Изображение Медвежонок и Мишка

Медвежонок и Мишка

Дело было в начале 60-х годов прошлого века. Я жил тогда в Карелии, работал в лесной промышленности. Карельская природа — это болота, сопки, озера. А озер здесь более шестидесяти тысяч, больших и малых. Их называют ламбушками, от карельского слова «ламба» (озеро). Жители этого чудесного края практически все рыбаки и охотники.

У меня был напарник по рыбалке и охоте Сергей Чернов. Он работал шофером на лесовозной машине. Однажды по дороге около сопки он подобрал двух рыбаков, которые рассказали, что за ближайшей сопкой находится ламбушка, где много рыбы.

В один из выходных в конце июля мы поехали искать это озеро. Оставив машину, пошли через сопку. Поднявшись на вершину, мы увидели слева озеро. Оно действительно оказалось рыбное. Я поймал на жерлицу щуку весом 1,5 кг, попал на косяк окуней около 20 штук. А на обратном пути мы наткнулись на старую лесную дорогу через болото, которая была сделана из бревен.

Лежневка заросла мелким кустарником и малинником. Мы полакомились сладкой душистой ягодой и вскоре вышли на волок. Метров через 50 мы увидели ручеек, блестевший сквозь густой кустарник, вода в нем была кристально чистая. Напившись родниковой воды и пройдя еще немного вдоль ручья, вышли на дорогу, где стояла наша машина.

В следующий выходной мы снова поехали в это место за малиной. Я взял два трехлитровых бидона, рыбацкий котелок, чай, сахар, наши солдатские кружки, кусок колбасы, батон и пошел к Сереге, который взял с собой сына Мишку. Мать ему приготовила литровую банку на веревочке.

Мишка помогал отцу, лицо его было все в малине, он, видно, больше ел, чем собирал.

Около полудня мы пошли к роднику пообедать. Развели костер, поставили котелок. У меня уже было полтора бидона ягод, у Сережки больше полведра. После обеда я стал собирать посуду, хотел сжечь коробку из-под сахара, но там осталась еще немного кусочков, и я положил коробку обратно в вещмешок.

Мы пошли дальше собирать ягоды и в какой-то момент не заметили, как Мишка отошел. Вдруг слышим его крик. Видим — от лежневки к нам бежит Мишка, а за ним — медвежонок. Увидев меня, медвежонок остановился, а Мишка быстро спрятался за меня.

И тут метрах в двадцати показалась медведица, заметив людей, она зарычала и даже подняла правую лапу вверх. Я прижал Мишку к себе и прошептал: «Стой и не бойся». А Сергей сказал: «Давай, Володя, уходим отсюда, не мы одни здесь ягоды собираем, медведи тоже малину любят». И тут я вспомнил один случай.

Работал в Ругозерском леспромхозе в послевоенные годы начальником сплавной конторы Федор Филатович Шальев. В один из своих выходных поехал он на рыбалку. Поставил с вечера две сетки, переночевал в рыбацкой избушке, утром снял неплохой улов. Почистил рыбу, как это делают карелы (они не снимают с леща чешую, а отрезают голову и хвост, вспарывают со спины, вырезая хребет, вычищают все внутренности, солят и складывают в посуду, потом кладут груз, и рыба засаливается).

Обработав всю рыбу, из голов и хвостов сварил уху, а внутренности вынес за дровянник лисам. Поев ухи и попив чаю, Федор собрался убрать все со стола. В этот момент в дверь кто-то зацарапался, он подумал, что это прибежала собака Норда, хотя он наказал своим, чтобы ее не отпускали, когда он уезжает. Но вдруг открылась дверь, на порог зашел медведь и замер, глядя на сидящего за столом человека.

Федор Филатович не ожидал таких гостей на чай, и медведь не готов был к встрече с человеком. Он, наверное, пришел на запах рыбьих отходов да и заглянул в избушку. Через несколько секунд между лап медведя показался медвежонок. Федор Филатови глянул в угол за столом, где стояло ружье, заряженное дробью на утку, за печкой лежал топор, кроме ножа на поясе у него нечего не было.

И тут он решил поговорить с медведицей. Спокойно сказал: «Что, пришли ко мне в гости? А я чай уже попил». Медведица вздрогнула от голоса, но с места не сдвинулась. Федор Филатович думал, как бы их выпроводить, ружье не достать, махать руками — так можно ее озлобить, борьба с медведицей ни к чему хорошему не приведет.

Он глянул на край стола: кроме старого котелка, кружки с чаем и несколько кусочков сахара ничего не было. Медленно взял сахар, встал из-за стола и потихоньку пошел к медведице. Она отпрянула, но с места не сдвинулась, только в глазах появился испуг.

Он спокойно сказал: «Вы пришли в гости, я вас угощу сахаром». Взял в правую руку кусочек сахара двумя пальцами и протянул руку к морде медведицы: «Это сахар, он сладкий, бери не бойся». До морды медведицы оставалось полтора-два метра. Федор

Филатович смотрел в ее в глаза, в которых появилась любопытство. Человек так спокойно говорит и что-то протягивает в руке. Он еще сделал шаг, до медведицы оставался метр, в этот момент медведица потянула нос в сторону руки человека. Федор Филатович весь напрягся, а медведица открыла рот и тихонько одними губами взяла сахар с пальцев.

Между ног матери выбрался на порог и медвежонок. Федор взял левой рукой кусок сахара и поднес к носу медвежонка, тот сперва обнюхал руку, а затем зубами взял кусок и стал перекидывать его во рту, а затем грызть. Медведица тем временем уже облизывалась. Тогда он достал еще два кусочка сахара, медведица уже смело взяла его и сразу стала грызть.

Медвежонку, выглядывавшему из-за матери, тоже достался кусочек. В следующий раз Федор кинул сладкое лакомство уже ближе к порогу и за порог... Как только медведи ушли, он кинулся и закрыл за ними дверь на засов.

Съев сахар, медведица вновь подошла к двери и стала ее царпать, но, поняв, что десерта больше не будет, пошла к дровянику, где были отходы рыбы. Федор Филатович смотрел на них через окно, пока косолапые не ушли к реке...

Тогда я не поверил в эту басню. Думал, что Федор Филатович преувеличил — нигде так не врут, как на войне или на охоте, но сейчас решил проверить правдивость рассказа. Сергей испугался: «Не дури, Володя, она тебя задерет». А я аккуратно снял вещмешок, достал сахар и, положив его в карман, потихоньку пошел к медведице. Не дойдя до нее метров пять, остановился и вытянул руку с сахаром в сторону зверя. Начал спокойным голосом разговаривать с медведицей, глядя ей в глаза.

Сначала в глазах медведицы были злоба и испуг, потом появилось любопытство: «Этот человек не убежал, а подошел что-то держит в руке». Она смотрела то на меня, то на вытянутую руку с сахаром. Я вновь сказал ей: «Бери, не бойся». А сам незаметно оглядывал местность.

Слева и справа от старого волока было просторное место. Если она задумает на меня наброситься, я прыгну вправо и брошусь бежать, она меня не догонит. Но так как медведица спокойно стояла и смотрела на меня, я сделал еще шаг вперед и немного опустил руку с сахаром, чтобы ей не тянуться.

И тут у нее зашевелилась ноздря, она учуяла сахар и потянулась к руке, мне было страшно — сейчас схватит сахар вместе с пальцами. Но она сперва обнюхала лакомство, затем открыла рот и одними губами взяла сахар с пальцев. Медвежонок увидел, что мать что-то грызет, подошел ко мне и стал царапать лапой по сапогу. Я, немного присев, дал ему сахар.

Схватив кусок, медвежонок отбежал за куст и там стал его грызть. Мать смотрела на него и облизывалась. Я достал из кармана еще сахар и опять поднес его к носу медведицы. Она уже смело, так же губами взяла сладость. Я ей спокойно: «Вот видишь, сахар сладкий, а ты боялась». Затем я положил кусочек сахара на ладонь и поднес ей к носу.

Медведица сперва обнюхала ладонь, открыла рот и языком слизала сахар с ладони. Отдав последний кусок, я сделал два шага назад, развел руками и сказал: «Все, сахара больше нет» и еще сделал два шага назад, думая, что медведица пойдет за мной, но она оставалась на месте.

Я потихоньку отошел к Сергею с Мишкой, взял вещмешок с ягодами, бидон с ягодами, медведица стояла на месте, как будто ждала, что я еще принесу сахар. Серега сказал: «Ну ты даешь, Володька, она могла тебя съесть».

Мы отошли метров на двадцать и зашли за кусты с малиной, а медведица направилась в сторону озера, за ней бежал медвежонок. Тут Мишка и рассказал нам, как было дело. Он увидел медвежонка и стал его кормить ягодами и конфетами; когда лакомство закончилось, медведь стал царапать его по сапогу, мальчик пошел к отцу, медвежонок побежал за ним.

Тут их увидела медведица и зарычала на Мишку, в этот момент он и закричал. Но медведица, видно, поняла, что это ребенок, и больше не проявила к нему агрессии.

По дороге в машине я им рассказал свою историю, про Федора Филатовича на рыбалке.

Вот ведь как сахар сделал свое дело: дикий зверь понял, что мы не причиним им зла, а сладкое лакомство задобрило медвежью душу. «Да, — сказал Сергей, — мне тоже на работе, наверное, не поверят, что мой сын кормил медвежонка ягодами и барбарисками.