Уже 21 год (со дня принятия Закона «О животном мире») идет реформирование охотничьего хозяйства России и системы управления охотой и охотничьим хозяйством. Но результаты самые удручающие. В понятии властей охота — это блажь, досуг с ружьем, забывая при этом, что на охоту без ружья, пешим, голым и босым не пойдешь.
Для удовлетворения этой «блажи» заняты производством оружия, боеприпасов, высокопроходимой техники и плавсредств целые заводы. А чтобы эти средства ездили и плавали, охотники закупают тысячи тонн ГСМ.
Работают фирмы и компании по производству специального снаряжения, одежды и обуви.
Тысячи людей заняты разведением в вольерах и в полувольных условиях копытных и охотничьих птиц под выстрел.
Работают турфирмы по организации и проведению охоты для иностранных охотников. Не следует забывать работу клубов и секций по охотничьему собаководству и выращиванию подсадных уток.
Проводится скупка, переработка и реализация пушно-меховой продукции и дикоросов. Деятельность некоторых кафе и ресторанов ориентирована на использование мясных деликатесов, приготовленных из охотничьих трофеев. Организуются и проводятся охотничьи выставки оружия и снаряжения, выставки и испытания охотничьих собак.
Трудятся учебные заведения, готовя специалистов, без которых невозможно вести охотничье хозяйство. Сюда следует отнести и граждан, занятых в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания. В интересах специалистов и охотников функционируют специализированные и периодические охотничьи издания.
Обслуживанием охотников и членов их семей в стране занято более 4 тыс. охотхозяйств различных форм собственности, за которыми закреплено 724 364,00 тыс. га охотугодий. Функционирование такой огромной охотничьей индустрии обеспечивает работой более 25 млн человек. Как заявляют специалисты, в этой сфере деятельности прямо или косвенно заинтересовано почти 50% населения России.
Встает закономерный вопрос, значит, и налоговые отчисления должны быть миллиардные. Увы… С началом действия Закона «Об охоте…» налоговые поступления в бюджет заметно сократились. Для сравнения: охотничья отрасль только в 11-й советской пятилетке позволяла ежегодно закупать пушнины на сумму более 70 млн руб., поставляла 17 тыс. т. мяса копытных и бурых медведей и 500 тыс. голов пернатой дичи.
Кроме того, на личное потребление охотниками шло 25 млн голов птицы и зайцев, более 10 тыс. т. мяса копытных и бурых медведей. Где все это? По сведениям Росстата, по форме 2 ТП-охота за 2013 г. (за 2014-й — секрет) общие затраты на ведение охотничьего хозяйства (тыс. руб.) составили 6 718 304,2, а выручка от реализации продукции охоты и оказанных услуг по РФ за 2013 г. (тыс. руб.) всего 2 960 460,3. Вот это поработали! Годовой итог — почти 4 млрд. руб. прямых убытков.
Сегодня «неукоснительное» выполнение требований Закона «Об охоте…» будет способствовать разорению охотхозяйств, особенно обществ охотников, сокращению налоговых поступлений в бюджет и потере более 500 тыс. рабочих мест. А это в условиях экономического кризиса недопустимо. Я предлагаю г-ну Будилину более внимательно вчитаться в название Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В самом названии закона есть только понятие — «охота», а «охотничьего хозяйства» — нет. Вы, Сергей Николаевич, не задавались вопросом — почему? Вы заявляете: «Считаю, что охота и охотничье хозяйство страны могут стать отраслью». Смелое заявление! Как вы это мыслите, объединить охоту с охотничьим хозяйством, которого нет, и у вас должна получиться отрасль? Я рекомендую вам заглянуть в такой документ, как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД). Там нет такого вида экономической деятельности, как «охотничье хозяйство». «Рыболовство, рыбоводство» есть, а «охотничье хозяйство» — нет.
Если нет охотничьего хозяйства, то нечем и управлять, и не нужен госорган по управлению им. Разработчики закона не такие уж глупые люди, чтобы по недомыслию исключить из названия закона такое понятие, как «охотничье хозяйство», и оставить только «охоту». Они руководствовались ОКВЭД и выполняли заказ. Закон был нужен для того, чтобы прибрать угодья идеологами этого коварного замысла.
По поводу существующего закона С. Будилин считает: «Да, критики много, но мне представляется, что будет неправильным отменять существующий закон. Разумеется, есть отдельные шероховатости, но не нужно забывать, что закон молод, и отношения участников охотпользования не сложились. Считаю, правильнее будет подстраивать закон под новые требования путем внесения поправок». Как мне кажется, эту песню г-н Будилин запел с чужой подачи.
Осмелюсь посоветовать ему прочесть статью своего предшественника А. Берсенева «Закон об охоте исполнять нельзя исправить» («РОГ» № 26, 2012 г.), где он пишет: «…легче написать новый закон, реально отвечающий интересам охотников и сохранению животного мира, чем вносить бесконечные поправки в действующий, в котором фактически понятие самой охоты подменено понятием добыча. Ведь охота — процесс, а добыча — результат».
И он нам самим предлагал выбрать, куда поставить запятую. Чтобы не утомлять Сергея Николаевича, приведу оценку Закона «Об охоте…», данную Н. Краевым, кандидатом юридических наук, и С. Матвейчуком, старшим научным сотрудником ВНИИОЗ им. Б.М. Житкова: «Общий социальный ущерб от введения в действие заведомо недееспособного и, более того, деструктивного Закона «Об охоте …» значительно превысит возможные положительные эффекты немногих содержащихся в нем конструктивных форм» («Охота и охотничье хозяйство» № 1, 2012 г.).
А чтобы окончательно убедить Сергея Николаевича о непригодности этого закона, приведу мнение уважаемого профессора М. Перовского об этом законе: «…власть заложила уши и делает вид, что все нормально, и что можно жить с уродом». А вы, Сергей Николаевич, говорите — какие-то «шероховатости».
С. Будилин заявил, что «…никто не снимал обязанности решения прошлых задач и поручений Правительства Российской Федерации». Это хорошо, что руководство департамента «сосредоточилось» на выполнении этих поручений. А почему департамент с министром С. Донским не «сосредоточился» на выполнении «Докладной» В. Путину помощника президента РФ, начальника Контрольного управления Президента РФ К. Чуйченко, от 04.12.12 г.?
Согласно которой в соответствии с указанием руководителя Администрации Президента РФ от 24.07.12 г. № А4-9713 Контрольным управлением совместно с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах проведена проверка эффективности действующей системы охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира?
В ней говорится: «В ходе проверки установлено, что к настоящему моменту в Российской Федерации не сложилась соответствующая полноценная система управления данной отраслью. Нормативно-правовое регулирование в указанной сфере недостаточно эффективно. Переданные субъектам Российской Федерации полномочия не обеспечиваются должным финансированием, соответствующий контроль не осуществляется…
В большинстве западных стран охота, как отрасль, управляется соответствующими государственными структурами, что позволяет достигать, в том числе, значительных экономических результатов. Так, если в Российской Федерации в 2011 г. было добыто 157 тыс. копытных животных, то только во Франции и Германии ежегодно добывается более 1,5 млн косуль и 700 тыс. кабанов».
В «Докладной» фактически дана негативная оценка работы МПР и департамента охоты, также поставлен вопрос о необходимости возродить когда-то авторитетную отрасль народного хозяйства России. Президент на «Докладной» 12.12.12 г. наложил резолюцию — «согласен». Ну и что сделали в МПР, чтобы исполнить волю президента?
С. Донской вместе с премьером Д. Медведевым заболтали этот документ. Непродуманное реформирование, отсутствие вразумительного законодательства, концепции развития охотничьего хозяйства способствовали выдавливанию специалистов из отрасли, расцвету махрового браконьерства, что в свою очередь привело к катастрофическому снижению поголовья охотничьих животных. А процесс восстановления их не быстрый. Депутаты ГД и сенаторы СОВФЕД, выполняя чей-то заказ, протащили закон в одно «касание», а вот переработать его считают ниже своего достоинства. Вот и спотыкаемся.
На сегодняшний день в действиях властей я не увидел конкретной заботы о простом охотнике. А жаль. Без этого «простого» охотника все благие намерения властей пустой звук. Хотелось бы услышать, какие конкретные изменения в закон и другие подзаконные акты в МПР готовятся и как они будут способствовать улучшению ведения охотничьего хозяйства и возможности заниматься охотой. И кто тормозит их претворение в жизнь. Поделились бы, Сергей Николаевич, с охотниками, написав об этом в «РОГ». А пока все ваши заявления не что иное, как декларация о намерениях и похожи на танец на перевернутых граблях.
И не уколоться бы, и… Поэтому будьте готовы к критике за размазанность ваших высказываний. Слово — не воробей… Хотелось бы пожелать вам умения слушать ученых, специалистов охотничьего хозяйства и простых охотников.
Когда-то Д. Гранин, писатель, депутат Госдумы, сказал: «Власть всегда глупее народа. Но она не должна быть настолько глупой, чтобы не слушать свой народ». Если внемлите этому, тогда, пожалуй, вам будет легче претворять в жизнь комплекс декларированных намерений.
Комментарии (13)
Геннадий Левчук
Одного болтуна заменили на другого.
1 ответ
Иван Максимов
Запомни , что "Есть критика, а есть критиканство". Это еще Ленин отметил.....
Вячеслав Михайлов
Прочитал первый комментарий, и даже не смешно.
Откуда такое неприятие? Что Вы Геннадий, сами то можете предложить? Может все же все будем уважать друг к друга. ..Автор не только критикует, но оценивает и предлагает нормальные вещи. При этом проявляя гражданское мужество.
Теперь мое, может и не верное, мнение о статье.
Будем надеяться, что адресат ее прочтет. О реакции, надеюсь, узнаем из первых уст.
О том, как думаю, можно исправить ситуацию. Пути, изложенные в статье В. Новикова "Наш выбор", возможны, но нужно время на их реализацию.
Сейчас же, не дожидаясь смены депутатов ГД РФ, что вошли в МФПГ "Природа", вместе с ними надо хорошо подумать о том как изменить создавшееся положение.
Если ставить вопрос о новом ФЗ об охоте и охотничьем хозяйстве, то надо подготовить к этому обоснование. В нем надо показать, а почему ФЗ не работает на пользу государства и охотников. Посмотреть на действующий ФЗ об охоте через его общественно полезные результаты, конечно же, возможно через экономические показатели. Для этого нужны не только грамотные ученые, но и экономисты.
Надо провести экспертизу всему ФЗ об охоте, а также действующих смежных законов. Для этого нужна работа депутатов, юристов и специалистов в охотничьем хозяйстве.
Было бы желательно изучить опыт бывших стран входивших в СССР и СНГ. Нужны люди, которые имеют проводить такой анализ, к тому же свободных. Где таких найти?
Наконец нужно решить, как с помощью уже имеющегося ФЗ заложить базу для разработки нового законодательства. Надо решить, как в ФЗ ввести понятие "Охотничье хозяйство".
Мое, к примеру мнение, готовить дополнение в действующий Ф, где это установить в новой статье. Здесь надо кратко изложить цели и задачи отрасли.
Надо подготовить изменения в действующий закон с целью его приближения к нашим чаяниям. Исходя из разброса даже наших мнений об этом, задача трудная.
И наконец, где взять средства на эту работу? Верить в меценатов в то время, когда не уменьшается желание расхватать охотугодья, наверное, тоже из фантастики? Очень хочется ошибаться..
7 ответов
Пользователь удалён
А я понял, что Г.Левчук, в первом комментарии, ведет речь о дуэте Берсенев-Будилин, или Донской-Медведев.
Геннадий Левчук
Я не про автора, а про руководителей МПР. Уже сколько времени у руководства и ни одного НПА, улучшающего положение дел. Предыдущий вредил,а новый бездействует.
Пользователь удалён
Ни добавить ни поправить!
Александр Щербак
Есть от нового действия, уж поверьте. Не сразу все на гора, требуется подготовка и определенная работа, а это есть. Дайте время, и сайт будет при департаменте и много чего еще. Глобальных перемен не видно, и что? Вам нужна революция, болотные и баррикады? Мне-нет. Размерено, доходчиво, выверенно подойти к решению задач как самого министерства, так и отрасли в целом заслуживает по меньшей мере понимания.
Борис Соколов
Ну, допустим. Можно даже напрячься и предположить, что абсолютнейший "варяг" (абсолютнейший - не только не из "команды", но и вообще изначально некомпетентный в данной области знаний) - это даже к лучшему, с не замыленным взглядом и без тупых внутренних установок. Допустим. Ладно. Но не получится ли как у товарища Огурцова в фильме "Волга-волга": "Заберите у товарищей брак и выдайте им... другой!"
Желаем, так сказать, товарищу "Огурцову"... от всей души и от обШества избежать бессмертных цитат (с)#5 Дай Бог ему войти в историю в качестве спасителя русской национальной охоты (серъёзно я, без стёба)
НИК.ИВАНЫЧ
Вы уж извините меня, но ...у нас как и прежде, подождите, погодите, вот скоро, вот будет. Я всю жизнь это слышу с момента рождения, то "мы на подходе к коммунизму", "то на заре коммунизма", то "на горизонте...", то в 80-х буде то-то, а в 2000-х то-то ", стратегии все на 20 и 30 лет вперед пишем. А потом этих стратегов через пять лет уже и нет, и не с кого спросить. ЦЕЛЫЙ ГОД! знакомиться, вникать, изучать! Это каким умным надо быть??? Когда захотят они за пару недель могут НОВЫЙ ЗАКОН составить и принять, УСТАВ под себя распечатать за ночь, а потом годы исправляют, дополняют, изменяют...ещё через год ОН выступит с программой, потом на охоты начнет ездить, и удостоверится, что изменения ЕСТЬ!...благодаря его программе. :-)))
Алексей Шигарев
Это точно +100. Согласен полностью.
Анатолий Шедько
Господа, какие могут быть предложения? Это интервью - бессмертные цитаты, "отлитые в граните". Например: "в законе об охоте есть шероховатости", "закон молод", "отношения не сложились". Да неужели? Дальше только стеб. Как говорит наш директор правительства " крепитесь, т.е держитесь, бодрости духа и радости!".
Пользователь удалён
Толковая аргументированная статья.
Сергей Кудинов
В лоббирование охотничьих интересов должны "вписаться" коммерсанты. Те самые производители оружия, патронов, снаряжения, владельцы охотбаз.... заодно с ними производители рыболовного товара.
У них деньги на такую деятельность есть.
Общественники и "простые охотники" могут принять или нет перемены, но выступать в качестве "паровоза" не в состоянии.
"Наверх" надо пробиваться именно с тем, то Охотничье - рыболовно - туристическая тема это ОСТОВ экономики государства. Отправная точка.
ПС. Перечитал свой комментарий и ужаснулся... а РОРС ? РОРСа нету!