Изображение  Северная сага
Изображение  Северная сага

Северная сага

Несмотря на свою суровость и негостеприимность, Арктика с давних пор привлекала человека, но отношения с ней складывались по-разному. Для кого-то Арктика становилась домом, кому-то открывала свои богатства и щедро ими делилась, а для других оставалась неприступной. Одним она несла разочарование и смерть, а других делала героями.

В этой серии статей мы посмотрим, кто, когда и зачем стремился в Арктику, почему одни экспедиции заканчивались успешно, а другие гибли, вспомним имена выдающихся путешественников и ученых, а также проследим, как накапливался и развивался опыт выживания и деятельности человека в условиях Севера.
Первыми среди европейских народов осваивать эти неприступные высокоширотные территории начали те, кто жил рядом — норвежцы и русские. В северо-западной Арктике XIX−XХ вв. господствовали предки современных норвежцев — викинги. К концу XI в. они открыли и начали заселять Исландию, в 80-х годах X в. освоили Гренландию, в 1000 году — достигли Северной Америки. Около 870−900 гг. Оттар из Халогаланда открыл морской путь в Белое море. В то же самое время восточную часть Арктики и прилегающие к ней территории начали осваивать русские. Выходцы из Новгорода отправлялись в X в. к берегам Белого моря в поисках новых рынков и ресурсов. В XI−XII вв. новгородские колонии можно уже было встретить на берегах рек Онеги, Северной Двины и Мезени, Белого моря и Ледовитого океана. Эту территорию впоследствии стали называть Поморьем, а ее жителей — поморами, что буквально означает «живущие у моря». Поморы стали первыми русскими арктическими мореплавателями и соперниками викингов. Летописи сообщают, что в 1412 г. жители «Двинской земли» нападали на норвежские крепости с моря. В XV в. русские уже активно использовали морской путь в Европу вдоль норвежских берегов. Известно, что в XV−XVI вв. поморы начали промышлять у Новой Земли и в Карском море.
Северные районы вызывали интерес с практической точки зрения, и русские люди занимались освоением их ресурсов. В этой связи у наших предков сформировался ряд особых умений и навыков, традиций в одежде
и способах передвижения, необходимых для жизни и деятельности в суровых климатических условиях. Поморы изобрели особый тип судна, приспособленный для плавания во льдах, — коч, отличительной особенностью которого была способность выжиматься на поверхность при натиске льдов. Ледовые обводы придавали корпусам кочей округлую, яйцеобразную форму, за что современники называли их «круг­лыми судами». Плавали на кочах вдоль берегов. К другим изобретениям, значительно облегчавшим жизнь на Севере, можно отнести и русские сани, теплую меховую одежду, меховую и валяную обувь, различные приспособления для передвижения по глубокому снегу (широкие лыжи и снегоступы). Если для европейского человека эти вещи были экзотическими атрибутами, то для русских они представляли собой обычные элементы быта.

Изображение
 


Проникая на Север, русские старались закрепиться на новых территориях и начинали их обживать. Сначала появлялись монастыри, которые становились не только религиозными и культурными, но также торговыми и промышленными центрами. Здесь занимались охотой, рыболовством и даже тюленебойным и китобойным промыслом. Вокруг монастырей возникали города и поселения. Так в 1584 г. в устье Северной Двины появился Архангельск, ставший первым «окном в Европу», а в Сибири, на реке Таз, почти на Полярном круге, — Мангазея, основная база для торговли пушниной. Все население Мангазеи составляли русские. Каждый июнь там проводилась большая ярмарка, для участия в которой приезжали более 2000 человек. Связь с Мангазеей осуществлялась преимущественно морским путем. Уже упоминавшиеся поморские суда — кочи — изначально предназначались именно для путешествий в Мангазею. Город быстро рос, и торговля процветала. Правда, недолго — в 1619 г. царь Михаил Федорович под страхом смертной казни запретил использование морского пути в Мангазею сначала для иностранцев, а затем и для русских. Однако запрет на плавания в Мангазею не остановил русскую экспансию на Север, и на протяжении XVI в. русские присоединили к своим владениям Арктику и суб­арктическую Азию и больше не теряли их.

Изображение Если русские и норвежцы осваивали арктические пространства в силу географической близости этих территорий, то другие европейские народы попали в Арктику в поисках морского пути в Индию и Китай.
Если русские и норвежцы осваивали арктические пространства в силу географической близости этих территорий, то другие европейские народы попали в Арктику в поисках морского пути в Индию и Китай. 



Первые сведения о Крайнем Севере были получены от русских купцов, на их основе возникли догадки о возможности проникновения в Индию и Китай через северные моря. В XVI в. английские купцы организовали с целью открытия северного морского пути в Китай и Индию специальное «Общество купцов-изыскателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и морским путем не посещенных». Его основатель Себастьян Кабот, венецианец, всю жизнь проживший в Англии, составил проект первой в истории экспедиции в северные моря. Эта экспедиция в составе трех судов, под руководством Хьюго Виллоуби и Ричарда Ченслера, покинула Англию 20 мая 1553 года. Суда Виллоуби после бури у побережья Норвегии отнесло на восток. Считается, что они дошли до южной оконечности Новой Земли и попытались продвинуться дальше на север. Однако льды заставили их повернуть назад, и экспедиция зазимовала на восточном Мурмане, в устье реки Варсины. Зимовка закончилась трагически — в 1554 г. русские промышленники обнаружили оба корабля с трупами замерзших людей. Ченслеру повезло больше — он достиг устья Северной Двины и встретился с русскими. Он выдал себя за королевского посла и был вызван Иваном Грозным в Москву. Его путешествие послужило установлению между Москвой и Англией дипломатических и торговых отношений. «Общество купцов-изыскателей» получило название «Московской компании». До сих пор в Москве сохранился «Английский двор» на улице Варварка — палаты, пожалованные Ченслеру в качестве московской конторы.


Изображение
 



«Московская компания», развивая торговлю с русскими, продолжала снаряжать северные экспедиции с целью отыскания морского пути в Китай. Среди них — экспедиция Артура Пита и Чарльза Джекмена в 1580 г. Судам удалось проникнуть в Карское море, но льды помешали продвинуться дальше, и путешественники были вынуждены повернуть назад.
После экспедиции Пита и Джекмена инициатива в деле отыскания северного пути в Китай и Индию перешла к Голландии. Голландцы в XVI в. также вели активную торговлю с русскими на Мурмане, в Беломорье и Печорском крае. Именно голландцы начали первыми вести научные работы — в 1570 г. Симон ван Салинген провел гидрографическую съемку района между Кольским заливом и Святым Носом.


Изображение Коч — мореходное парусное судно поморов XI—XIX веков. Яйцеобразная форма корпуса судна, его легкость способствовали выжиманию судна на поверхность льда и давали возможности вытащить коч на лед неповрежденным.
Коч — мореходное парусное судно поморов XI—XIX веков. Яйцеобразная форма корпуса судна, его легкость способствовали выжиманию судна на поверхность льда и давали возможности вытащить коч на лед неповрежденным. 



Но самым известным голландцем в истории освоения Арктики XV в. стал Виллем Баренц. В 1594 г. экспедиция под его руководством побывала на Новой Земле, а во время плавания 1596−1597 гг. — на Шпицбергене.
К концу XVI в. экономическое и политическое могущество Голландии усилилось настолько, что голландцы смогли вытеснить с мирового рынка испанцев и португальцев и захватили южный морской путь в Индию. Интерес к поискам северного маршрута значительно снизился и постепенно сошел на нет. То же самое произошло и с англичанами. «Московская компания» снарядила на свои средства экспедицию под руководством Генри Хадсона (больше известного как Генри Гудзон). В 1607 г. Гудзону удалось достичь в районе Шпицбергена 80˚ 23’ северной широты, а в 1608 г. он смог добраться только до западного берега Новой Земли. После этого путешествия «Московская компания» окончательно отказалась от дальнейших попыток поисков северо-восточного прохода. Сам Гудзон предпринял еще два плавания — в 1609 г. он еще раз дошел до Новой Земли, но вновь наткнулся на льды, а в 1610 году попытался отыскать Северо-западный проход в Китай вокруг Америки.


Изображение Корпус из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная» технология, обеспечивала большую гибкость кораблям викингов.
Корпус из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная» технология, обеспечивала большую гибкость кораблям викингов. 

Эта экспедиция закончилась для него трагически — взбунтовавшаяся команда посадила его вместе с сыном и пятью матросами в шлюпку и оставила в открытом море. В 1679 году англичане предприняли последнюю попытку отыскать Северо-восточный проход, снарядив на средства Адмиралтейства и частных лиц экспедицию Джона Вуда. Однако корабль Вуда разбился о рифы у Новой Земли. Самого капитана и его команду спасло второе судно экспедиции под командованием капитана Флоуса. На этом поиски европейцами северного пути в Китай и Индию окончательно прекратились.
Русские же продолжали свою экспансию на северо-восток, к сибирским рекам. Стимулом для освоения новых территорий было развитие охотничьих промыслов — искали земли, «где соболи добрые и зверья много». Что касается арктического мореплавания, последующие века были отмечены превосходством русских в морском промысле и рыболовстве в прибрежных водах Шпицбергена и Новой Земли. Причем русские промышляли не только китов, моржей и тюленей, как норвежцы, но также оставались на островах на зимовки и охотились на песцов, оленей и других зверей. О том, как проходили эти зимовки и какие открытия совершили наши охотники и мореплаватели в XVII−XVIII вв., и будет наш следующий рассказ.

 

Что еще почитать