодняшнему».

 

Что еще почитать