Ищем глухариный ток

За более чем двадцать лет охоты, довелось в разных местах найти много глухариных токов – думаю не меньше десятка. Должен вам признаться, что момент обнаружения заветных глухариных чертежей на плотном снегу, эмоционально мало уступает моменту, когда, наконец, в апреле услышишь на краю слуха, заветные щелчки и точение древней монументальной птицы, реликта наших северных лесов — глухаря.

фото автора

фото автора

Хочу рассказать о своем прошлогоднем мартовском путешествии в самую середину огромного мохового болота, начинающегося километрах в пяти от деревенского ”поместья” моих знакомых.

Итак, 10 марта, прошлого года. Раннее утро. Настолько раннее, что еще почти совсем темно и только где-то на востоке появилась еле заметная розовая полоска. На небе постепенно блекнут мириады звезд. Мороз на градуснике у крыльца показывает колючие минус восемь.

Быстро завтракаем и садимся в Ниву, предварительно кинув в нее старые лыжи «Тайга», небольшой рюкзак с запасом еды и питья на весь день. Это кусок хлеба, кусок сала, луковица, пара яблок и две маленькие пластиковые бутылки с простой водой и байкалом. Для поддержания сил должно хватить на весь день.

Еще в рюкзаке две пары шерстяных носков, лёгкая водолазка, запаянные в полиэтилен охотничьи спички, лёгкий топорик. В кармане охотничьей куртки обязательные компас и копия карты этого района. Шапка, перчатки, брюки на синтепоне и зимние сапоги – вот, пожалуй, и вся экипировка. Да еще конечно хороший охотничий нож на ремне.

В таком виде меня и забрасывают километров за двадцать пять по живописным ”зимним” проселкам, мимо спящих деревушек на дальний край мохового болота. К моменту выгрузки как раз светает. Короткое расставание после договоренности связаться после обеда по телефону и убытие транспортного средства на базу. Остаюсь на дороге один, а впереди за километровыми полями, начинаются незнакомые леса и болота. И где-то там, в глубине этих болот уже поют глухари. Один только и есть вопрос – где именно? На этот вопрос и предстоит постараться сегодня ответить.

Полный вперед. Входя в сосновый лес, через зарастающую мелятником опушку, сверяюсь с компасом. План следующий – следуя на северо-запад, пройти километров шесть - семь, после чего повернуть строго направо и челноком, подобно сеттеру, работающему по коростелю, осматривая островки высокого соснового леса среди моховых болот, добраться до дома. Вроде бы все очень просто! Хватит ли на эту задумку одного дня - ведь впереди километров тридцать, буреломы, выворотни, ручьи, под уже тонким подмытым льдом, и вообще неизвестно что.

Поживем, как говориться – увидим! На лыжах не стоял уже года три, хотя и совершил за это время пару безуспешных вылазок по насту километров по 12-15 пешком. Это когда снег не глубокий, а ночной мороз превращает наст в субстанцию подобную асфальту. В том же году снега было по пояс и забираться черте-куда без лыж, с риском, что наст к обеду отпустит и перестанет держать, не очень-то хотелось. Повторять подвиг Алексея Маресьева ни к чему.

Так что, не спеша, вспоминая технику ходьбы на лыжах без палок, шварк да шварк углубляюсь в лес. Отойдя километра два от опушки, среди старого не густого ельника натыкаюсь на следы лося и еще много более мелких следов вокруг. Немного пройдя по этой колее, вижу темный снег на вытоптанном участке. Ковыряю в этом месте снег ногой и ножом.

Под плотной коркой появляется спрессованный снег красного цвета. Внимательно осматриваю следы уходящие дальше. Следов человека нигде не видно – значит лося по насту достали волки. Никогда ранее не встречал в этих краях их следов, правда, никогда ранее именно тут и не был! Дальше иду по следам волчьего ”преступления”. Метров за тридцать вижу усыпанный лосиной щетиной, вытоптанный пятачок. Посреди него видна торчащая из снега и сама лосиная шкура. Пытаюсь в этом месте расковырять ножом снег.

Почти ничего не выходит – снег перемешанный с кровью спрессовался как камень. Хватит терять время! Достаю из рюкзака топорик и сую его под ремень на боку. Зря не взял ружье или карабин! Лучше в случае чего заплатить штраф в тысячу рублей, чем посреди огромного болота нарваться на волчью стаю, особенно в случае вынужденной ночевки! Но не отступать же теперь. Вперед и только вперед.

Все дальше углубляясь в лесной массив, иду по ельникам. Кое-где приходится буквально продираться через еловый молодняк. На подъемах лыжи скользят. Несколько раз падаю в снег и, пробив не толстый наст, погружаюсь в него целиком. Выбираться крайне тяжело, снег, точно как говорил Васков из незабвенного « А зори здесь тихие », по ... - в общем барышням по пояс будет. При этих падениях есть опасность сломать коленом лыжу и стать пешеходом.

Если это случится километрах в пятнадцати от ближайшей дороги, то сегодня я домой не приду и ночевки в зимнем лесу не избежать. После второго падения вырубаю из сухой елки палку-посох. Преодолевая подъемы, опираюсь на нее. Риск падения уменьшается многократно. Приходит далеко не новая мысль, что давно бы пора подбить лыжи камусом!

Километров через пять впереди замаячили просветы. Неужели добрался до болота? Подъезжаю действительно к болоту, покоящемуся под метровым снежным саваном. Но болото явно не моховое. Видимо это заболоченный ручей. Везде видны верхушки выворотней и продолговатые бугры от, наваленных друг на друга, упавших стволов. Да тут и черт ногу сломит. Отличнейшее место для волчьего логова. Где-то тут они вероятно и выводят волчат.

Поперек болота напрямую ломиться и думать нечего — сломаешь не только лыжи, но и шею. Не поможет никакой камус. Пытаюсь ехать краем. С трудом объезжая бурелом, и кое-где сойдя с лыж и взяв их в руки, перебираюсь через завалы. Наконец перехожу ручей по стволу упавшей сосны, сбивая перед каждым шагом с нее снег. Вроде бы начинаются сосняки — жить становиться легче. Сажусь передохнуть на валежину, перевести дух и перекусить.

Как же чертовски приятен бутерброд с салом и кружочком лука. Пока сижу, остываю от недавнего форсирования ручья, как раз из-за облаков выходит солнце, и мир вокруг сразу же преображается. Сосновая хвоя становится изумрудно зеленой, снег матово искрится, солнечные блики красиво играют на сосновых стволах. И жить хорошо, и жизнь хороша! На часах мобильника еще нет и десяти — весь день впереди. Ну ладно поели, передохнули и пошли, то есть поехали дальше.

Начинают попадаться стручки глухариного помета. Но он явно старый, зимний - не токовой. Проехав еще пару километров, забираю вправо. Вот вроде и начинается моховое болото. Сосны становятся чахлыми, а поверхность впереди более ровная. Попадаются следы зайца, лисы. Кое-где виден помет рябчика и тетерева, а кое-где и следы тетеревов. Может быть, тоже уже начали подтоковывать.

Далее стараюсь высмотреть участки соснового леса повыше. Это, как правило, небольшие возвышенности. Переезжаю от одного островка к другому и постепенно углубляюсь в это огромное моховое болото. Вскоре пейзаж со всех сторон стал одинаковым. Чахлые сосны, сухие корявые елки да редкие тонкие березки. Пару часов пейзаж не меняется.

Это значит, что прочелночил в общем направление на восток километров 6-7. Все - перекур и рекогносцировка. Примерно определяю свое место, но точность конечно никакая. Надо покупать GPS навигатор - он сэкономит кучу времени! Правда, полагаться только на это чудо техники нельзя, он может глюкануть отсырев, могут сесть батарейки — тогда без умения ориентироваться, можно попасть впросак и вообще попасть.

Куда ж теперь податься? Решаю забирать севернее, что бы перебраться за центр болота, которое в поперечнике километров 16 на 25. В центре вроде обозначены возвышенности. Может быть, на них и есть то, что я ищу? Действительно, вскоре болотистый сосняк сменяется болотистым частоколом березняка. Пошел неуклонный подъем. Вот оно верховое болото.

Начали попадаться свежие следы лосей, и не мало. Это радует. Лося в здешних местах не видел очень давно, хотя местные говорили, что, еще каких-то лет двадцать назад, на километровом пути от деревни к большому лесу гарантированно видели пару-тройку лосей в полях, на краях кустов и перелесков. Тогда в эти места вела тракторная колея.

Насыпанная перед перестройкой дорога открыла доступ к хорошим местам и вот итог. Постепенно многолюдье и дальнобойные карабины загнали лосей в непроходимые дебри. Ибо, перед тем как войти в лес, видел целые дороги, накатанные снегоходами и даже гусеничными вездеходами, а в лесу и на болоте следов человека нет и в помине. Летать всевозможные квадро, гидро и всякие другие циклы и каты пока еще к счастью не научились.

Но собственно вот, похоже, и то, что я ищу - след глухаря. Стройный рядок крестиков пересекает мой путь. Следов от маховых перьев по бокам не видать. Чего ж ты тут шлялся - друг сердешный? Иду по следу. Глухарь долго гулял по окрестностям и в двух местах пощипал маленькие сосенки. Столовался. В конце следа лунка и следы крыльев. Покушал и улетел! Были бы глухари, найдутся и тока.

Далеко впереди значительно левее моего маршрута видна полоска сосняка. Хочешь, не хочешь, а надо идти смотреть иначе ничего не найдешь. Издалека сосняк кажется высоким, но приподъезде становится ясно, что высок он на фоне невысоких березок. Небольшие островки сосняка сменяются березняком несколько раз. Смотрим время.

Ого! Дело идет к двум часам. Солнце перевалило зенит, а я ориентировался последние часа два, думая, что часов 11. Потерял время и, наверное, забрал вправо. Теперь черт его знает, где я, но точно где-то в самой сердцевине. Смотрю компас и карту. Странное дело. Компас показывает какую-то ерунду. Два часа - солнце уже потихоньку пошло от юга к западу, а компас показывает, что оно то на северо-западе, то на севере. Сбрендил. Верю глазам, а не прибору.

Подворачиваю и вперед на северо-восток, а сам думаю — хорошо еще день ясный. Так, поперся бы по компасу и вышел бы к вечеру на реку километрах в двадцати от дома. Справа впереди виден сосновый лес, а левее какое-то открытое пространство. Это еще что? Вроде никакого земледелия тут быть не должно. Довольно высокому сосняку предшествует участок с редкими сосенками.

Открытое пространство уже хорошо просматривается. Это уходящая за сосняк длиннющая полоса ветровала шириной метров в шестьсот. Надо бы подъехать к границе бурелома. Выбираю оптимальный маршрут. Внимание приковано к приближающейся абсолютно непроходимой полосе, поэтому не сразу замечаю, что еду среди чахлых сосенок, по насту, истоптанному какой-то живностью. Начинаю всматриваться и как описать этот миг, с чем сравнить его. Вот оно наконец-то. От натоптанного участка уходит свежий след глухаря с черчением. Ощущение радости, победы, гордости — хочется петь, махать руками и прыгать.

-Еес! Все-таки нашел! Нашел! Ай да молодец. Иду дальше. Сосняк становится выше, вот токовой след еще одного глухаря и его помет. Этот ходил кругами. В оном месте перестал токовать и, поклевав сосновых иголок, снова распустил крылья. Только-только еще начинают играть. Задержали морозы и снегопады начала марта.

Представляю, как он ходил тут, гордо запрокинув голову, с распущенным веером хвостом, как тряслась его «борода» в такт точению. Вот куча токового помета под невысокой, но толстой и корявой сосной. Место открытое. Среди сосен средней величины впереди и с боку видны все новые и новые чертежи. Выхожу на границу сосняка и ветровала. Тут тоже на краю чертежи. Хочу с кем-либо поделиться своей радостью и звоню другу, не выбравшемуся со мной.

Сажусь на первую валежину бурелома, звоню и взахлеб, с упоением рассказываю минут пять, как искал, как нашел. Короткий сигнал в телефоне оповещает, что деньги кончились. Забыл про роуминг! Прощаюсь с Омаром. От радости проболтал все деньги и остался без связи. Рассчитывать на помощь в случае чего не приходится и главное теперь не сломать лыжу.

С волчьим аппетитом быстро доедаю хлеб с салом и луковицей, пью полбутылки Байкала. Силенки теперь понадобятся. Решаю доехать до границы тока. Токовые следы попадались на всем протяжении сосняка метров пятьсот. Токует штук пять, не меньше. Время, однако, уже четыре. Место точно не известно, погрешность плюс минус километров пять, исправный компас продолжает дурить в этом болоте.

Прикидываю по солнцу направление, но это уже тоже все равно, что ткнуть пальцем в небо. Ладно, двигаю к дому на восток, северо-восток. В конце- концов вылезу же к потемкам на какую-нибудь дорогу. Ну, ошибусь километров на пять и ладно. Ведь главное еще запомнить обратный маршрут, а как это сделать без компаса? Привязался к ветровалу и пошел.

Вскоре дорогу начали перегораживать новые ветровалы, но уже не сплошные. Кое-как пробираюсь среди выворотней и упавших стволов, лавирую, объезжаю. Словом выехал на поля уже тогда, когда солнце нырнуло за дымку на западе.

Мороз усилился и потянул ветерок. Ошибка моя составила не пять, а все десять километров, но место выхода из леса я запомнил и направление тоже. Будь деньги на телефоне я бы избавил себя от необходимости ломаться до дома еще несколько часов, но увы! Домой пришел уже в кромешной, морозной тьме.

 

фото автора



Эпилог.

Конечно, не удержался и решил сходить проведать свою находку в конце апреля, когда почти полностью сошел снег. После заброски на машине пошел к току с вечера, и припозднившись, потерял маршрут. Была ночевка посреди мокрого мохового болота у костра на лежбище из сухих еловых стволиков, устланных лапником и сложенных между двумя здоровыми кочками.

Была тишина и мириады звезд над головой. Блики костра освещали причудливые очертания корявых сухих елок, похожих на кикимор. Были уже основательно подзабытые ночные ощущения одинокого бродяги и мысли о том, как огромен мир и как мал человек.

 

фото автора

Был медленно наступающий рассвет с легким морозцем и утренний поход, но увы, в потемках прошлого вечера меня снова унесло куда-то не туда. Зато нашел отменный тетеревиный ток. Штук двадцать- тридцать косачей гудели так, что слышно было издалека.

 Начался новый год. Наступил новый март и будет новый апрель, будем снова искать глухариный ток и, конечно, теперь - обязательно найдем!

Анатолий Бонч-Бруевич 10 марта 2013 в 13:41






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • -2
    Борис Соколов офлайн
    #1  10 марта 2013 в 17:02

    Душевно. Серъёзный рейд. А мне вот в этот сезон ток найти не удалось. Но навигатор всё же нужен, особенно с закачанной качественной топографией. Поскольку, ГЛОНАСС пока "не рулит", рекомендуется "Гармин". Ни разу не было случая отказа из-за влаги или температуры. У меня лично модель "e-trex", есть и более продвинутые модели и марки, но "гармин" есть "гармин" - 25 часов непрерывной работы на двух батарейках АА, моментальная их замена при необходимости, цветной дисплей, компактность (100х50х30 и нет торчащей антенки). Рекомендую. Хотя,конечно, в магазинах глаза разбегаются, но главные критерии - заменяемые источники питания, продолжительность их работы и влагостойкость.

    Ответить
  • -2
    Анатолий Бонч-Бруевич офлайн
    #2  10 марта 2013 в 17:53
    Борис Соколов
    Душевно. Серъёзный рейд. А мне вот в этот сезон ток найти не удалось. Но навигатор всё же нужен, особенно с закачанной качественной топографией. Поскольку, ГЛОНАСС пока "не рулит", рекомендуется "Гармин". Ни разу не было случая отказа из-за влаги или температуры. У меня лично модель "e-trex", есть и более продвинутые модели и марки, но "гармин" есть "гармин" - 25 часов непрерывной работы на двух батарейках АА, моментальная их замена при необходимости, цветной дисплей, компактность (100х50х30 и нет торчащей антенки). Рекомендую. Хотя,конечно, в магазинах глаза разбегаются, но главные критерии - заменяемые источники питания, продолжительность их работы и влагостойкость.

    Согласен с Вами. Маленькая, компактная штуковина может сэкономить уйму времени и сил в незнакомых местах. Но даже при ее наличие при таких путешествиях надо внимательно смотреть под ноги, особенно при форсирование ручьев и буреломов, ибо даже сломанная лыжа ( не говоря уже о ноге ) может принести массу проблем которые никакой навигатор не решит. С пожеланием найти ток в этом году. Судя по погоде на это еще есть пара,( если не попрет тепло - тройка ) недель. Удачи!

    Ответить
  • -2
    Борис Соколов офлайн
    #3  10 марта 2013 в 18:54
    Анатолий Бонч-Бруевич
    Согласен с Вами. Маленькая, компактная штуковина может сэкономить уйму времени и сил в незнакомых местах. Но даже при ее наличие при таких путешествиях надо внимательно смотреть под ноги, особенно при форсирование ручьев и буреломов, ибо даже сломанная лыжа ( не говоря уже о ноге ) может принести массу проблем которые никакой навигатор не решит. С пожеланием найти ток в этом году. Судя по погоде на это еще есть пара,( если не попрет тепло - тройка ) недель. Удачи!

    Спасибо, Анатолий ! А уж как фанат ходовой охоты, и осенней, и зимней, тоже в свою очередь не могу не согласиться.

    Ответить
  • -2
    Михаил Сёмин офлайн
    #4  10 марта 2013 в 20:40
    Борис Соколов
    Душевно. Серъёзный рейд. А мне вот в этот сезон ток найти не удалось. Но навигатор всё же нужен, особенно с закачанной качественной топографией. Поскольку, ГЛОНАСС пока "не рулит", рекомендуется "Гармин". Ни разу не было случая отказа из-за влаги или температуры. У меня лично модель "e-trex", есть и более продвинутые модели и марки, но "гармин" есть "гармин" - 25 часов непрерывной работы на двух батарейках АА, моментальная их замена при необходимости, цветной дисплей, компактность (100х50х30 и нет торчащей антенки). Рекомендую. Хотя,конечно, в магазинах глаза разбегаются, но главные критерии - заменяемые источники питания, продолжительность их работы и влагостойкость.

    Борис, добрый вечер! "Качественная топография" - как я понял, например для Тверской обл., ее просто не существет... Пользуюсь Гарминами с 2003 года, были и Е-трекс и ряд других моделей, в том числе и из последних, Вы я думаю в курсе (CSx)... В итоге пользуюсь Гармином, модель 60, простая и надежная. Все нужные точки и маршруты закачиваю сам в навигатор, используя Программу Гугл Мир Про. Еще совместно пользуюсь привязанной картой Навитела, дергаю оттуда точки итп.
    Про Навител отдельная тема - качество и достоверность полевых дорог, пешеходных троп и прочих тропинок удивляет, некоторые регионы отображаются лучше военных карт масштаба меньше километра... :)
    На счет внутренней антены - могу честно сказать, с внешним штырьком ловит гораздо лучше. Опробовал на себе. Если интересна конкретика - готов ответить.

    Ответить
  • -2
    Борис Соколов офлайн
    #5  10 марта 2013 в 21:31
    Михаил Сёмин
    Борис, добрый вечер! "Качественная топография" - как я понял, например для Тверской обл., ее просто не существет... Пользуюсь Гарминами с 2003 года, были и Е-трекс и ряд других моделей, в том числе и из последних, Вы я думаю в курсе (CSx)... В итоге пользуюсь Гармином, модель 60, простая и надежная. Все нужные точки и маршруты закачиваю сам в навигатор, используя Программу Гугл Мир Про. Еще совместно пользуюсь привязанной картой Навитела, дергаю оттуда точки итп.
    Про Навител отдельная тема - качество и достоверность полевых дорог, пешеходных троп и прочих тропинок удивляет, некоторые регионы отображаются лучше военных карт масштаба меньше километра... :)
    На счет внутренней антены - могу честно сказать, с внешним штырьком ловит гораздо лучше. Опробовал на себе. Если интересна конкретика - готов ответить.

    Здравствуйте, Михаил, очень приятный разговор, спасибо ! Попробьую по пунктам, хотя и в произвольной последовательности.
    1.Ну, антенка - она и есть антенка, связь, конечно, улучшает, хотя я не замечал, чтобы уж явно принципиально. Порою вообще разница не ощущается, а в некоторых случаях объясняется, скорее, прошивкой приборчика, чем наличием антенки. Хотя, должен признать, что те же гармины, ею снабжённые, при включении "грузятся" спутниками быстрее. Но без неё уж больно габарит хорош ! :))
    2."Шестидесятка" у одного из нас в группе есть. Пашет отменно, солидарен. Я тоже сторонник простоты и надёжности.
    3.С топографией действительно беда. Я был весьма удивлён, когда перед моей первой поездкой в Карелию наш сисадмин, которого я попросил о таком одолжении, нашёл очень достойные карты. Реально помогли ! Если есть интерес, могу поинтересоваться у него, где он их накопал. Тут плавно переходим к Навителу...
    4.Ох... странное у меня к нему отношение... С одной стороны, вроде бы - да, точность иногда удивляет..., когда он вообще понимает, где ты находишься :). По крайней мере, у меня в Нижегородской области и опять же в Карелии помощи от него на местности минимум. Я Навителом пользуюсь, в основном, в городах и на местности, когда нужно просто направление движения понимать. Для своего региона я другой путь выбрал: по Нижегородской области кто-то не поленился отсканировать военную километровку и выложить на общее пользование, а привязана она к ОзиЭксплорер. А что уж скрывать, роднее нашему бродяжьему глазу ничего, кроме привычных километровок и нет ! Как по листу карты идёшь или едешь! Функционал, конечно, ограничен, но всё равно здорово.

    Ответить
  • -2
    Михаил Сёмин офлайн
    #6  11 марта 2013 в 00:12
    Борис Соколов
    Здравствуйте, Михаил, очень приятный разговор, спасибо ! Попробьую по пунктам, хотя и в произвольной последовательности.
    1.Ну, антенка - она и есть антенка, связь, конечно, улучшает, хотя я не замечал, чтобы уж явно принципиально. Порою вообще разница не ощущается, а в некоторых случаях объясняется, скорее, прошивкой приборчика, чем наличием антенки. Хотя, должен признать, что те же гармины, ею снабжённые, при включении "грузятся" спутниками быстрее. Но без неё уж больно габарит хорош ! :))
    2."Шестидесятка" у одного из нас в группе есть. Пашет отменно, солидарен. Я тоже сторонник простоты и надёжности.
    3.С топографией действительно беда. Я был весьма удивлён, когда перед моей первой поездкой в Карелию наш сисадмин, которого я попросил о таком одолжении, нашёл очень достойные карты. Реально помогли ! Если есть интерес, могу поинтересоваться у него, где он их накопал. Тут плавно переходим к Навителу...
    4.Ох... странное у меня к нему отношение... С одной стороны, вроде бы - да, точность иногда удивляет..., когда он вообще понимает, где ты находишься :). По крайней мере, у меня в Нижегородской области и опять же в Карелии помощи от него на местности минимум. Я Навителом пользуюсь, в основном, в городах и на местности, когда нужно просто направление движения понимать. Для своего региона я другой путь выбрал: по Нижегородской области кто-то не поленился отсканировать военную километровку и выложить на общее пользование, а привязана она к ОзиЭксплорер. А что уж скрывать, роднее нашему бродяжьему глазу ничего, кроме привычных километровок и нет ! Как по листу карты идёшь или едешь! Функционал, конечно, ограничен, но всё равно здорово.

    По внутренней антенке: мокрый хвойный лес, на лапнике лежит снег.... Снегопад, низкая облачность, температура около нуля - если попадете в такие условия, постарайтесь воспользоваться прибором, увидите, как он будет долго позиционироваться и какую большую погрешность даст... С Е-trex я все это проходил... А вот со внешней антеной - гораздо лучше. Именно поэтому серия СSx была с внешней антеной, новый чипсет и более чувствительная антена...
    На счет карт, согласен. Добротная бумажная - лучше всяких Гарминов. Но военные, если подойти по букве закона, это где в 1см меньше 1 км... Еще могу рекомендовать немецкие карты покрытия нашей страны времен ВОВ, а лучше американские - 1950-1960 годов.... Просто поражаешься, как у них такие подробности (у американцев) могли попасть на карту. Такое впечатление, что военные топографы толпами носились по нашим лесам, зарисовывая каждый овражек и мосток...
    Про OZI - если Вы знаете, что это такое и пользуетесь - рассказывать не буду, но вещь полезная, сами понимаете. Из опыта с Ozi - нужно научиться самостоятельно привязывать карту по координатам, тогда уже с любой картой проблем не будет...
    В конце про случай с gps: много лет назад товарищ ехал в кировскую область на охоту на авто, был у него тогда уже навигатор. В определенный момент его положение оказалось резко в стороне, метров на 500. Не помогла даже функция привязки к дороге, это когда не берется в расчет небольшая погрешность и положение курсора держится на дороге... Как оказалось - началась война в Ираке, янки врубили загрубление сигнала.... Это был чуть-ли не единственный случай, когда на несколько дней была такая погрешность...

    Ответить
  • -2
    Борис Соколов офлайн
    #7  11 марта 2013 в 01:07
    Михаил Сёмин
    По внутренней антенке: мокрый хвойный лес, на лапнике лежит снег.... Снегопад, низкая облачность, температура около нуля - если попадете в такие условия, постарайтесь воспользоваться прибором, увидите, как он будет долго позиционироваться и какую большую погрешность даст... С Е-trex я все это проходил... А вот со внешней антеной - гораздо лучше. Именно поэтому серия СSx была с внешней антеной, новый чипсет и более чувствительная антена...
    На счет карт, согласен. Добротная бумажная - лучше всяких Гарминов. Но военные, если подойти по букве закона, это где в 1см меньше 1 км... Еще могу рекомендовать немецкие карты покрытия нашей страны времен ВОВ, а лучше американские - 1950-1960 годов.... Просто поражаешься, как у них такие подробности (у американцев) могли попасть на карту. Такое впечатление, что военные топографы толпами носились по нашим лесам, зарисовывая каждый овражек и мосток...
    Про OZI - если Вы знаете, что это такое и пользуетесь - рассказывать не буду, но вещь полезная, сами понимаете. Из опыта с Ozi - нужно научиться самостоятельно привязывать карту по координатам, тогда уже с любой картой проблем не будет...
    В конце про случай с gps: много лет назад товарищ ехал в кировскую область на охоту на авто, был у него тогда уже навигатор. В определенный момент его положение оказалось резко в стороне, метров на 500. Не помогла даже функция привязки к дороге, это когда не берется в расчет небольшая погрешность и положение курсора держится на дороге... Как оказалось - началась война в Ираке, янки врубили загрубление сигнала.... Это был чуть-ли не единственный случай, когда на несколько дней была такая погрешность...

    Да-да, вспоминаю, был случай, когда курсор на е-trexe заметался и, будь у меня по-меньше выдержки и пространственной ориентровки с соответствующим опытом, увёл бы меня на круг. Тяжёлая облачность. Вынужден согласиться.Но, правда, после "скола" :) навигатор вернулся на след быстро, не завис, как это частенько бывает с навителовскими.
    И, честно говоря, очень приятно впервые встретить человека, который не пожимает плечами при слове Оzi :).
    По поводу рассказанного случая. Думаю, что многие с интересом ждут реальной работы от ГЛОНАССа не только из-за патриотизма, но и по причине тягостной зависимости от дяди Сэма, который,что уж тут скрывать, падлюка известная.

    Ответить
  • -2
    Борис Соколов офлайн
    #8  11 марта 2013 в 01:12
    Борис Соколов
    Да-да, вспоминаю, был случай, когда курсор на е-trexe заметался и, будь у меня по-меньше выдержки и пространственной ориентровки с соответствующим опытом, увёл бы меня на круг. Тяжёлая облачность. Вынужден согласиться.Но, правда, после "скола" :) навигатор вернулся на след быстро, не завис, как это частенько бывает с навителовскими.
    И, честно говоря, очень приятно впервые встретить человека, который не пожимает плечами при слове Оzi :).
    По поводу рассказанного случая. Думаю, что многие с интересом ждут реальной работы от ГЛОНАССа не только из-за патриотизма, но и по причине тягостной зависимости от дяди Сэма, который,что уж тут скрывать, падлюка известная.

    Да, про старые карты ! Пробовал. Рельеф, конечно, прописан замечательно, но ландшафт устаревает. Идешь по коренному лесу, вроде, изменений не ждёшь и вдруг вываливаешься на развороченную вырубку и с опушки тетерева веером, а ружьё на плече...
    А был случай, когда пропиливались на уазиках по заросшей просеке в расчёте выйти в поле, пересечь его и встать на берегу речушки, а упёрлись в молодой лес, по которому и не велосипеде не проедешь - как стена. В общем, интересное это занятие - навигация !

    Ответить
  • -2
    Kristall32RU офлайн
    #9  11 марта 2013 в 09:33

    Наша страна не перестаёт удивлять: подробные карты- НИЗЯ, свои навигаторы глонас- размром с тумбочку.... у иностранных разведок подробные карты давно есть, что скрывать? Вспомним полёт М.Руста- он карту в свободной продаже купил! А мы вынуждены мыкаться по болотам, лесам, полям по примитивным картам....
    Что касается Гармина, то у меня 60-й умер без предупреждения, перестав включаться. Политика Гармина такова, что примитивные проблемы они лечат (сбой прошивки, например) а вот всё остальное- только обмен с доплатой.... всё равно где он куплен, лишь бы не подделка. Решил взять Гармин 62-й- доплатил порядка 7500рэ. и сдал убитый 60-й. Вероятно, они т.о. экономят на долговременной эксплуатации и получают инфо с убитых моделей о причинах отказов.
    В отличии от 60-го, 62й поддерживает графические форматы и можно любую карту наложить на основную, например, выделив лишь границы охот.угодий.

    Ответить
  • -1
    Анатолий Бонч-Бруевич офлайн
    #10  11 марта 2013 в 09:58
    Kristall32RU
    Наша страна не перестаёт удивлять: подробные карты- НИЗЯ, свои навигаторы глонас- размром с тумбочку.... у иностранных разведок подробные карты давно есть, что скрывать? Вспомним полёт М.Руста- он карту в свободной продаже купил! А мы вынуждены мыкаться по болотам, лесам, полям по примитивным картам....
    Что касается Гармина, то у меня 60-й умер без предупреждения, перестав включаться. Политика Гармина такова, что примитивные проблемы они лечат (сбой прошивки, например) а вот всё остальное- только обмен с доплатой.... всё равно где он куплен, лишь бы не подделка. Решил взять Гармин 62-й- доплатил порядка 7500рэ. и сдал убитый 60-й. Вероятно, они т.о. экономят на долговременной эксплуатации и получают инфо с убитых моделей о причинах отказов.
    В отличии от 60-го, 62й поддерживает графические форматы и можно любую карту наложить на основную, например, выделив лишь границы охот.угодий.

    У моих знакомых "кладоискателей" уже давным давно есть вся навигация с кучей разнообразных карт. Там и Ген.штаб, и трофеи ВОВ, и старинные экземпляры и пр., пр. Все это закачено в различные навигационные приборы и дает привязку к местам прошлых поселений ( напр. ) с точностью до метров...Но вот ни одного клада они так и не нашли. А наблюдать за тем как они часами во время скоротечного полевого сезона просиживают за закачкой все новых и новых карт - меня скорее забавляет. Я конечно же не сижу с ними - рыбачу или охочусь. Все на мой взгляд хорошо в меру, но в 21 веке, в условиях экономии времени - простенький, но надежный, влагостойкий навигатор - дело благое.

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все

Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований










наверх ↑