Изображение В поисках взаимопонимания
Изображение В поисках взаимопонимания

В поисках взаимопонимания

Интервью директора департамента охоты С. Будилина, опубликованное в «РОГ» №№ 17–18, 2016 г., вызывает какое-то чувство недосказанности... Это хорошо, что человек осмелился пообщаться с прессой, но… Я остановлюсь на некоторых затронутых, на мой взгляд значимых, проблемах. Уверен, многие выскажутся по поводу его суждений.

Уже 21 год (со дня принятия Закона «О животном мире») идет реформирование охотничьего хозяйства России и системы управления охотой и охотничьим хозяйством. Но результаты самые удручающие. В понятии властей охота — это блажь, досуг с ружьем, забывая при этом, что на охоту без ружья, пешим, голым и босым не пойдешь.

Для удовлетворения этой «блажи» заняты производством оружия, боеприпасов, высокопроходимой техники и плавсредств целые заводы. А чтобы эти средства ездили и плавали, охотники закупают тысячи тонн ГСМ.
Работают фирмы и компании по производству специального снаряжения, одежды и обуви.

Тысячи людей заняты разведением в вольерах и в полувольных условиях копытных и охотничьих птиц под выстрел.

Работают турфирмы по организации и проведению охоты для иностранных охотников. Не следует забывать работу клубов и секций по охотничьему собаководству и выращиванию подсадных уток.

Проводится скупка, переработка и реализация пушно-меховой продукции и дикоросов. Деятельность некоторых кафе и ресторанов ориентирована на использование мясных деликатесов, приготовленных из охотничьих трофеев. Организуются и проводятся охотничьи выставки оружия и снаряжения, выставки и испытания охотничьих собак.

Трудятся учебные заведения, готовя специалистов, без которых невозможно вести охотничье хозяйство. Сюда следует отнести и граждан, занятых в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания. В интересах специалистов и охотников функционируют специализированные и периодические охотничьи издания.

Обслуживанием охотников и членов их семей в стране занято более 4 тыс. охотхозяйств различных форм собственности, за которыми закреплено 724 364,00 тыс. га охотугодий. Функционирование такой огромной охотничьей индустрии обеспечивает работой более 25 млн человек. Как заявляют специалисты, в этой сфере деятельности прямо или косвенно заинтересовано почти 50% населения России.

Встает закономерный вопрос, значит, и налоговые отчисления должны быть миллиардные. Увы… С началом действия Закона «Об охоте…» налоговые поступления в бюджет заметно сократились. Для сравнения: охотничья отрасль только в 11-й советской пятилетке позволяла ежегодно закупать пушнины на сумму более 70 млн руб., поставляла 17 тыс. т. мяса копытных и бурых медведей и 500 тыс. голов пернатой дичи.

Кроме того, на личное потребление охотниками шло 25 млн голов птицы и зайцев, более 10 тыс. т. мяса копытных и бурых медведей. Где все это? По сведениям Росстата, по форме 2 ТП-охота за 2013 г. (за 2014-й — секрет) общие затраты на ведение охотничьего хозяйства (тыс. руб.) составили 6 718 304,2, а выручка от реализации продукции охоты и оказанных услуг по РФ за 2013 г. (тыс. руб.) всего 2 960 460,3. Вот это поработали! Годовой итог — почти 4 млрд. руб. прямых убытков.

Сегодня «неукоснительное» выполнение требований Закона «Об охоте…» будет способствовать разорению охотхозяйств, особенно обществ охотников, сокращению налоговых поступлений в бюджет и потере более 500 тыс. рабочих мест. А это в условиях экономического кризиса недопустимо. Я предлагаю г-ну Будилину более внимательно вчитаться в название Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В самом названии закона есть только понятие — «охота», а «охотничьего хозяйства» — нет. Вы, Сергей Николаевич, не задавались вопросом — почему? Вы заявляете: «Считаю, что охота и охотничье хозяйство страны могут стать отраслью». Смелое заявление! Как вы это мыслите, объединить охоту с охотничьим хозяйством, которого нет, и у вас должна получиться отрасль? Я рекомендую вам заглянуть в такой документ, как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД). Там нет такого вида экономической деятельности, как «охотничье хозяйство». «Рыболовство, рыбоводство» есть, а «охотничье хозяйство» — нет.

Если нет охотничьего хозяйства, то нечем и управлять, и не нужен госорган по управлению им. Разработчики закона не такие уж глупые люди, чтобы по недомыслию исключить из названия закона такое понятие, как «охотничье хозяйство», и оставить только «охоту». Они руководствовались ОКВЭД и выполняли заказ. Закон был нужен для того, чтобы прибрать угодья идеологами этого коварного замысла.

По поводу существующего закона С. Будилин считает: «Да, критики много, но мне представляется, что будет неправильным отменять существующий закон. Разумеется, есть отдельные шероховатости, но не нужно забывать, что закон молод, и отношения участников охотпользования не сложились. Считаю, правильнее будет подстраивать закон под новые требования путем внесения поправок». Как мне кажется, эту песню г-н Будилин запел с чужой подачи.

Осмелюсь посоветовать ему прочесть статью своего предшественника А. Берсенева «Закон об охоте исполнять нельзя исправить» («РОГ» № 26, 2012 г.), где он пишет: «…легче написать новый закон, реально отвечающий интересам охотников и сохранению животного мира, чем вносить бесконечные поправки в действующий, в котором фактически понятие самой охоты подменено понятием добыча. Ведь охота — процесс, а добыча — результат».

И он нам самим предлагал выбрать, куда поставить запятую. Чтобы не утомлять Сергея Николаевича, приведу оценку Закона «Об охоте…», данную Н. Краевым, кандидатом юридических наук, и С. Матвейчуком, старшим научным сотрудником ВНИИОЗ им. Б.М. Житкова: «Общий социальный ущерб от введения в действие заведомо недееспособного и, более того, деструктивного Закона «Об охоте …» значительно превысит возможные положительные эффекты немногих содержащихся в нем конструктивных форм» («Охота и охотничье хозяйство» № 1, 2012 г.).

А чтобы окончательно убедить Сергея Николаевича о непригодности этого закона, приведу мнение уважаемого профессора М. Перовского об этом законе: «…власть заложила уши и делает вид, что все нормально, и что можно жить с уродом». А вы, Сергей Николаевич, говорите — какие-то «шероховатости».

С. Будилин заявил, что «…никто не снимал обязанности решения прошлых задач и поручений Правительства Российской Федерации». Это хорошо, что руководство департамента «сосредоточилось» на выполнении этих поручений. А почему департамент с министром С. Донским не «сосредоточился» на выполнении «Докладной» В. Путину помощника президента РФ, начальника Контрольного управления Президента РФ К. Чуйченко, от 04.12.12 г.?

Согласно которой в соответствии с указанием руководителя Администрации Президента РФ от 24.07.12 г. № А4-9713 Контрольным управлением совместно с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах проведена проверка эффективности действующей системы охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира?

В ней говорится: «В ходе проверки установлено, что к настоящему моменту в Российской Федерации не сложилась соответствующая полноценная система управления данной отраслью. Нормативно-правовое регулирование в указанной сфере недостаточно эффективно. Переданные субъектам Российской Федерации полномочия не обеспечиваются должным финансированием, соответствующий контроль не осуществляется…

В большинстве западных стран охота, как отрасль, управляется соответствующими государственными структурами, что позволяет достигать, в том числе, значительных экономических результатов. Так, если в Российской Федерации в 2011 г. было добыто 157 тыс. копытных животных, то только во Франции и Германии ежегодно добывается более 1,5 млн косуль и 700 тыс. кабанов».

В «Докладной» фактически дана негативная оценка работы МПР и департамента охоты, также поставлен вопрос о необходимости возродить когда-то авторитетную отрасль народного хозяйства России. Президент на «Докладной» 12.12.12 г. наложил резолюцию — «согласен». Ну и что сделали в МПР, чтобы исполнить волю президента?

С. Донской вместе с премьером Д. Медведевым заболтали этот документ. Непродуманное реформирование, отсутствие вразумительного законодательства, концепции развития охотничьего хозяйства способствовали выдавливанию специалистов из отрасли, расцвету махрового браконьерства, что в свою очередь привело к катастрофическому снижению поголовья охотничьих животных. А процесс восстановления их не быстрый. Депутаты ГД и сенаторы СОВФЕД, выполняя чей-то заказ, протащили закон в одно «касание», а вот переработать его считают ниже своего достоинства. Вот и спотыкаемся.

На сегодняшний день в действиях властей я не увидел конкретной заботы о простом охотнике. А жаль. Без этого «простого» охотника все благие намерения властей пустой звук. Хотелось бы услышать, какие конкретные изменения в закон и другие подзаконные акты в МПР готовятся и как они будут способствовать улучшению ведения охотничьего хозяйства и возможности заниматься охотой. И кто тормозит их претворение в жизнь. Поделились бы, Сергей Николаевич, с охотниками, написав об этом в «РОГ». А пока все ваши заявления не что иное, как декларация о намерениях и похожи на танец на перевернутых граблях.

И не уколоться бы, и… Поэтому будьте готовы к критике за размазанность ваших высказываний. Слово — не воробей… Хотелось бы пожелать вам умения слушать ученых, специалистов охотничьего хозяйства и простых охотников.

Когда-то Д. Гранин, писатель, депутат Госдумы, сказал: «Власть всегда глупее народа. Но она не должна быть настолько глупой, чтобы не слушать свой народ». Если внемлите этому, тогда, пожалуй, вам будет легче претворять в жизнь комплекс декларированных намерений.
 

Что еще почитать