Изображение Подумаем вместе
Изображение Подумаем вместе

Подумаем вместе

Я за последние двадцать лет не припомню ни одной весны, чтобы «зеленые», защитники прав животных, а всуе с ними и чиновники от охоты не покушались на весеннюю охоту. Особенно в вопросах, направленных на расширение прав охотников и упрощения их доступа к охоте.

Написать этот материл меня заставила статья Сергея Буслаева, биолога-охотоведа, «Об использовании водоплавающей дичи на весенней охоте» («РОГ» № 21 2014 г). Я с ним согласен: «Российский охотник, хранящий, почитающий и свято соблюдающий традиции весенней охоты с подсадной уткой, должен иметь право охотиться на селезней в своих родных угодьях с момента начала пролета водоплавающей дичи».
Но, читая эти хорошие слова, я поймал себя на мысли, а где эти «мои родные угодья»? Родился и вырос я в Оренбургской области, за годы службы исколесил полстраны, а теперь вот живу в Москве, в доме на восьмом этаже. Но весеннюю охоту, братцы, люблю так, что мне даже неудобно в этом признаваться. Могут подумать — спятил дед. И таких, как я, «без родных угодий», миллионы.
Я разделяю точку зрения Сергея: «Круглосуточная стрельба по стаям уток и гусей, пешее шатание по угодьям с заряженными, расчехленными ружьями и пальба с моторных лодок — вот картина, ставшая привычной в последние годы при проведении весенней охоты». И что бы мы ни писали, а ситуация, к сожалению, не улучшается.


Далее Сергей пишет: «Загнанные в одни рамки общей десятидневки и купившие разрешения на право охоты, новоявленные граждане с полуавтоматическим оружием, «ознакомившиеся с охотминимумом и не имеющие судимости», ни о каких традициях и не помышляют. Все имеют равные права, демократия в охоте. Ура!»


Да они их не знают. Это же еще не охотники, это просто люди с ружьями. И им до охотника еще расти и расти. Лучше зададимся вопросом, а кто их такими сделал? Закон «Об охоте»… Но сваливать все безобразия в охоте на закон будет не совсем правильно. Виновата система воспитания и образования. Это же надо суметь за двадцать лет привить людям отвращение к чувству коллективизма, свойственного нашему народу. Многие и слышать не хотят об обществах охотников, мол, там руководят люди, преследующие свои интересы. Может быть, и есть такие, но в основном возглавляют общественные организации люди достойные и болеющие за охоту и охотничье хозяйство страны.


Когда мы все поймем, что охотник воспитывался и должен воспитываться только через охотничий коллектив, тогда что-то начнет меняться в лучшую сторону. Из истории охоты мы знаем, даже лица царствующей семьи состояли в обществе охотников. И первое общество так и называлось «ИМПЕРАТОРСКОЕ». Возьмите наших партийных бонз и чиновников. Я не помню случая, чтобы кто-нибудь из них состоял или состоит с нами в одном охотколлективе. Они все сделали, чтобы свести на нет роль обществ охотников. Сегодня в обществе господствует идеология наживы и денег. А это страшно. Не могу согласиться и с таким утверждением: «Зачем им подсадная утка (это он про «новоявленных граждан»), если есть возможность включить голосовую запись любой птицы, покрякать в «навороченную свистульку». Сергей, в «свистульки» крякать — у нас традиция. Еще Л.П. Сабанеев в «Календаре охоты» писал: «На манок идут кряквы, серухи, шилохвости и чирки; свиязей и нырковых уток можно бить случайно… В магазинах продаются обыкновенные жестяные манки на крякву, но они хуже деревянных дудок, изготовляемых промышленниками. Последние, впрочем, всего чаще манят всяких уток в кулак, и для того, кто обладает музыкальным слухом, эта наука дается легко».


А как же прикажете относиться к соревнованиям манщиков, которые у нас стали проводиться? Это, на мой взгляд, очень нужные соревнования. Надо всячески их поддерживать, а научиться хорошо манить — это целая наука. Почему, Сергей, вы против «голосовой записи»? Я лично за использование на охоте электронных манков. Ну, не дал мне Бог музыкального слуха, и что, теперь по прихоти чиновников мы лишаем права охотников на использование этих средств? Заметьте, в западном мире они имеют право на жизнь. Для чего тогда реклама и торговля нам их предлагают? Закон «Об охоте» их не запрещает. А как говорят юристы, что законом не запрещено, значит разрешено.


А запретить пытаются ретивые чиновники. И каким документом это запрещено? «Правилами охоты», утвержденными приказом чиновника. Чувствуете разницу? И уж совсем не разделяю предложение Сергея «внести очередное дополнение» в действующие «Правила охоты» следующего содержания: «Охота на селезней открывается только для владельцев подсадных уток в областях ЦФО (перечислить при необходимости) ежегодно с 15 марта по субботам и воскресеньям до общего десятидневного срока весенней охоты, устанавливаемого в регионе». А почему только в регионах ЦФО? — могут спросить охотники других регионов. У нас же равноправие.


Я надеялся, что он вспомнит об охоте на селезней с чучелами. Но нет. Он еще раз подтвердил свою мысль, развивая «следующие жесткие ограничения». «Установить, что охота на селезней производится только при наличии подсадной утки…» Этим предложением он охоту с чучелами весной вынес за скобки? Как один из способов охоты. А эта охота довольно эмоциональная и интересная. Этим предложением он отсек от охоты действительно настоящих охотников. Читатель может спросить, а как же мне охотиться? Ну нет у меня возможности в городе держать подсадную. На такой вопрос Сергей не дал ответа. В охотхозяйствах подсадных мало, и они в массе своей неподготовленные.


А теперь предположим, все предложения Сергея вводятся с весенней охоты 2015 г. Как мне думается, это нанесет моральный ущерб «правильным» охотникам, охотпользователи понесут значительные убытки, а самое печальное — приведет к массовому протестному браконьерству. Мы все видим, что произошло с введением нового прочтения п. 46 — натаска и нагонка собак охотничьих пород без оружия разрешается только в охотничий сезон. Предложение С. Буслаева открывать весеннюю охоту с подсадной с 15 марта, до общей десятидневки, имеет право на жизнь. И то только после тщательного изучения этого вопроса учеными и специалистами охотничьего хозяйства. Давайте обсудим это вместе.
 

Что еще почитать