Таких вальдшнепиных высыпок, как в этом году, не было давно. Каждый год, когда наступает конец сентября, все легашатники начинают представлять себя в угодьях, где им когда-то повезло удачно поохотиться на пролетного вальдшнепа. Самое удивительное, что запоминается в деталях буквально каждый эпизод. Но вот проходит уже октябрь, а высыпок все нет. И так повторяется из года в год. Лишь отдельные случайные встречи с этим удивительным лесным обитателем радуют охотника.

В Средней полосе, по наблюдениям орнитологов, массовый пролет вальдшнепа наблюдается обычно с конца сентября до середины октября. Бывает, что он очень активен буквально в течение нескольких дней, а дальше идет резкое снижение. Иногда валового пролета не наблюдается и вовсе. В таких случаях вальдшнеп летит в течение длительного времени, начиная с сентября и до самых холодов. Вспоминается несколько случаев встречи с вальдшнепами, взлетающими из-под молодых елей на зарастающих вырубках, в самом конце декабря во время загонных охот, когда высота снежного покрова достигала уже несколько десятков сантиметров.


В этом году в Орехово-Зуевском районе Московской области высыпки вальдшнепа стали появляться в середине октября. Их появлению предшествовало сильное похолодание со снегом, а потом такое же резкое потепление.


17 октября. На охотничьей база Северное-Чистое проходят открытые внутрипородные состязания секции Курцхаар-II МООиР по вольерным кабану, барсуку и кровяному следу. Во время работы одной из собак по кабану она неожиданно для ведущего делает стойку, как потом оказалось, по вальдшнепу.


С трудом дождавшись окончания этих мероприятий, мчусь на дачу. Интуиция и многолетние наблюдения говорят, что высыпки очень реальны. Быстро собираюсь и в месте с курцхааром Ютой начинаю обследовать участок смешанного леса, расположенного буквально в ста метрах от моего участка. Часы показывают начало пятого вечера. Поздновато для начала охоты, но удержаться нет сил. Ютка начинает буквально летать среди молодых берез, осин и ольхи. Колокольчик, надетый на ее шею, практически не смолкает, то удаляясь, то приближаясь ко мне.


Вдруг все резко оборвалось. Лихорадочно смотрю в ту сторону, где последний раз слышал звон. Метрах в двадцати вижу Юту, застывшую в выразительной стойке, рядом с куртиной дикой малины. Стволы моего любимого ТОЗ-34 заряжены «восьмеркой» дисперсантом и «семеркой» без контейнера. Медленно подхожу к собаке и подаю команду «пиль!». Из малины резко вверх взрывается рыжий шар. Выстрел дуплетом. Вижу, что попал, но вальдшнеп улетает в густые заросли молодого осинника на краю леса и исчезает из поля зрения. Перезаряжаюсь и продолжаю движение в ту сторону, куда улетел подранок. Через пару минут сначала слышу, а потом вижу, что Юта добрала птицу и несет мне. Эмоции бьют через край.


Новая команда «ищи!», и мы продолжаем охоту, двигаясь вдоль узкой полосы молодого березняка, далеко вдающегося в поле. Прошло уже минут тридцать, а колокольчик все звенит не умолкая. Юта по-прежнему двигается на очень высокой скорости по лесу, что по моим представлениям не очень здорово для такого вида охоты. Тем не менее, колокольчик начинает звенеть реже и в конце концов совсем замолкает. Юта стоит, вытянувшись как струна. Стараюсь как можно аккуратнее подойти к собаке и занять наиболее удачную позицию для стрельбы. Вальдшнеп, не дожидаясь, пока я встану в удобную точку и дам команду собаке, резко взлетает вертикально вверх, выпущенный как из пращи. Торопливый дуплет не наносит ему никакого вреда, и он уходит из поля зрения.
Идем вслед улетевшему вальдшнепу в надежде, что он где-то рядом. Возбужденная от встречи с птицей Юта еще увеличивает темп поиска и, вдруг наткнувшись на невидимое препятствие, переходит на потяжку и останавливается. Кулик взлетает так же, как и в первый раз, не дав мне подойти на удобное для стрельбы расстояние, и опять улетает, прячась за кусты ивы. Все, на сегодня хватит, дни очень короткие, и на улице начинает смеркаться. На завтрашний день большие надежды.


Утро встретило нас ярким солнцем и слабым морозцем. Пока шли с собакой до леса через поле, я в полной мере получил удовольствие от созерцания октябрьской осени. Золотые березы на фоне лазурного неба создавали праздничное настроение. Даже засохшие сорняки заметно принарядились, покрывшись белым инеем. Разнообразие птичьего царства заметно поубавилось с приходом холодов. Сороки, вороны, сойки, дятлы да вездесущие синички — вот фактически весь ассортимент пернатого братства.


Подходим к самому краю березового леса, вдающегося двумя большими языками в большое поле. Разогнавшись на открытом пространстве, Юта на большой скорости просто влетает в лес и, двигаясь змейкой, сбавляет скорость и картинно замирает в стойке. Редкий березняк, стрелять удобно. Спокойно захожу со стороны поля и посылаю собаку на подъем. Вот он вред дальнего чутья. Вальдшнеп взлетает метрах в двадцати от того места, где я его ожидал увидеть. Стреляю, но не успеваю попасть, искусно закрывшись от выстрела кустами ивы, бурая птица улетает, будучи невредимой. Проводив глазами улетевшего вальдшнепа, иду за ним в том же направлении. Метров через сто новая работа собаки, и опять все повторяется: стойка, подъем, выстрел и промах с дальнего расстояния. Колокольчик на шее собаки звенит не переставая, то удаляясь, то приближаясь.


Наконец, звон замедляется и прекращается совсем. Юта в стойке среди непролазных ивовых кустов. Издалека вижу, как дрожит ее высоко поднятый обрубок хвоста. Лезть в кусты нет никакого смысла, поэтому стараюсь послать Юту вперед, а сам принимаю наиудобнейшую позицию для стрельбы. Но кто знает, куда полетит вальдшнеп? Мне несказанно повезло – вальдшнеп буквально вырывается из стены кустов и появляется прямо передо мной, как на стенде. Стреляю «восьмеркой», и бурая птица грузно падает в пяти метрах от меня. Выстрел с близкого расстояния слегка изуродовал тушку. Внимательно рассматриваю добытого кулика. Птица уже полностью перелиняла и набрала вес для длительного перелета на зимовку. Из разбитого живота торчат кусочки желтоватого жира. Даже руки становятся липкими от соприкосновения с ним.


В этот день нам повезло, как никогда. В общей сложности за четыре часа собака добросовестно отработала по вальдшнепу около двух десятков раз, доставив огромное эстетическое наслаждение. С другой стороны, добыто было всего четыре птицы. Основную причину такой не очень удачной охоты вижу в небольшой практике стрельбы в лесу, которая сильно отличается от стрельбы, например, на открытом пространстве. Здесь у охотника практически нет времени на прицеливание, и вся стрельба идет исключительно навскидку и за считанные секунды. Безусловно, наличие хорошего бипера также помогло бы, так как часто при поиске собаки в густых кустах не удается точно определить ее место нахождения в стойке и приходится влетающего вальдшнепа чаще слышать, чем видеть. Конечно, если собака умеет анонсировать затаившегося вальдшнепа, это еще лучше, но, к сожалению, таких собак у нас крайне мало. Тем не менее, побывать на таких вальдшнепиных высыпках большая удача и мечта любого охотника с легавой. В этом году такой мечте для меня суждено было осуществиться.

Что еще почитать