Изображение Хватит ныть!
Изображение Хватит ныть!

Хватит ныть!

Прошла почти четверть века с той поры, как начались реформы. Что сделали власти в охотничьем хозяйстве за это время? А ничего хорошего. Превратили угодья в убыточные коммерческие ларьки и бесплатные общественные туалеты. Раздать угодья частникам под лозунгом «Обогащайтесь!» и придумать резервации УОП смогла бы и обезьяна.

Пятнадцать лет сочиняли закон, уже пять его правят, и неизвестно, сколько еще будут править. Потом согласятся, что он негодный и скажут: «Нужен новый». Все, что пытались сделать чиновники за эти годы, не работало, не работает и только вредит. ОБЕФО пригодится, коли уж потратились, но и без него бы обошлись. Единственное, чем могли бы прикрыться реформаторы, — это ростом численности некоторых видов животных. Только и это не получится. Это не они, это мы, рядовые охотники, в начале 2000-х, осознав угрозу полного уничтожения угодий, затягивали пояса, оставляли зверя на развод, не трогали самок, занимали, но скидывались на подкормку, набрасывались, как цепные псы, на чужих, шли работать бесплатно егерями, наживали врагов, чтобы сохранить охоту. Терпели, молчали, ждали. Думали, что кто-то наверху изо всех сил старается сделать так, чтобы везде все было хорошо, а сейчас выясняется: там никого нет и не было. Прибавилось кабанов, и власти посчитали это своей заслугой, решили, что все легко и просто, и сразу же совершили ошибку, похоже, роковую. Это были не их кабаны, это были кабаны народные. Одним росчерком пера власти погубили все, что мы правдами и неправдами создавали долгие годы. И сегодня еще не все поняли и почувствовали на себе, какие будут последствия этой ошибки. А последствия будут такие: в сезон этого года добьют кабанов, пара-тройка лет уйдет на лося и другие виды. Увеличат штат госохотнадзора, потратив опять же наши деньги, и увидят, что это не помогает. Ужесточат наказание за нарушения, а когда поймут, что и это бесполезно, закроют охоту совсем. Но и это не поможет. Вот и получится «стратегия».


Что же мы за люди такие? Десятилетиями наблюдаем, как дураки балуются спичками, а потом сами же плачем на пепелище. Если б государство вообще не вмешивалось, то за эти годы даже в условиях анархии сформировалось бы шикарное охотничье-рыболовное хозяйство, где было бы с избытком и зверя, и птицы, и рыбы, и все были бы довольны — и богатые, и бедные. Неужели нас не возмущает то, что за границей и угодья битком набиты, и людям все нравится, а у нас вечно одни проблемы? В охоте денег никогда не было и нет, а коррупция есть. И это совсем не то, что кто-то кому-то позволил добыть лишнюю зверюшку. Нет, это реальная, серьезная круговая порука, где личные интересы пары-тройки моральных уродов блокируют развитие целых регионов. Но во всех наших бедах, братцы, виноваты только мы сами. Мы, рядовые охотники. Мы сами себе враги. Мы сидим на печке и ждем, пока все наладится. Придумываем все, что угодно, лишь бы не участвовать в принятии решений. Ныть, конечно, проще. Только само все не рассосется. На кого мы надеемся? На кабинетных охотоведов? ФЗ-209 не плохой, а просто не о том. И как ни правь, суть его не изменится. На сегодняшний день ни в стране, ни во всем мире нет ни человека, ни группы лиц, способных создать нам рабочее охотничье законодательство.


На мой взгляд, возможны следующие пути развития событий.


А. Оставляем все как есть, прекращаем ныть, радуемся тому, что происходит, мы «все равно самые крутые», но на судьбу охоты, как на пережиток прошлого, нам наплевать, а если честно, то просто запрягать лень.


Б. Власти официально признают, что отрасль находится в состоянии глубочайшего управленческого кризиса, а также признают фактическую ничтожность законодательства, осуществляющего правовое регулирование и регламентирующего отношения в сфере охоты и сохранении охотничьих ресурсов. Принимают решение о проведении беспрецедентных антикризисных мер. Департамент при МПР реорганизуют, акцентируя внимание на развитии охотничье-рыболовного хозяйства и противодействии коррупции в данной сфере, наделяют его исключительными правами, в том числе и в отношении охотуправлений субъектов федерации. При нем создается комиссия с привлечением лучших специалистов — от профильных до психологов. Объявляется конкурс проектов антикризисного управления на участках территорий. Лидерами, инициаторами проекта могут быть физические и юридические лица, в том числе представители действующих охотпользователей. При наличии проекта к рассмотрению комиссия проводит его оценку. Получившие положительную оценку комиссии при содействии АСИ (агентства стратегических инициатив) наделяются всеми испрашиваемыми административными полномочиями, а также всем необходимым, включая изменения нормативно-правовой базы. Главным критерием при оценке проектов является возможность доступной охоты и рыбной ловли для всех слоев населения при расширенном воспроизводстве природных ресурсов, а также их тиражируемость, то есть возможность применения на других участках. Таким образом, создаются охотничьи или охотничье-рыболовные хозяйства особых режимов. Хозяйства могут быть любой организационно-правовой формы. Где-где, но в нашей стране точно найдутся люди, которые предложат креативные пути выхода из кризиса на своих участках территорий, в своих регионах. Для всего этого потребуются незначительные объемы финансирования. Додумать детали (под чьей юрисдикцией во время реализации проектов будут находиться эти хозяйства, какие поправки потребуется внести в 209-ФЗ) будет несложно. Прокуратуре, Росприроднадзору, УФАС, судебным инстанциям сложно разобраться в наших охотничьих премудростях, и охотуправления почти всегда выходят сухими из воды, истолковав законодательство в свою пользу. Поэтому контроль и надзор за происходящим должен осуществляться юристами, курируемыми опытными, грамотными охотоведами, чтобы всякая хитрая и непослушная лиса знала и всегда помнила о том, что в любой момент могут налететь лихие орлики, которые с превеликим удовольствием и абсолютно законными способами снимут с нее шкурку. А грехов там на сто лет вперед наберется. Далее хозяйства, работающие с положительными оценками, дают информацию для разработки законодательных инициатив. Два-три года — и будут готовы ответы на все вопросы. А банальная централизация власти сегодня ничего не изменит.


Только власти не пойдут на этот шаг. Во-первых, он уничтожит смысл их существования — сегодня и на протяжении предыдущих десятилетий. Во-вторых, они просто не поймут, о чем речь, ведь у них «все хорошо», «не видно никакого развала». Поэтому в очередной раз они притворятся глухими.


В. Собираемся в кулак, в мощную, агрессивную (в хорошем смысле: aggressio — нападение) общественную организацию, без всяких антимоний политическую партию и сами строим свою жизнь такой, какой хотим ее видеть. Политические партии могут не ставить перед собой цели придти к власти в стране, но могут выступать как «группы давления» (термин из политологии), лоббирующие интересы части общества. Понятно, что это позорище на головы властей, что это из пушки по воробьям, что этими детскими играми никому просто не хочется заниматься, но иначе – еще большее позорище на наши с вами головы.


Губернаторы теперь выборные. Ни один губернатор (или кандидат на эту должность) не заинтересован в создании оппозиционных движений, и ему придется принять нашу головную боль, поэтому охотуправления будут реализовывать программу партии. Ни малейшая ошибка, ни малейшее бездействие чиновников не должны оставаться без реакции со стороны охотников. В идеале все ключевые посты в сфере охоты и вокруг занимают наши люди. Конечно, это упорный труд и самоотверженная борьба, но иначе — вариант А. Для создания организации необходимо 500 человек. Съезд, регистрация, разработка и утверждение программы партии (вариант Б предлагаю включить в программу партии), создание руководящих и ревизионных органов. Если нас к тому времени еще не услышат, то одна акция протеста — и глухоту властей как рукой снимет. Помогать им надо. А далее будем решать свои проблемы, в том числе по мере их поступления.

Что еще почитать